В октябре ездили еще на два концерта. Наконец выбралась написать про них.
[Первый концерт]С детьми ездили на один из концертов абонемента «Большая музыка - от малого до великого.» В прошлом году мы были на похожем абонементе, мне очень понравился. Но в этом году, похоже, выбрала не очень удачно. Я выбирала по произведениям, особенно как раз по первому концерту. Да и об этом лекторе слышала много чего хорошего. Вообще люблю, когда рассказывают об авторах, о произведениях. В прошлом году слушали Варгафтика и Дозорцеву, они очень мне понравились. Но этот лектор, Наталия Панасюк, мне явно не подошла. Во-первых, как-то очень уж слащаво, во-вторых, очень занудно. И, главное, очень затянуто. Не знаю, может это рассчитано на маленьких детей, но мне кажется, что и их такой рассказ не может заинтересовать. Плюс что-то в этом году очень много маленьких детей, сзади нас сидел ребенок, который то и дело болтал. Очень это мешало. Этот концерт назвался «С любовью к России». Там были и Глинка, и Мусоргский, и народная «Вниз по матушке», и Чайковский, и Рахманинов, и Свиридов. Безусловно, удовольствие Я от музыки все равно получила, тем более, что большинство этих произведений у меня в любимых, но все-таки общее впечатление от концерта было смазано. Потому что слишком много хороших композиторов, каждый достоин того, чтобы ему посвятили или отдельный концерт, или по крайней мере его половину, а так впечатление сборной солянки. Не успеваешь насладиться одним композитором, как бац… уже смена. И, главное, между произведениями опять нудноватая лектор. Играл симфонический оркестр радио «Орфей» во главе с Денисом Кирпаневым. Замечательный оркестр, но вот с оперой, как мне показалось, не очень умеет работать. Там исполнялась песня Варлаама из «Бориса Годунова» в исполнении Кирилла Филина. И у оркестра, и у Кирилла получился необычайно колоритный Варлаам, но было одно но.. местами оркестр очень сильно заглушал певца. Больше всего было жалко то, что обрезали Чайковского и Рахманинова. У Чайковского, который говорил, что все восторги должны быть обращены к голубушке-России, исполнили только 4 часть четвертой симфонии, с его очень интересной вставкой «Во поле береза стояла». Оказывается, что он сам по поводу этой части писал: «Если ты в самом себе не находишь мотивов для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться, отдаваясь безраздельно радостным чувствам. Картина праздничного народного веселья». А у Рахманинова только первую часть его второго концерта. И так было жалко, когда он закончился. Не хватило этой первой части. И вот в чем несомненная польза от этого лектора, что Я услышала от нее слова Рахманинова, которых почему-то раньше не слышала, хотя дважды была на экскурсии в Ивановке, хотя знала, что основное творчество Рахманинова было связано с Россией вообще и с Ивановкой в частности, знала что долгое время вообще ничего он не сочинял за рубежом, и только позднее создал свои Симфонические танцы. Вот этими словами Я бы и хотела закончить рассказ об этом не самом удачном концерте (музыка которого все-таки доставила мне удовольствие): «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя…»
[Второй концерт] На втором были только мы с мужем. Вот этот доставил мне настоящее удовольствие. Это был первый концерт абонемента "Бетховен в зеркале эпох". Были исполнены 4 его увертюры и девятая симфония. Исполняла Государственная академическая капелла России под руководством Валерия Полянского. Ну то, что исполнение понравилось, наверное, даже не надо говорить. Тем более, что Бетховена Я очень люблю. Но вот что поразило, это насколько единым целым был дирижер и оркестр. А в симфонии еще и хор с солистами. Я очень люблю наблюдать за дирижерами, и в принципе у хороших дирижеров и оркестров очень видно, насколько слаженно они работают. Но тут действительно было единое целое совершенно. Я никогда не видела, чтобы оркестр настолько быстро и слаженно реагировал на все движения дирижера. Причем было ощущение, что дирижировал он не только руками, но и всем телом. А однажды он вообще напрыгнул на скрипачей. Сиди Я там, наверное, от перепуга вообще дар речи потеряла и играть бы перестала. Но они видно привыкли. Особенно были интересны переходы с тихого на громкое исполнение и при смене темпа. На таких моментах наиболее ярко было заметно это единение. И с хором было ровно такое же единение. Ни оркестр не заглушал хор и солистов, ни наоборот. И солисты не заглушали друг друга. Все участники процесса были по настоящему единым целым. Ну а для тех, кому описание концертов совсем не интересно, мои котики (очень нравится, как Дженька лапы сложила, она так частенько их складывает):