Прикосновения в славянской культуре

Jan 20, 2015 20:50



Сегодня днем размышляла о славянской культуре, обычаях, играх хороводах. Инсайтнуло: такой себе симбиоз сенсорной интеграции и телесно-ориентированной терапии в практике жизни этноса.

Взять хотя бы любимый хоровод моих детей (воспитанников сада, в котором я работала) «Подушечка»


Считалкой выбирается тот, кто первый становится в середину круга. Я даю в руки этому детенышу маленькую подушечку. Хоровод идет «по кругу», поют:

Подушечка, подушечка
Моя пуховая
Дівчинонько, дівчинонько
Моя молодая!
Кого люблю, кого люблю,
Того й поцілую;
Подушечку пуховую
Тому й подарую

На последние слова песни, тот, кто стоит в середине, выбирает себе пару, обнимает, а потом передает подушечку. Дети меняются местами. Игра может повторяться до тех пор, пока все участники хоровода не переобнимаются.

Из личного опыта: позитив после таких обниманий чувствуется довольно долго. Хоровод поводили и два из семи обязательных объятий в день получены.

Или хоровод «Грушка», текст, которого мало чем отличается в украинсков, русском и белорусском вариантах.

Девушки брались за руки и образовывали круг, одну девушку - «грушу» - сажали в круг. Все двигались по кругу и пели, а «груша» имитировала действия, о которых пелось: посадили грушу - она неподвижно сидит на земле; принимается груша - девушка руками держится за землю; растет груша - девушка медленно поднимается; цветет - на нее набрасывают белый платок. Когда груша поспела и ее пора трясти - девушку все вместе подбрасывают вверх. Потом выбирают другую девушку на роль груши.

Украинский вариант:

Як послала мати
Грушки садити.
Моя грушка отака, отака,
Бийте, дівки, гопака, гопака.
Як послала мати
Грушки поливати.
Моя грушка отака, отака,
Бийте, дівки, гопака, гопака.
Як послала мати
Грушки доглядати.
Моя грушка отака, отака,
Бийте, дівки, гопака, гопака.
Як послала мати
Грушки трусити.
Моя грушка отака, отака,
Бийте дівки, гопака, гопака.

Русский вариант:

Как послала мать
Грушу сажать.
Моя груша хороша, хороша,
Высока, и широка, широка.
Как послала мать
Грушу поливать.
Моя груша хороша, хороша,
Высока, и широка, широка.
Как послала мать
Грушу разрыхлять.
Моя груша хороша, хороша,
Высока, и широка, широка.
Как послала мать
Груши собирать.
Моя груша хороша, хороша,
Высока, и широка, широка.

Белорусский вариант:

А мы грушу пасадзiлi,
А мы грушу пасадзiлi,
А я, маладзенька, топ-топ-топ.
А ÿжо груша прымаецца,
А ÿжо груша прымаецца,
А я, маладзенька, топ-топ-топ.
А ÿжо груша расце, расце,
А ÿжо груша расце, расце,
А я, маладзенька, топ-топ-топ.
А ÿжо груша цвiцець, цвiцець,
А ÿжо груша цвiцець, цвiцець,
А я, маладзенька, топ-топ-топ.
А ÿжо грушу пара трэсцi,
А ÿжо грушу пара трэсцi,
А я, маладзенька, топ-топ-топ»

В этом хороводе целый спектр разных телесных ощущений: любовь и принятие, как бы циркулируют внутри сообщества


Еще есть «догонялки», «ловишки», «ручейки», играя в которые, люди переживали множество различных по качеству и интенсивности телесных прикосновений.


А еще коллективные и парные танцы, танцы с одним или со сменой партнеров: «Кадриль», «Вальс», «Гопак», «Чипак» можно еще много перечислять.

Объятия, Прикосновения, Отношения

Previous post Next post
Up