Похвала и наказания: две стороны одной медали.

May 18, 2017 00:11

В нашем обществе крепко укоренились модели воспитания подрастающего поколения при помощи похвалы и наказаний. Мы используем эти методы из поколения в поколение, часто "на автомате", не задумываясь... Потому что так воспитывали нас, потому что не знаем как можно по-другому, да и нужно ли по-другому? Зачем?



А давайте сегодня копнём немного глубже!
У каждого родителя есть свои представления и пожелания - каким бы мы хотели видеть своего ребёнка в будущем.
Счастливым, здоровым, успешным, уверенным в себе, вежливым и т.д. Есть много пунктов, которые в это описание включит почти каждый родитель, кто-то добавит что-то своё...

И хоть эти пожелания и возникают у нас из самых лучших побуждений - они все-равно больше про нас, а не про другого человека. Это НАШИ ожидания и они могут отличаться от того каким хотел бы быть сам ребёнок. Более того - они мешают нам видеть какой он есть!
Я говорю сейчас о выставлении условий, границ принятия своего чада.
Доброго, умного, послушного - хочу! Импульсивного, кричащего, дерущегося - не хочу! Но и то и другое - это все про него - про родного, любимого. И все, чего он ожидает от нас - это не воспитания ради светлого будущего, а принятия и любви здесь и сейчас. Любви не потому, что он какой-то...
А просто так - без каких-либо условий.

И здесь не важно - хвалим мы или наказываем - и то, и другое по сути - просто две стороны одной медали. Убрал игрушки - молодец, помыл посуду - умница! Подрался в школе - три дня без компьютера, соврал - посиди в комнате - подумай над своим поведением! А если не уберёт, не помоет, то тогда не умница, не молодец? А если бьет и врет, то тогда что? Меньше любим? Откажемся от него чтоли? Нет, конечно! Любим ведь, не смотря ни на что, всегда любим!

Но вот вопрос - знают ли об этом дети? Считывают ли они за нашими приёмами воспитания - "благие" намерения и безмерную Любовь к ним? К огромному сожалению, основной посыл, который зачастую до них доходит - это "я не такой", "меня такого - не хотят".

Дети чувствительны к нашим ожиданиям и они очень часто, выбирая между СОБОЙ и желаниями родителя - отдают предпочтение последнему. Они втискивают себя в наши рамки - только ради того, чтобы получить одобрение, чтобы стать таким, которого принимают и любят. Но разве этого мы хотим для них?

Несомненно, избавиться полностью от ожиданий, принять ребёнка любым и всегда - это очень большой труд. И скорее - это вектор, а не цель, к которой можно прийти. Но, когда мы понимаем на сколько ЗНАЧИМ именно этот вектор - мы продвигаемся вперёд - постепенно расширяем рамки принятия своего ребёнка и с каждым днём сами становимся более зрелыми и мудрыми.

Психология, Дети

Previous post Next post
Up