Когда-то в далёком детстве моя одноклассница Машка рассказывала, что её бабушка живёт в Пудости, и она отдыхает там у бабушки на каникулах всё лето. Слово "Пудость" было тяжёлым и важным, запомнилось своей непререкаемой значительностью, ведь нас с сестрой бабушка Дина каждый год отправляла в лагерь от завода, и о даче, пускай хоть и в тяжеловесной Пудости, можно было только мечтать.
Если бы мы только знали, в каком волшебном месте проводила Машка свои каникулы!..
Оказалось, что это место вовсе не тяжелое, а лёгкое и поэтичное, - фантастически живописный уголок старой Ингрии, наполненный такой богатой историей, что можно уже не просто музей, а целый НИИ истории этих мест создавать.
Кстати, Пудость по фински Puutosti, а что это значит?
Итак, 26 февраля 2012 года в библиотеке славного поселения "Пудость" состоялось празднование 210-летнего юбилея Андрея Ивановича Штакеншнейдера,
к этому дню было приурочено открытие фотовыставки "Мельница Штакеншнейдера", сделанной по следам субботников на мызе Ивановка, где наш драгоценный архитектор и имел честь родиться!
На это важное событие собрался весь цвет местной интеллигенции.
Были учителя пудостской школы, коренные жители мызы (и даже те, кто родился в его "Розовой даче"!), были участники субботников и неизменные представители всеми любимого Скворицкого прихода, были петербургские краеведы и художники.
Наталья Георгиевна Остонен, чудесная хозяйка библиотеки рассказывала о Штакеншнейдере, о его Розовой даче, о тех, кто там бывал и жил;
пастор Павел Крылов исполнил на гуслях немецкие романсы XIX века и песни об Ингерманландии (в том числе хит Йоханнесдаля "Duderhoflied");
мы читали стихи Урбана Йерне (соседа-земляка Штакеншнейдера), и слушали удивительные рассказы старожилов об Ивановых днях, когда от мельницы по течению реки Ижоры отправляли колёса от телег и венки, украшенные горящими свечами (вместе решили эту традицию возобновить в следующий Юханнус).
Потом был традиционный ингерманландский кофе-чай, и снова разговоры - о прошлом и о будущем. О том, как спасти мельницу, как сохранить память, как сохранить гений места. Договорились пока, что местные старожилы напишут небольшие сочинения, как в школе, - воспоминания об истории Пудости, и попробуем издать их в виде краеведческих заметок.
Словом, прекрасный был день, главное - обнадеживающий!
Мельница Штакеншнейдера
У мельницы, на источнике, нам повстречалась та же самая бабушка с коромыслом, что и в прошлом году. Всякие попытки помочь были гордо отвергнуты. Это именно она тогда сказала: - Как Петруха пришёл, и пошла разруха..
Мы спросили, - какой Петруха?
- Да ваш, этот Пётр I...
Интересно, сколько ей лет?
А это маленький ангел на дорожке у мельницы (ангела зовут Варя) :)
Наталья Георгиевна Остонен, хранительница сокровищ Пудостской библиотеки, ревнитель и защитник мельницы Штакеншнейдера
Чудесные штакеншнейдеровцы, жители Пудости и Мызы Ивановки
Тамара Новикова делится воспоминаниями о погибшей Розовой даче Штакеншнейдера, памятнике петербургской дачной архитектуры XIX века
Во время кофепития наш славный пастор Павел Крылов исполнил ещё несколько замечательных песен на русском, финском и немецком!
Таня и Варя - наши жж-френды из Гатчины
Аня и Андрей - наши жж-френды из Русско-Высоцкого
edv_y рассказывает о выставке
Герань на окне пудостской библиотеки
Напоминаю, друзья, что выставка «Мельница Штакеншнейдера» в районной библиотеке Пудости будет открыта до апреля, так что выбирайтесь на мельницу и заодно в библиотеку.
На выставке представлены виды усадьбы Штакеншнейдеров, сделанные петербургскими и гатчинскими художниками и фотографами.
Это работы Виктора Штефана, Ольги Фёдоровой, Эдуарда Якушина, Виктора Тихомирова, Галины Пунтусовой, Дарьи Велижаниной, Олега Герасимова, Людмилы Багрянской, Али Деконской и безвременно погибшего 40 дней назад Михаила Тверского (
mgtverskoy), который работал в ЛИЯФе, находящемся неподалёку и принимал самое живое участие в спасении мельницы Штакеншнейдера - уникального памятника нашей земли.