Ох, друзья, я конечно так замоталась, что уже не знаю за какой пост хвататься и о чем писать. Столько же всего происходит!
Но будем послідовными, хотя бы в своей непоследовательности, и продолжим третьим постом завершение одного дня. Да, я умею прожить один день так,
что потом о нем пишется три поста.
После воздушных потоков мы завезли Юлю домой в центр, а сами направились на Подол. Мой любимый маршрут - через Вознесенский спуск, и две локации, которые вы не раз видели у меня в блоге: домик с котиками и художественная Академия. Внезапно оказалось, что Юля здесь не бывала и ничего о них не знает. Конечно мы тут же остановились и я пошла проводить моему директору экскурсию ))
Фоточки из этих мест вы уже видели, а вот рассказы я обычно приберегаю для личных прогулок. Но в этот раз будем считать, что гуляем все вместе.
Дом с котиками.
На самом деле усадьба под №13 по Вознесенскому спуску известна не только своими котиками на заборе, хотя они - забавная и милая достопримечательность.
Двухэтажный дом с резными деревянными наличниками под крышей и высокими окнами построен 127 лет назад. Жили в нем жильцы не очень известные и именитые.
Принадлежал он Ганне Ломачевской-Петруняк, муж которой, Александр Петруняк был преподавателейм природоведения в средних учебных заведениях.
Жил здесь историк, археограф, архивист Виктор Романовский. Выпускник Университета св.Владимира, потом преподавал там и в Археологическом институте, возглавлял архив древних актов Киева. С 1947 года и до конца жизни он работал профессором Ставропольского педагогического института.
Но особое внимание я хочу обратить на Ипполита Моргилевского, историка архитектуры, который жил в этом доме 1889-1945 годах. А киевляне могут поблагодарить его за добросовестно выполненные обмеры/замеры Михайловского златоверхого собора, взорванного советской властью и полностью восстановленного по его чертежам уже во времена Независимости Украины.
Кирпичная стена с воротами этого особняка постоянно подвергается вандализму йуных художников (от слова "худо") учащихся напротив. Часто вижу этот милый забор полностью испоганенным, и всегда искренне сочувствую хозяевам. В особняке живет семья.
В общем у этого забора жизнь довольно активная, но я бы конечно руки поотрывала, простите, за такой вандализм. Поэтому забор перед забором я даже приветствую.
Ну а мы с вами идем в загадочную НАОМА, собственно, кузницу молодых дарований, которые этот славный забор и марают.
Усадьба Національної Академії Образотворчого Мистецтва і архітектуры, ранее была Художественным институтом.
На холме недалеко от ворот с домиком сторожа
в 1947 году археологи раскопали остатки каменного храма конца 11 столетия, возможно монастыря св.Симеона.
Местность эта называется Копырев Конец - плато, ограниченное несколькими ручьями, что возвышается над Вознесенским яром, урочищем Кожемяки и Дегтяри. А название возможно происходит от очень крутых склонов, откуда можно упасть, провалиться, копирснути. В 1073 году, это был конец княжеского Киева.
Здесь было построено много церков, в том числе Вознесенская церковь, которая дала название спуску на Подол. И воспринимая Копырев Конец, как церковную местность здесь построили большой учебный корпус Киевской духовной семинарии.
А во время Украинской Революции здесь разместились казармы Корпуса Січових Стрільців во главе с полковником армии УНР Евгеном Коновальцем.
Здесь же в январе 1918 года, на Львовской площади, была нехилая сеча между патриотическими вояками и большевиками.
В 1925 году, усадьбу передали Киевскому художественному институту, потому что большевистская Москва не признавала Украинской Академии художеств, созданной Центральною Радою, и понизила статус учреждения до институтского. Статус вернули уже во времена Незалежности.
Во время нацистской оккупации Киева в 1941-1943 годах здесь размещалась Биржа труда, где киевляне могли получить направление на работу.
В те времена в помещении Биржи были организованы мастерские, в которых художники писали картины и портреты на заказ; изготавливали уличные вывески, иконостасы и другое оздоблення для сельских церков уничтоженных "при советах". А в скульптурных мастерских делали бюсты Шевченко.
В общем одно дело ходить и рассказывать, а другое - писать и фотки вставлять. Постоянно или фото нужной нет, или пропущу что-то.
Если вы все же попали на территорию Академии, то точно почувствуете ее ореол таинственности и удрученности.
Но пройтись все же стоит, более чем тридцать минут прогулка у вас не займет.
Даю наводку, что вы должны найти :)
Памятник Марии Примаченко. Памятник Тарасу Шевченко
Копию памятника основателям Киева
А где-то в кустах, есть каменный гном Гимли, возле которого лежит его секира. Его я вам не покажу - ищите сами.
Мемориальная табличка основателям Украинской Академии Искусств
Михайло Грушевский, Иван Стешенко, Михайло Бойчук, Микола Бурачек, Василь та Федор Кричевские, Абрам Маневич, Александр Мурашко, Георгий Нарбут.
Ну, а если захотите - зовите меня, я вас выгуляю. Живу-то я рядом.
Чмоке, ваша лапуля.