Недавно ко мне за консультацией обратилась знакомая. Она попросила посмотреть сына: мальчика трех с половиной лет.
Проблема: у малыша появился воображаемый друг по имени «Марик». Появился он впервые, когда Алеше было два с половиной года (буду называть малыша вымышленным именем в целях соблюдения этического кодекса). Последнее время имя «Марик» стало звучать в доме слишком часто: «Мы с «Мариком» вместе играли, строили гараж». Алеша с «Мариком» активно общается. Он часто рассказывает родным: как и во что они играют с «новым другом Мариком». Когда мама мальчика поинтересовалась: сколько лет новому другу сына, тот ответил, что «Марик» большой. «Он уже в школу ходит?» - интересовалась мама. На это малыш ответил: «Он очень большой, я думаю, он уже работает…»
Встревожилась мама после того, как сынишка в ответ на просьбы что-то сделать, или на замечания по поводу поведения стал говорить: «А «Марик» сказал этого не делать», - или - «Мне «Марик» сказал сделать так», - спорит он с бабушкой.
Ко мне в кабинет мама пришла с широкими от удивления глазами.
И вот почему: играя на детской площадке, Алеша стал махать рукой и улыбаться, на вопрос мамы: «Кому ты машешь, сынок?» мальчик указал пальцем в сторону и ответил: «Посмотри вот же «Марик!», естественно, что мама никого не увидела. Исходя из описания симптомов, первоначальные прогнозы у меня в голове стали складываться весьма печальные…
«Стоп-стоп - это только видение мамы мальчика», - говорю себе - «нужно посмотреть все детальнее».
Попробую описать ситуацию:
1. Семья полная, живут вместе с тещей, все очень интеллигентные, воспитанию и развитию Алеши уделяют огромное внимание (все рассказывают, все объясняют очень детально, много занимаются).
2. Мальчик много и активно общался с папой: они вместе играли, занимались «мужскими делами», папа купал малыша.
3. Год назад отец мальчика сменил работу. Теперь он приезжает намного позже и у него редко получается играть с сыном как раньше. Следовательно, в период поло-ролевой идентификации воспитанием сына активно занялись женщины.
4. Бабушка мальчика - педагог «старой» формации. Она очень добрая и опекающая, старается, чтобы поведение внука всегда соответствовало общепринятым нормам (мальчик должен быть послушен, вежлив, уважителен). Она часто поправляет мальчика, дает советы: как себя вести и, конечно же, ОЦЕНИВАЕТ. Даже носик ему сама сморкает, щечку запачканную вытирает, носочки и брючки подтягивает. Думаю любят так сильно, что даже количество вдохов и выдохов малыша подсчитано.
5. Алеша часто болеет и, следовательно, часто остается дома с мамой или бабушкой. Они играют с мальчиком в настольные игры или занимаются: учат буквы, цифры, читают умные книги. В игры сюжетные не играют - дело то бесполезное, знаний никаких не дает. Бегать, прыгать, кувыркаться тоже нужно очень тихо, а то соседи ругаться будут.
6. Друзей детей домой приглашать не принято (пускай дружат на улице). Из-за болезней во дворе мальчик тоже бывает редко. Такой вот круг замкнутый…
7. Последнее время у малыша стала проявляться агрессивность на запрещающие действия бабушки (он кричит, замахивается, пытается отстоять свое). Ссорятся из-за порисованных документов, из-за желания поиграть на компьютере. Для меня такое поведение - типичный признак кризисна трех лет. Для мамы и особенно для бабушки - поведение вопиющее, признак плохого воспитания и явних проблем с эмоциональной сферой.
8. У Алеши плохой аппетит (так считают родные) и, поэтому, чтобы он кушал больше, прием пищи происходит перед телевизором. Иногда мальчика докармливают из ложки взрослые. Почему-то вспомнились стихи Григория Остера:
Если ты не знаешь арифметики,
Могут обмануть тебя родители.
Скажут: «Съешь, сынок,
Четыре ложечки», -
А подсунут восемь с половиною…
Вот причина, по которой
Многие крепкие, упитанные мальчики
До сих пор не знают арифметики.
У Алеши случай другой, считает малыш хорошо, так что обмануть мальчика не удается.
9. Последнее время мальчик очень полюбил сладкое.
На пороге я встретилась с миниатюрной миловидной блондинкой, державшей за руку тоненького, сероглазого сосредоточенного и немного настороженного мальчика.
- Привет, я Алена. А тебя как зовут? - протягиваю я руку мальчику.
- Алеша, - робко отвечает он.
- Красивое имя, богатырское. Алеша, смотри - у меня песочница есть и игрушек много, - я подвожу мальчика к песочнице, потом к стеллажу с игрушками, - давай поиграем вместе, выбирай игрушки для игры…
Алеша смотрит на меня с некоторым удивлением: странная тетя в игрушки играет? Однако желание поиграть и природное любопытство берут верх. Мальчик отбирает несколько игрушек из коллекции, кладет их в песочницу, вопросительно смотрит на меня… «Да… Сюжет не клеится», - думаю я.
Мы начинаем играть. Закапываем и откапываем руки друг другу. Ставим отпечатки. Рисуем дорожки. Прячем игрушки в песок, а потом нащупываем их рукой и отгадываем, что спрятано. Весело смеемся. (Алеша, к моей радости, хорошо контактирует с песком) Я приглашаю маму принять участие в нашей игре. Она присоединяется, втроем играть веселей. Алеша предлагает испечь торт для игрушек. Печем, угощаем. Игрушки в песочнице устроили догонялки. Затем машина развезла всех по домам.
Я прощаюсь с Алешей. Даю рекомендации маме.
Папная диета минимум три раза в неделю: совершать серьезные мужские дела вместе с папой - час в будние дни, по два часа в выходные.
Играть в сюжетные игры вместе с мамой и, по возможности, с бабушкой.
Приглашать в дом друзей.
Давать возможность осуществлять выбор: будешь на завтрак рис или гречку; на прогулку оденешь шапку синюю или красную, шарф или свитер с горловиной; сначала раскрасим или книжку прочитаем. И еще несколько в соответствующем ключе…
На следующее утро мама мальчика мне позвонила: по дороге домой «Марик» им с Алешей не встречался.
Месяц «папной диеты» «Марика» никто не встречал. Алеша стал лучше кушать. С удовольствием занимается с папой мужскими делами. Проявляет заботу о маме и бабушке: «Я же мужчина». Решает, что будет делать сначала, а что потом.
А мама думала, что галлюцинации. Просто детская фантазия от чувства одиночества: «МАЛЫШ И МАРИК».