Использование славянских хороводов в работе психолога

Mar 26, 2015 12:57

Традиционный хоровод - очень глубокое, душевное и радостное действо. Хороводы встречаются во всех известных нам культурах. Они бывают очень разными по виду и форме. Далеко не всегда это простой знакомый нам круг - некоторые напоминают линии древних лабиринтов (особенно, если смотреть сверху), некоторые повторяют движение звездного вещества в галактиках. Разные хороводы больше подходят к разному времени года и к разным событиям в жизни человека.


Также хоровод можно рассматривать, как полезную внутреннюю практику - каждый участвующий соединяет в себе одновременно - общее движение, общее звучание (все хороводы сопровождаются пением) и общий образ (содержание песни, образ движения). И когда это получается, может раскрываться более тонкое и объемное восприятие мира и себя.
Иногда нужна совместная со всеми присутствующими подготовка к хороводам - упражнения и игры, направленные на то, чтобы почувствовать свое тело, научиться чувствовать движение, взаимодействовать и передавать через себя совместное движение, начать совместно звучать, настроиться друг на друга.
Хоровод - уникальная форма общения.
Найти среду для общения, с возможностью свободно душевно раскрываться, очень не просто. Одного-двух друзей - да, а вот группу - требует немало сил и времени.
А во время хоровода - это получается само собой, и с очень большим количеством людей, в том числе малознакомых! За счет того, что проявляют свое «Я» и раскрывают свою душу в словах и мотиве общей песни, в общем, для всех движении, и нет нужды что-то о себе рассказывать, выворачивать душу наизнанку. Под некоторые песни, бывает, и поплачешь, под другие - посмеешься, и люди вокруг ничего не спросят лишнего, но почувствуют и поддержат и в печали, и в веселье, потому что, круг общий и все друг на друга настроены, и не надо ничего объяснять.
Хоровод - практика полноты жизни «здесь и сейчас».
Полноценное пребывание в хороводе требует внимательности и осознанности, причем применительно к текущему моменту! Чуть отвлекся - и выпал из ритма, сбил общее движение, наступил соседке на ногу или неуклюже повернулся и кого-нибудь толкнул. Движения-то обычно там все очень простые, повторяющиеся, выучить их совсем не сложно. А вот механистичности и автоматизма в выполнении они не терпят.
Дело в том, что в хороводе нет устойчивой опоры только на движение или только на песню. Люди, составляющие хоровод, разные - по внутреннему состоянию, настроению. И внешние условия бывают разные - время суток, погода, сезон. И все это, складываясь, дает разное общее состояние хоровода - он водится то быстрее, то медленнее, одни и те же песни поются то повыше, то пониже. А иногда что-то меняется прямо во время хоровода... Короче - практика концентрации! И при этом - практика требующая, объемного внимания - потому что отслеживать надо и песню, и движение, и себя в пении и движении. Задача, требующая тренировки и дающая очень полезный навык в дальнейшем по жизни во многих делах и практиках.
Хоровод - приобщение к естественным природным ритмам.
Ритмы хороводных песен, шаг - чуть короче, чем обычно, плавный, ровный, фигуры хороводов, куда и как направляется движение цепочки людей - все не случайно. Не случайно тысячелетиями люди разных наций в разных странах водят очень разные по мотивам и словам, но совершенно одинаковые по ритму и форме фигур хороводы...
Ритм движения и звучания приводит в спокойное, созерцательное, немного «полетное» состояние, но без потери осознанности окружающего (а как же - иначе в себя уйдешь и сразу общее движение нарушишь, «выпадешь» из хоровода). Участники говорят, что бывает - голова болела, а в хороводе прошла. Не удавалось собраться, вся раздерганная была, а пока водили - получилось, хотя задачи такой не ставили. О какой-то важной проблеме не думалось, а решение само пришло в голову, пока водили. Много подобных примеров, и если обобщить, то по большому счету, все они о том, что участие в хороводе приводит в очень здоровое, ясное, подходящее для жизни и деятельности состояние.
Вождение хороводов не в зале, а на природе - это еще более глубокая и интересная история. За счет того, что и движение, и звучание взаимодействует с окружающим пространством. В зале это, конечно, тоже происходит, но за счет привычности и замкнутости пространства, замечается слабо и редко. А вот на земле, на траве, да под открытым небом - действительно получается взаимодействие, то есть влияние в обе стороны. Чем это может быть полезно? Кроме того, что интересно, и дает массу новых впечатлений. В первую очередь - ощущением состояния окружающего природного пространства в данное время года, прямым восприятием его ритма. Потому что в своих личных делах очень полезно не противоречить природным ритмам, а «ложиться» на них, действовать в соответствии. Тогда дела делаются легче, а сил на них тратится меньше. Причем, в сути своей это очень просто, на уровне того, что весной легче сеять, а осенью - собирать урожай. Но одно дело - знать это, как мысль, а другое - на основе опыта проживания. В последнем случае вопросов: «А какие мои дела и планы лучше подходят для данного сезона?» - просто не возникает, это чувствуется естественно.
Кроме того, прямое, можно сказать, телесное, восприятие природного ритма очень благотворно влияет на собственное психологическое состояние. Начинаешь чувствовать себя частью большой живой стихии, планеты, не на словах, а через опыт проживания. Чувствуешь, что есть некий большой, живой и удивительный мир, который много шире, чем круг личных забот. И заботы свои на этом фоне видятся мельче и проще.
И это - только часть возможностей, которые дает хороводная практика. Есть же еще и прекрасные мотивы народных песен, и тексты, в устойчивых образах которых нередко заложены скрытые глубокие смыслы. Есть тема самовыражения и творчества в пении и движении, пускай и в рамках заданных правил. Есть вообще непонятная, отдающая мистикой, тема «памяти крови предков», которая на этих действиях у некоторых людей (довольно регулярно) начинает ощущаться. Есть разнообразие фигур хороводов, которые, как ощущается, направлены на решение разных задач.
Какие задачи позволяет решить участие в «Хороводах»:
- оживить тело - движением, душу - общением, музыкой, игрой;
- перейти в другое - открытое, расширенное, восприимчивое состояние;
- тоньше и глубже почувствовать окружающее пространство и других людей;
- условия традиционного хоровода дают уникальную возможность очень глубокого, открытого и при этом защищенного (условиями хоровода) общения, которое в других условиях мало кто может себе позволить;
- почувствовать самую суть того, что такое - взаимодействие;
- увидеть свои помехи восприятия, взаимодействия, общения и начать от них освобождаться;
- единство движения, образа и звука в хороводе дает опыт восприятия многомерности мира.
Особенности использования хороводов в практике работы психолога.
Целесообразно использовать хороводные игры как одни из этапов в ходе семинаров-практикумов для педагогов и родителей. Они помогают участниками мероприятия раскрепоститься, научиться гармонично взаимодействовать друг с другом на подсознательном довербальном уровне, утоньшают восприятие партнеров по общению.
Хороводные игры целесообразно использовать в работе с дошкольниками, они могут быть как одной из составляющих занятия по психогимнастике, так и его основной частью.
Игры с коротким несложным текстом, в основе которых лежит повторение простых ритмичных движений, хорошо использовать в качестве ритуалов приветствия или прощания.
Игры, основанные на выборе партнера, могут стать основной частью занятия по психогимнастике. В ходе таких игр, хороводов прорабатываются различные аспекты социального взаимодействия, невербальные формы общения, формируется умение чувствовать людей, которые находятся рядом.
Игры, в основе которых лежит повторение за выбранным ведущим слов или движений в определенном порядке, способствуют развитию и совершенствованию восприятия, внимания, памяти. Особенно хороши такие игры при работе с кинестетиками.
Методические рекомендации по разучиванию хороводных игр
К трем годам ребенок уже многое умеет: правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, двигаться в соответствии с просьбой взрослого, следовать музыкальному ритму. Однако малышу предстоит пройти долгий путь, прежде чем он выделит себя из пространства и научится взаимодействовать с окружающими. Ребенок должен научиться быть "не только рядом, но и вместе", преодолевать естественный для детей-дошкольников эгоцентризм.
Три года - это тот возраст, когда дети становятся интересны друг другу, стремятся взаимодействовать и изучать друг друга и формировать свое социальное и физическое пространство. Взрослые должны использовать этот сенситивный период для социализации и развития ребенка. Прекрасной формой такой работы является хоровод. В его процессе одновременно и формируются индивидуальные пространственные представления ребенка, и строятся его социальные отношения со сверстниками. Ребенок понимает, что каждый участник хоровода является частью целого, что без него самого цепочка разорвется.
Методика обучения хороводным играм детей дошкольного возраста строится в основном на показе педагога, на эмоционально-образных пояснениях и указаниях.
В играх развитие сюжета направляет музыка, определяя изменение и характер движений. Содержание сюжетных игр диктуется названием и текстом. Например, музыкальная игра «Ходит Ваня». Разучивание игры связано с раскрытием музыкально-поэтического образа, с рассказом о его действиях. Ведущий хоровода сначала может объяснить детям, как выполнить хороводное движение по кругу, затем дать им возможность, прислушиваясь к музыке, словам песни, самостоятельно, по-своему изобразить «Ваню».
Несюжетные музыкальные игры чаще всего имеют определенные движения («Плетень»). В таких играх разучивание включает показ, объяснение. Можно использовать и другие приемы. Прежде всего, дети слушают напев, чтобы почувствовать общее ее настроение, характер. Далее можно им объяснить, в ходе совместного действа, построение, форму произведения (так как движения меняются в соответствии с частями, музыкальными предложениями, фразами).
В игровой форме разучиваются различные, хлопки, притопывания, взмахи, вращения кистями рук и т. п. Можно предложить детям придумать, как надо двигаться под эту песню, обсудить эти варианты (используя детский показ) и в заключение показать построение, которое наиболее подходит для этого хоровода. Такая методика помогает усвоению навыков при активном восприятии музыки, развитию самостоятельных действий, творческих способностей.
Хороводные фигуры
В хороводе также очень важна роль ведущего (родителя, педагога), который является образцом для подражания. Взрослый берет на себя большую долю ответственности за создание хороводных фигур.
«Круг»
Фигура, чаще всего используемая в хороводах. Обычно это простой круг. Часто в хороводах используют двойной круг, а иногда, когда участников достаточно много, дети могут построить и тройной круг
«Петля» и «Улитка»
В ходе перестроений хоровода часто используется фигура "петля". Колонна участников образует петлю вместе с кругом, перестраиваясь, например, в цепочку, двойной или тройной круг. Участники также могут двигаться по раскручивающейся из центра спирали. Такая фигура носит название "улитка"
Схожая со спиралью фигура называется «столбы»
В древности она символизировала продолжение рода. Участники составляют неподвижный квадрат. Те, кто находится в нижней левой части (в конце квадрата), по очереди, или по двое, по трое, делают шаг в сторону за пределы квадрата, обходят остальных и встают в начале. Завершается фигура "столбы" тогда, когда все участники обойдут круг и поменяют свое положение.
Линейное движение в хороводе нередко выполняется «змейкой» с постепенно уменьшающейся амплитудой Старое название этой фигуры - «вожжа». Первая пара участников образует «ворота», и каждый из последующих участников должен пройти под аркой, образованной руками первой пары.
«Сторона на сторону»
Фигура "сторона на сторону" изображает сватовство . Она используется, например, в старинной детской игре "Бояре, а мы к вам пришли...". Участники хоровода выстраиваются в две шеренги, лицом друг к другу. В процессе хоровода эти шеренги то расходятся, то вновь сближаются.
В ходе этого действа часто используют различные дополнительные атрибуты: платки, цветки и т. п. Одна сторона роняет эти предметы, а другая поднимает.
«На четыре стороны»
В хороводах часто используют и более статичные фигуры. Такова фигура "на четыре стороны" Называется она так потому, что все участники встают квадратом и начинают делать движения, показывающие, что они "сеют просо". Эта хороводная фигура берет свое начало от древних обрядов. Она носит символический характер и означает посев злаков. В современном хороводе в этой фигуре часто используют и другие движения, которые теснее связаны с текстом хороводной песни.
Что главное в хороводных песнях для детей? Это возможность не только петь, но и двигаться вместе со взрослыми, им подражать, быть похожими на них, оставаясь при этом детьми.
ТЕКСТЫ ХОРОВОДНЫХ ИГР, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ КДУУ №383
ПЛЕТЕНЬ
Участники игры встают друг за другом в длинный ряд. На весь ряд растягивается верёвка, которую каждый держит в руке. Все, приплясывая, идут за ведущим и поют:
Вокруг берёзоньки идем,
Кругом нас всё плетнём.
Плеть-плеть плетена,
Кругом ствола обведена.
Вьётся плетень, плетётся,
В поле, в лес волочётся.
Расплетайся, плетень, расплетись,
Золотой узелок, развяжись.
Ведущий запутывает хоровод, пока не «завьёт плетень». Расплетают плетень под приговоры:
Наряжен наряд -
Из ста ребят,
Все в один ряд,
Вместе связаны стоят.
Плетень, расплетайся,
На берёзоньку завивайся.
Затем ведущий бегом увлекает хоровод в поле, при этом он петляет, делает крутые повороты, и кто не удержится на ногах, выбывает из игры.
УЗЕЛОК
Два участника игры держат в руках пояса, образуя «ворота» - в виде большого игольного ушка. Остальные участники становятся в ряд, берутся за руки и, двигаясь вдоль улицы, поют:
Игла барыня, княгиня
Весь мир нарядила,
Нарядила, обшила,
Сама нагая ходила.
Она тонка да длинна,
Одноуха, остра,
Одноуха, остра,
Всему миру краснá.
А я тычу-потычу:
В носик стальной,
В носик стальной -
Хвостик льняной!
Они проходят в «ворота», изображая нитку, вдеваемую в иголку. Последний участник «затягивает узелок», поясами скручивая ребят, образующих «ворота», ведёт их за собой, приговаривая:
Хвостик нитяной
Тяну-тяну за собой.
Сквозь холст он проходит,
Конец себе находит...
ПОДУШЕЧКА (первый вариант, целовальная хороводная)
После выбора девушка садится на левое колено, и парень целует ее, все это сопровождается песней.
Подушечка, душечка
Моя пуховая
Девчоночка, красавица
Моя молодая!
Кого люблю, кого люблю,
Того поцелую;
Подушечку пуховую
Тому подарю я
ПОДУШЕЧКА (второй, сибирский, вариант, целовальная хороводная)
Хоровод идет «по кругу», поют:
Подушечка-раздушечка, моя пуховая,
Ой-лёли-лёли, моя пуховая.
Кто-то с платком ходит против круга, выбирает.
Кому вечер
Кому вечер
А мне вечеринка,
Ой-лёли-лёли, а мне вечеринка.
Берёт особу противоположного пола.
Кому цветы
Кому цветы
А мне красну девку,
Ой-лёли-лёли, а мне красну девку.
В центре круга стелет платок, оба становятся на коленки.
На коленочки поставлю, целовать заставлю
Ой-лёли-лёли, целовать заставлю.
Целуются троекратно.
Целуй, милый,
Целуй, милый
Целуй, не опасайся.
Ой-лёли-лёли, целуй, не опасайся.
Тот, кто выбирал, уходит в хоровод. А другой берет платок и сам выбирает.
БАРВИНОК
Становятся в два круга: внешний и внутренний. Под песню ведут хоровод: один круг по часовой стрелке - другой против часовой стрелки. Круги по очереди дают друг другу задания, заменяя после каждого припева последнюю строку текста.
Там на горе барвинок
Там в долине зеленок
По три гроша бабка
По три рубля девка
Панночки, мамочки
Вы присядьте в раз
Мои милые девушки
Просят вас мамочки
Вы присядьте в раз

Поклонитесь в раз.
Повернитесь в раз.
Улыбнитесь в раз
Ногой топните в раз
В ладоши хлопните в раз
ШЛА МАТРЕШКА ПО ДОРОЖКЕ (целовальная хороводная)
Все участники встают в круг. Кто-то один становится в центр - водящий. Затем все начинают двигаться: круг вращается в одну сторону, тот, кто в центре, в другую. У центрового должны быть завязаны или закрыты глаза. Все напевают:
Шла матрешка по дорожке,
Потеряла две сережки,
Две сережки, два кольца,
Целуй девица молодца.
С последними словами все останавливаются. Выбирается пара по принципу: центровой + та (тот), которая(ый) перед ним. Затем решается вопрос совместимости. Они становятся друг к другу спиной и на счет «три» поворачивают голову налево или направо, если стороны совпадают, то счастливчики целуются!
ЗАИНЬКА (выбор с поклоном)
Хоровод водят, взявшись за руки и высоко подняв над головой, образуют «окошки», в которые пытается выскочить «заинька». В той стороне хоровода, куда устремляется «зайка», резко опускают руки, мешая ему.
Заинька серенький,
Заинька беленький,
Некуда зайке выскочить,
Некуда серому выпрыгнуть.
Есть города турецкие,
Есть замки немецкие.
Попытки обычно безуспешны, хоровод останавливается, все хлопают в ладоши:
Ну-ка, зайка, скоком-боком
Перед нашим хороводом,
Ну-ка, зайка, не ленись,
Кого любишь, поклонись.
Тот, кому кланяется «заинька», выходит в круг. Начинают сначала. Если же «зайка» выскочит в круг входят двое, кто выпустил.
НАШЁЛ КОЗЁЛ (хороводная на выбор по смыслу)
Водящий выбирает «козу», вводит её в круг, вместе танцуют и сменяются.
Пошёл козёл дорогою, дорогою, дорогою.
Нашёл козу /безрогую/2р
Давай, коза /попрыгаем/2р
Печаль-тоску /разныкаем/2р
Пошёл козёл /тропинкою/ 3р.
Нашёл козу /с корзинкою/ 3р.
Пошёл козёл /дорожкою/ 3р.
Нашёл козу /с гармошкою/ 3р.
Пошёл козёл /по улочке/ 3р.
Нашёл козу /он дурочку/ 3р.
Пошёл козёл /по мостику/ 3р.
Нашёл козу / без хвостика/ 3р.
Пошёл козёл /полянами/ 3р.
Нашёл козу /румяную/3р.
Пошёл козёл /болотами/3р.
Нашёл козу /голодную/3р.
Пошёл козёл /за сливою/3р.
Нашёл козу /красивую/3р.
Пошёл козёл /запрудами/3р.
Нашёл козу /премудрую /3р.
РАСТЯПА (на внимание)
Участников должно быть нечётное количество. Круг образуется из пар, один стоит впереди другого. Когда зазвучит музыка, те, кто во внутреннем круге, выходят в центр и пляшут. Музыка прекращается неожиданно.
Танцующие должны успеть занять места позади любого стоящего во внешнем круге, одному пары не достается. Он становится в центре и все ему кричат:
«Раз, два, три! Растяпа ты!».
Снова звучит музыка, из внутреннего круга выходят танцевать вместе с «растяпой», когда прервется мелодия, спешат занять место позади стоящих.
Если кто-нибудь становится «растяпой» трижды, ему кричат:
«Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь! Растяпа ты совсем!»
КУРИЛКА (игра с лучиной у костра, со свечой)
Подобная игра описана у древних греков. Курилка - от слова «курить» - означало горящую лучину. Обычно становились или рассаживались в кружок и при медленном ритме пения передавали по кругу лучину
Выходила Донюшка по лужочку (2 р.)
Наколола ноженьку на сучочку(2 р.)
Болить моя ноженька, да не больно(2 р.)
Любил меня миленький, да недолго(2 р.)
Да всего только три годочка(2 р.)
Показалось Донюшке три денёчка(2 р.)
А я за ним девица не гонюся(2 р.)
Гониться миленький да за мною(2 р.)
За моею русою за косою(2 р.)
На каком-нибудь слове курилка в чьих-то руках может потухнуть, и для того это знак, что сердце его не готово для любви, и не скоро ему найти пару, а если она есть, то их любовь не жарка, отношениям грозит затухание. Поэтому все спешат передать лучинку горящей, чтобы скорее любовь пришла в его жизнь и наполнила душу и сердце своим огнем. Затем лучину зажигают снова и начинают песню сначала.
ТРОФИМ (игра для всех возрастов)
Все становятся в хоровод. В цент выходит водящий - «Трифон». Взявшись за руки, водят хоровод, напевая:
Как у деда Трофима (или по своему имени)
Было семеро детей,
Было семеро детей,
Было семь сыновей.
Они не пили и не ели,
Друг на друга всё глядели,
Разом сделали вот так!
Водящий прохаживающийся «против солнца» - показывает какое-то забавное или сложное движение, которое все должны повторить движение, в точности. Кто не справился - водит!
ДУДАРЬ (для всех возрастов)
Все, взявшись за руки, ходят по кругу, и поют песенку:
Дударь, дударь, дударище
Старый, старый старичище
Его под колоду
Его под сырую
Его под гнилую
Дударь, дударь, что болит?
«Дударь» отвечает на вопрос : «Голова» (спина, брови, уши, пятки и т.д.). И все, находящиеся в хороводе, одновременно руками берут рядом стоящего соседа за названное «больное место». И вновь двигаются под песенку.
Песенка для «Дударя» поётся 2-3 раза и когда, в очередной раз у «Дударя» спрашивают: «Что болит?», он отвечает: «Здоров!». Выбирает из круга на своё место другого и игра может продолжаться.
РУЧЬИ
Выбирают считалкой двоих человек, они «гора», которые стоят взявшись за поднятые вверх руки.. Остальные участники хоровода бегут «змейкой» и пробекают под «горой».
Как из-под горы
Все бегут ручьи.
Как из-под горы
Все бегут ручьи.
Ручьи, вы куда?
Ручьи, вы куда?
Закрывается гора…
На последние слова «гора» опускает руки. Те кто оказался внутри сомкнутых рук, берет их за руки и тоже становится частью «горы». Игра продолжается до тех пор, пока все «ручьи» не будут пойманы.
ГРУШКА
Дети становятся в круг берутся за руки и поют. В середине стоит девочка «грушка»
Как послала мать
Грушу сажать.
Моя груша хороша, хороша,
Высока, и широка, широка.
Как послала мать
Грушу поливать.
Моя груша хороша, хороша,
Высока, и широка, широка.
Как послала мать
Грушу разрыхлять.
Моя груша хороша, хороша,
Высока, и широка, широка.
Как послала мать
Груши собирать.
Моя груша хороша, хороша,
Высока, и широка, широка.
МЫ ОХОТИМСЯ НА ЛЬВА
Участники игры идут по кругу и имитируют движения в соответствии со смыслом текста.
Мы охотимся на льва.
Не боимся мы его
Если встретимся мы с ним
То конечно победим.
«Ой! Что это там?»
Там высокая трава
Над ней не пролететь
Под ней не проползти
Ее не обойти
А можно только так: имитация движений
Высокая гора,
Топкое болото,
Узкая нора
И прочее…
В конце игры дети «видят льва», и убегаю от него, повторяя движения в обратном порядке.
КОРОВА
Дети стоят в кругу. В центре стоит ребенок «корова», ходит по кругу, приложив руки к голове, изображая рога, и поет:
Я корова: «Му-у-у».
Я гуляю по лугу.
Я корова строгая,
Большая, круторогая.
А кого бодну,
Тот сразу скажет: «Му-у-у»
Ребенок «корова» выбирает того, кого он хочет «боднуть», подходит к нему и прикасается руками «роками». Тот, к кому прикоснулась «корова», мычит в ответ и становится в центр круга. Ребенок, который был «коровой» занимает место в кругу.

Психолог в системе

Previous post Next post
Up