Если ехать от Санкт-Петербурга вдоль южного берега Финского залива по старинной Петергофской дороге, то за Лебяжьим и Красной горкой открывается вид на удивительной красоты озеро, обозначенное на картах как Горовалдайское (или Каравалдайское), названное так по прибрежной деревне Гора-Валдай.
Название Гора-Валдай не имеет никакого отношения к знаменитому новгородскому Валдаю, а является искаженной формой финского Harjavalta (от «harja» - гребень, вершина). Земли эти, входившие в Копорский уезд Ингерманландии, и достаточно обжитые ещё в давние, допетербургские времена, после победы в Северной войне были пожалованы Петром I своему верному сподвижнику Александру Даниловичу Меншикову, получившему титул ингерманландского губернатора.
После опалы «светлейшего герцога Ижорского» земли отошли в казну и были розданы именитым помещикам. Гора-Валдайскую мызу поделили на две части с границей, проходившей по середине озера. Западный берег с частью деревни Гора-Валдай достались генерал-майору С.А.Шепелеву, служившему при Елизавете Петровне. Его усадьба стала называться Шепелева (Шепелево). А восточное побережье с другой половиной Гора-Валдая и деревнями Пулкова и Черная Лахта отошло фавориту императрицы - А.Г.Разумовскому.
Горовалдайское озеро, карта 1860 года
Затем поместье унаследовали родственники Разумовского, а в 1822 году оно было продано действительному статскому советнику Д.Н.Добржанскому. Дмитрий Никифорович Добржанский создал на берегу озера небольшую усадьбу, назвав ее «Алютина».
Печальные руины алютинского усадебного дома - замечательного образца дачной деревянной архитектуры первой трети XIX века, ещё можно увидеть в глубине одичавшего парка с вековыми дубами и липами:
темные проемы окон с чудом сохранившимися резными наличниками, обгоревшие массивные балки, разрушенные старинные печи и небо, просвечивающее через обвалившуюся крышу.
Усадьба Алютина в Гора-Валдае (2015)
Sic transit gloria mundi
После Добржанского, в 1839 году, владельцем имения стал судья Ораниенбаумского уезда Арист Иванович Дребс. За 60 лет владения усадьбой семья Дребсов внесла свой вклад в благоустройство Гора-Валдайской мызы. Появились служебные постройки, конюшни, фруктовый сад, пейзажный парк с прудами, подъездная липовая аллея и дорога вдоль берега, с которой открывался вид на огромное озеро.
Вид на Горовалдайское озеро от усадьбы (остатки причала)
Прекрасно сохранившееся здание конюшни
Усадебный пруд с лилиями
В 1896 году наследники Дребса продали поместье купцу Воронину.
Иван Агапович Воронин, родом из деревни Рябинки Ярославской губернии, начинал свою деятельность в Петербурге как простой предприниматель.
Петербургский купеческий справочник 1891 года в списке купцов 1-й гильдии дает следующие сведения: «Воронин Иван Агапович, 49 лет, веры православной, образование домашнее, в купечестве с 1871 г. по 1878 г. по 2-й гильдии. Жительство: Нарвская часть, 3 уч., дом 1 - 2 на Большом Резвом острове. Состоит членом Ремесленного училища Наследника Цесаревича с 1883 г. При нем жена второго брака Мария Герасимовна, сыновья от второго брака Леонид 16 лет, Владимир 14 лет».
Пройдя все ступени купеческого карьерного роста, к концу XIX века купец Воронин стал председателем правления петербургского акционерного общества ткацких мануфактур, в которое входило шесть предприятий (ткацкие, ситценабивные, бумагопрядильные) с общим числом рабочих около трех тысяч человек.
Кроме того, Воронин являлся одним из руководителей акционерного общества по постройке церквей и соборов.
Купец И.А.Воронин, фото 1912 года
Резвоостровская ткацкая мануфактура И. А. Воронина акционерного общества «Воронин, Лютш и Чешер» - наб. реки Екатерингофки, 25 (фото
http://www.citywalls.ru/)
В 1891 году Иван Агапович пожертвовал крупную сумму на возведение неподалеку от своей фабрики в Нарвской части, на берегу реки Екатерингофки, каменного храма, оговорив устройство в нем семейной усыпальницы.
Автором проекта стал выдающийся петербургский зодчий, приверженец «русского» стиля в церковной архитектуре, Василий Антонович Косяков.
Великолепный храм Богоявления Господня на Гутуевском острове - с мощным центральным куполом и шатровой колокольней, богато украшенный майоликой, изразцовыми вставками, узорными кокошниками и карнизами, и сегодня остаётся главной доминантой панорамы Обводного канала и набережной реки Екатерингофки.
Церковь Богоявления на Гутуевском острове (фото
http://palmernw.ru/gutuev/gutuev.html)
Позднее по проекту Косякова был построен знаменитый Морской собор в Кронштадте и много других церковных сооружений, как в Петербурге, так и за его пределами.
Став хозяином Гора-Валдайской мызы, Иван Агапович Воронин в первую очередь озаботился строительством церкви в этом месте. Ближайшая церковь находилась в дальней деревне Коваши, и Воронин подал прошение о закладке храма на берегу Горовалдайского озера, в котором говорилось: «Место, избранное для храма, по своей живописности и центральности положения вполне благоприятствует строительству церкви. Храм будет благодеянием для всех окружающих деревень».
Правда, местные жители поговаривали, что у Ивана Агаповича была личная, очень веская причина для постройки этого храма. Его сын полюбил простую деревенскую девушку, а отец, планировавший выгодную женитьбу своего отпрыска, воспротивился сыновней страсти. Семейный конфликт обернулся трагедией, когда молодой Воронин покончил с собой.
Храм Святой Троицы в пос. Гора-Валдай до начала реставрации
Для строительства купец Воронин пригласил своего доброго знакомого Василия Косякова, и в 1899 году был утвержден проект церкви Св. Троицы в усадьбе Алютиной.
Освящение однокупольного храма с колокольней в стиле церквей из русских сказок - с луковичными главками на тонких шейках, крыльцами на пузатых колонках, папертями и лестницами, с декоративными фасадами, украшенными гирьками, кокошниками, порталами и наличниками, состоялось в 1903 году.
Освящал храм Св. Троицы отец Иоанн Кронштадтский, а первым настоятелем стал молодой священник Михаил Владимирович Полетаев, родом из Кронштадта, прослуживший в Гора-Валдае до 1916 года.
В годы гонений на церковь, отец Михаил принял монашеский постриг с именем Маврикий. После первого ареста по обвинению в контрреволюционной деятельности он провел три года в ссылке в Орле (с 1928 по 1930-й). По освобождении приехал в Загорск (Сергиев Посад), где прослужил пять лет настоятелем церкви Всех Святых.
Михаил Владимирович Полетаев - архимандрит Маврикий
Новый арест архимандрита Маврикия последовал в 1935 году. На этот раз его отправили в карагандинский лагерь. После изуверских допросов и истязаний, 4 октября 1937 года, отца Маврикия расстреляли.
Храм Святой Троицы в Гора-Валдае, первым настоятелем которого был о.Михаил (Полетаев) - архимандрит Маврикий (фото
http://sobory.ru/)
Возвращаясь к деятельности Ивана Агаповича Воронина, следует упомянуть другой известный проект, осуществленный на средства купца на его малой Родине, также архитектором В.А.Косяковым. Это Спасский собор в селе Кукобой Ярославской губернии.
Величественный храм, стены которого были облицованы не простым кирпичом, а привезенным из Финляндии бело-розовым, и с финской же черепицей, покрытой глазурью цвета морской волны, стал абсолютным шедевром русской церковной архитектуры начала XX века. Его так и называли - «кукобойское чудо».
Спасский собор в селе Кукобой, арх. В.Косяков (фото
отсюда)
После революции памятник подвергся разграблению, как и большинство церковных сооружений в то время. Витражи были разбиты, фрески вытравлены, с куполов сброшены кресты, в подвале собора устроили тюрьму, а позднее склады. Подобная участь была и у Троицкой церкви в Гора-Валдае, и у храма Богоявления на Гутуевском острове, и у множества других храмов.
Архитектор В.А.Косяков
Пережив надругательства над своими детищами, Василий Антонович Косяков умер в Петрограде в 1921 году от голода, не будучи востребованным новой властью. Мастер церковной архитектуры был похоронен у стен построенной им Казанской церкви на Новодевичьем кладбище в Петрограде, но могила его была утрачена. Несколько лет назад у стен этой церкви прошло открытие памятника петербургскому зодчему.
Храм Св. Троицы в деревне Гора-Валдай (2015)
Внутри и снаружи идёт реставрация
Храм Св.Троицы
Сегодня мало кто знает о купце-храмостроителе Иване Агаповиче Воронине, но имя его осталось навеки вписанным в историю храмов, построенных архитектором Василием Косяковым на средства щедрого благотворителя. К счастью, эти удивительные памятники архитектуры и истории сохранились до наших дней.
Если будете проезжать по Санкт-Петербургскому шоссе в сторону Соснового Бора, обязательно остановитесь в Гора-Валдае и загляните в Троицкий храм, где уже долгие годы идёт реставрация.
А после прогуляйтесь по старинному парку усадьбы Алютино, в прудах которой до сих пор цветут белые лилии, а над озером шелестят могучие кроны дубов, посаженных чьими-то заботливыми руками почти два века назад.
Исп. мат-лы: Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Ломоносовский район. СПб., 1999.
PS. Подробнее о купце И.А.Воронине о его Резвоостровской ткацкой фабрике в статье:
Деконская Н.В. Промышленные предприятия XIX - XX вв. в экспозиции музея "Нарвская застава". Резвоостровская фабрика И.А.Воронина // Промышленный Петербург в музейных коллекциях.- Мат-лы межмузейной конференции. - СПб, 2016. С. 17 - 23.
PPS. Да, и ещё одна достопримечательность усадьбы Алютино.
Выбравшись из руин усадебного дома, мы заметили в зарослях непонятное изумрудное пятно. Оказалось, это был - не рептилоид, нет, - это был Ленин!
Видимо, когда-то Ильич посещал эти края и любил здесь как следует погулять. Таким его и запомнили жители усадьбы Алютино..
Ленин в Алютино