Еще один картинный флешмоб

Mar 27, 2014 10:24

На этот раз всего один художник. Но в этот раз не ограничусь одной картиной. И будут еще истории и моя, связанная с этим художником и немного об одной его картине. Букв будет много, но не пожалейте времени, прочтите.
КОгда Я первый раз, еще школьницей была в Третьяковской галлерее, мне запала в душу больше всего одна картина. Много картин там было замечательных, изумительных, там вообще можно бродить часами, много чего понравилось, но больше всего запала в душу одна.. И Я сама понять не могла - почему? Она не такая большая, не такая масштабная, и вроде бы уступает и по всем параметрам многим другим картинам, которые мне нравятся.. И тем не менее после того раза Я уже не смогла забыть ни имени автора, ни название картины, хотя обычно такие вещи исчезают из моей памяти моментально.
Потом Я узнала, что это - любимая картина Высоцкого. В этом году возила своих пятиклашек, так многие среди картин, которые понравились больше всего назвали именно ее. Она поразительно западает в душу. И это тем более странно, что картина немного уже "попорчена", она выглядит уже далеко не так, как изначально, но даже остатки ее бередят многим душу.
Думаю, что многие догадались, что это Куинджи (мне его назвала agara735). Ночь на Днепре. Многие называют ее Лунной ночью на Днепре, но на сайте третьяковки дано просто Ночь на Днепре.
Картина с очень интересной историей.
Когда художник еще только работал над ней, по российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». На два часа по воскресеньям художник открывал желающим двери своей мастерской, и петербургская публика начала осаждать ее задолго до завершения произведения.
Эта картина обрела поистине легендарную славу. В мастерскую А.И.Куинджи приходили И.С.Тургенев и Я.Полонский, И.Крамской и П.Чистяков, Д.И.Менделеев, к картине приценивался известный издатель и коллекционер К.Т.Солдатенков. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем.
А отом была персональная выставка Куинджи. С единственной картиной!!!
Выступление художника с персональной выставкой, да еще состоящей всего из одной небольшой картины, было событием необычным. Причем картина эта трактовала не какой-нибудь необычный исторический сюжет, а была весьма скромным по размеру пейзажем.
Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Длинные очереди выстраивались на Большой Морской улице, и люди часами ждали, чтобы увидеть это необыкновенное произведение. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами.
А.И.Куинджи всегда очень внимательно относился к экспонированию своих картин, размещал их так, чтобы они были хорошо освещены, чтобы им не мешали соседние полотна. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Зная, что эффект лунного сияния в полной мере проявится при искусственном освещении, художник велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Посетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунного света.
Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной покой землю. Он был так силен, что некоторые из зрителей пытались заглянуть за картину, чтобы найти там фонарь или лампу. Но лампы не оказывалось, а луна продолжала излучать свой завораживающий, таинственный свет.
Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. Своим фосфоресцированием он превращает традиционный мотив с луной в настолько редкостный, многозначительный, притягательный и таинственный, что преобразуется в поэтически-взволнованный восторг. Высказывались даже предположения о каких-то необычных красках и даже о странных художественных приемах, которые якобы использовал художник. Слухи о тайне художественного метода А.И.Куинджи, о секрете его красок ходили еще при жизни художника, некоторые пытались уличить его в фокусах, даже в связи с нечистой силой.
На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Поэт Я.Полонский, Друг А.И.Куинджи, писал тогда: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались... Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь?» Поэт К.Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку.
Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света, и люди, по словам И.Е.Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А.И.Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих, и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи».
Но картине не повезло с ее владельцем. Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие. И.С.Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д.В.Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина... вернется совершенно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр.». Он даже посетил великого князя в Париже, пока его фрегат стоял в порту Шербурга, и уговаривал того прислать картину на короткое время в Париж. И.С.Тургенев надеялся, что ему удастся уговорить его оставить картину на выставке в галерее Зедельмейера, но уговорить князя не удалось.
Влажный, пропитанный солью морской воздух, конечно, отрицательно повлиял на состав красок, и пейзаж стал темнеть.
Ни одна репродукция не передает того необыкновенного воздействия, но все же помещу:



Куинджи не зря называли "художником света". Столько картин с изумительным, непередаваемым освещением. И неважно что это ночь, закат, восход, солнечный свет. Практически глядя на любую картину возникает ощущение, что она светится.
Куинджи под руководством физика Ф.Ф.Петрушевского изучал влияние света на свойства красок в живописи.
Рассматривала его картины и поражалась: сколько картин вроде бы с совершенно одинаковым сюжетом: масса Эльбруса, причем нарисованного с одной и той же точки, несколько березовых рощ, радуг, а уж сколько лунных ночей.. Но каждая картина настолько индивидуально, настолько они разные..
Так тяжко выбрать одну! Для меня, пожалуй, это все же Ночь на Днепре, но в этот раз в качестве наиболее понравившейся решила назвать другую. Назову ее в концце. вначале то, чего не могу не назвать и показать. Долго рассматривала его картины, многие не оставили равнодушными. Некоторые показывать не буду, просто назову, потому что уже было три флешмоба Куинджи и эти картины были уже там показаны. Это и Ладожское озеро, которое показала x1000m, и Березовая роща, показанная lydmilkin48, и Дарьяльское ущелье. Лунная ночь и Восход солнца, показанные lessnaja. Все они оставляют неизгладимое впечатление.
А еще:
Снежные вершины гор. Кавказ



Радугу уже показывала lydmilkin48, но совсем другую. А Я хочу показать вот эту (причем это всего-навсего этюд):



А еще с удивлением для себя обнаружила, что Куинджи рисовал и море! И какое оно у него разное!!!
Гляньте:
Море



Море 2



И потрясающий этюд Волны:



Вот его и следующую картину мне хочется назвать наиболее понравившимися. Посмотрите, какие прозрачные светящиеся волны!!!
А вот почему назову следующую? Картина, вроде бы без света. Нет ли солнца, ни луны, ни проникающего света сквозь деревья, но такое ощущение, что она светится вся. Плюс только вчера показывала картину Шишкина Вид на острове Валааме, а сегодня На острове Валааме Куинджи. И какие они разные!!!



живопись, игра

Previous post Next post
Up