Apr 15, 2015 22:31
Накануне зашёл к нам в редакцию один профессор. Хороший такой профессор. Увидел у нас на столе последнюю полосу газеты наших коллег. Он сразу озадачился вопросом, к чему мы так безжалостно измельчили текст. Когда понял, что дело рук не наших, внимательно изучил газету. Второй вопрос, который он нам задал, звучал так: «А чего это главный редактор у них на первой полосе? Позиционирует себя что ли?». Знал бы профессор, как верно он подобрал выражение.
Мне подумалось, написать на эту газету обзор в очередной раз и я забрала её домой. В автобусе решила почитать редакторскую колонку. В ней много всего написано. Не колонка - три колонки. Пишет редактор об Интернете и нашей жизни в нём. Текст, правда, по стилю изложения немного напоминает стандарт системы менеджмента качества с пафосными выражениями а-ля «вуз с богатой 50-летней историей» (я боюсь, простите, предположить какая история у МГУ). Особенно мне понравилось предложение: «Но мы забываем, что на западе человек требует соблюдения своих прав, прежде всего, потому, что всегда помнит о своих обязанностях и, главное, соблюдает их». Здесь, конечно, имеется, неправильное обособление, но это не самое важное. Самое важное, что редактор так живо толкует о соблюдении обязанностей.
«И главное, человек не задумывается о том, что он-то выплеснул свои эмоции и успокоился, а последствия его высказываний расхлёбывает порой весь университет», - пишет автор в своей тетраколонке. Понятно, что информационным поводом для такого текста послужило какое-то не очень приятное событие, только в тексте заинтригованный читатель объяснения не найдёт.
Редактор очень много пишет о правах, обязанностях и этике, ссылается на известного в журналистской среде автора Дмитрия Соколова-Митрича. А я сижу и думаю, вот Митрич-то практически идеален. Он не грешит не только канцелярским стилем в материалах, но и, что большая редкость для уфимских журналистов, знает, что такое композиция, не нагромождает 33 одинаковых предложения в надежде с очередной попытки всё-таки донести свою мысль до читателя. То есть, чтобы так серьёзно рассуждать на такие большие темы и так безапелляционно делать выводы, надо соответствовать. «Судить мы можем о себе, да и это редко получается объективно», - пишет автор.
А может сесть, посмотреть в зеркало (или на свой портрет, который красуется на каждой первой полосе газеты) и подумать о себе? О том, соблюдаются ли в газете ФЗ «О СМИ», ГОСТ «Газеты. Общие технические требования» или правила русского языка, которые, по-прежнему, предписывают писать слово Интернет с прописной буквы.
Ведь если написано в ФЗ «О СМИ», что в выходных данных необходимо указывать дату выхода в свет, значит, дата эта должна быть. Тем более что в издании публикуется конкурс о замещении должностей профессорско-преподавательского состава, который оканчивается фразой «срок подачи заявления - месяц со дня опубликования в газете». А какой это день, если в шапке написано «март», а в выходных данных только дата подписания в печать - 30 марта. Когда же истекает этот самый месяц? Когда он, в конце концов, начинается? Не думает ли, главный редактор, что его стараниями весь коллектив вуза стал нелегитимным, потому что избирается по неправильно опубликованному конкурсу? А если этим вопросом заинтересуется прокуратура, она ведь тоже не найдёт в законе никакого толкования на эту тему. Сколько не предъявляй, дату подписания в печать, датой выхода в свет она всё равно не станет.
Или если есть в стандарты, касающиеся размера шрифта в издании, то стоит их если не соблюсти, то хотя бы прислушаться. Потому что если человек с идеальным зрением в газете без труда может прочитать только одну заметку (ту самую колонку), а остальные из-за мелкого шрифта или слишком ярких подложек остаются за кадром, что можно говорить о профессоре с богатой 50-летней историей? Газета это не Инстаграм, в котором главное селфи и картинки. В газете правит текст. Тем более, в газете корпоративной, тем более в вузе, у которого есть аккаунты во всех социальных сетях, и найти какое-либо изображение в хорошем качестве не составляет труда. А вместо того, чтобы работать над содержанием газету сдабривают кучей фонов, подложек и фотографий, а на первой полосе высокопарно рассуждают о том, каким должен быть Интернет. А какой должна быть газета?
журналистика,
не про вёрстку