Маша, фрукты, чтение, живопись

Oct 05, 2014 12:43

12.11.2012

Сегодня Машенька занималась одна.

Зашла и с порога: «Алена, ты фрукты достань, а я, пока ты их разложишь на столах, с рамками поработаю. Смотри, какую взяла с самыми маленькими пуговичками». Я раскладываю «Ранковские» карточки на столах, к фруктам добавляю карточки с изображением овощей. Машенька работает с рамкой (это она так уверенности набирается, выполняет то, что может делать в совершенстве, а потом к «сложной» работе, которая много внимания требует).

Закончила работать с рамкой, посмотрела на карточки, что я разложила: «Ого, ты еще и овощи сюда добавила!»

«Машенька», - предлагаю я - «давай будем загадки отгадывать, я буду писать на листочках названия, а ты читать и класть на картинку, про которую написано».

«Давай!» - сразу соглашается Маша (для меня это хороший знак).

«Машенька, выбирай карандаш, которым мне слова писать, какой цвет сегодня хочешь?» Маша выбирает оранжевый карандаш (такая вот маленькая диагностика настроения) - цвет позитивный, энергичный.

Девочка читает усердно, следит за каждым движением моего карандаша, хочет прочесть, как только я закончу писать. Затем со смехом бежит и относит листки со словами, кладет их сверху на карточки: «Ага, угадала! Видишь как быстро!» «Да! Читаешь ты хорошо», - ставлю «якорь» успешности я.

Сейчас чтение для Маши - игра. Читать научились. Теперь моя задача перевести это умение в область актуального понимания. Таким образом прочитали 15 слов. Это, конечно не рекорд, но слова-то сложные: «огурец», «виноград»…

«Все», - говорит Маша, - «теперь я рисовать буду», - у нее в этом месяце соединились две сенситивных периода: чтение и рисование. Читаем, а потом рисуем то, какие слова читали.

Интересно, что Маша не из тех детей, которые ждут показа образца: того, как надо рисовать… Она исследователь. Единственный образец, который она у меня посмотрела - это техника рисования красками (к слову, Алина в Словакии чудесные гуашевые краски купила в бутылках). Было это так: я рисовала (тихо сама с собою), а Маша сидела за соседним столиком, делала вид, что занята работой: пересыпала из кувшина в кувшин красную чечевицу, и из-под ресниц наблюдала за мной. Я смешивала краски на палитре получая новые цвета. Иногда сама с собой разговаривала: «Как интересно мне зеленый получить? Попробую соединить синий и желтый. А если желтого больше добавить. А что будет если синего? А что, если белого чуть-чуть?» - ну и все в таком ключе…

«Что рисовать будешь?» - спрашиваю я. «Фрукты,» - отвечает девочка, - «и овощи».

«Здорово, неси палитру, выбирай кисточку, наливай воду в баночку, а я пока краски из тюбиков выдавлю», - говорю я.

К творчеству все готово. Я спрашиваю: «Маша, тебе показать, как рисовать нужно?»

«Нет», - отвечает Маша, «Я разложу карточки с картинками и буду на них смотреть». Девочка раскладывает карточки на большом столе возле своего рабочего места. «Буду рисовать клубнику», - решает она.

Маша берет первый лист, возит по нему красной краской, получается большое красное пятно. Девочка явно недовольна, откладывает рисунок в сторону. Берет следующий. Но рисовать не начинает, смотрит на меня…

«Машенька, внимательно рассмотри клубнику, на что похожа она?» - даю я подсказку.

«На сердечко», - отвечает Маша, - «а еще на ней точечки желтые и сверху зеленые листочки».

«Теперь рисуй, у тебя получится»…

Маша снова рисует. Потом еще одну клубнику.


Второй рисунок Маши.


Третий рисунок Маши.


А это овощи.

воспоминания, Монтессори, дети

Previous post Next post
Up