Oct 08, 2014 23:23
О ДИСЦИПЛИНЕ
«Раз дисциплина основана на свободе, то сама дисциплина обязательно сама должна быть деятельной активной. Обычно мы считаем человека дисциплинированным только с той поры, как он становится молчаливым, как немой и неподвижным, как паралитик. Но это - личность уничтоженная, а не дисциплинированная. Мы называем человека дисциплинированным, когда он владеет собою и умеет соотнести свое поведение с необходимостью следовать тому или иному житейскому правилу……
Свобода ребенка имеет границы в коллективном интересе, а форма ее выражения - в том, что мы называем воспитанностью. Следовательно, мы должны подавлять в ребенке все, что оскорбляет или неприятно действует на других, носит характер грубого или невежливого поступка. Но все остальное - каждое проявление, имеющее полезную цель, - каково бы оно ни было и в какой бы форме не выражалось, - должно быть не только позволено, но и стать объектом наблюдения наставницы».
О СВОБОДЕ
«Человек не может быть свободен если он не самостоятелен. Поэтому первые активные проявления свободы ребенка должны вырабатывать его самостоятельность….. в действительности тот, кому служат, ограничен в своей самостоятельности. Эта мысль должна в будущем стать фундаментом достоинства человека: «Я не желаю услуг, потому, что я не бессилен». Вот какую мысль люди должны усвоить, если хотят стать истинно свободными.
Любая педагогическая мера, мало-мальски пригодная для воспитания маленьких детей, должна обеспечить детям вступление на путь самостоятельности»….
БИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ СВОБОДЫ В ПЕДАГОГИКЕ
«С биологической точки зрения свободу в воспитании ребенка в первые годы его жизни надо понимать как создание условий, наиболее благоприятствующих развитию его личности…. Детская жизнь не абстракция, это жизнь отдельных детей.
Существует лишь одно реальное биологическое проявление: живущий человек; объектом воспитания являются дети, а процесс воспитания предполагает наблюдение их по одиночке. Под воспитанием следует понимать активное содействие нормальному проявлению жизни в ребенке….»
Мария Монтессори «Метод научной педагогики. Дом ребенка». - М.: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010.
Перевод итальянского С.Г. Займовского
рука качающая колыбель,
Монтессори