Антон и песочница

Feb 18, 2015 00:00

Четыре года я работала с удивительным мальчиком, сейчас ему семь с половиной.

Хочу поделиться историей, которая произошла два года назад.
Антон - аутист. Он прекрасно для своего возраста лепит, у него хорошее чувство цвета, Антоша любит рисовать.

А еще мальчик абсолютно не выносит даже малейшего принуждения, он с увлеченно и долго может заниматься только тем, что ему интересно, в противном случае - ложится на пол и громко кричит. Так что в процессе работы с этим человеком «программа КРЕАТИВНОСТЬ» у меня запускалась автоматически вмести со словами: «Привет, Антон!».

Почти каждое наше занятие начиналось или заканчивалось созданием богатыря, Антон лепит и потом играет с поделкой. Прогресс в развитии мальчика стабильный, но был момент, который меня озадачивал: Антон категорически отказывался лепить головы у своих творений. Конечно же, я «умная»: сама лепила головы и предлагала присоединить их к туловищу. Чаще всего мальчик брал у меня из рук пластилиновые шарики и присоединял их в то место, где должна крепиться голова. А потом голова «плавно, легким движение пальцев» снова превращалась в шею. Изображая людей, Антон голову рисовал, в ситуациях, когда я проявляла настойчивость, рисовал даже черты лица, но заканчивая работу, тщательно заштриховывал лицо. Я понимала, что как только появятся голова и лицо у человеков Антона, он начнет общаться.

«При чем же тут песок?» - спросите Вы.
Отвечаю: «В песке то и кроется кульминация нашей истории»
Однажды вместо того, чтобы идти в монтессори-класс для занятий, Антон зашел в комнату для песочной терапии. Он взял корзинку выбрал в нее понравившиеся игрушки - это были машины, небольшие пластмассовые солдатики и довольно крупный по сравнению с остальными игрушками космонавт без шлема в белом комбинезоне. Мальчик играл примерно сорок минут.

В песочнице царил хаос: все человеческие фигуры были закопаны в толщу песка, а машины остались на поверхности (мальчик как бы прятал от всех в песок свой внутренний мир). Антон говорил какие то слова, перемешивал руками песок и игрушки в нем, а потом с победным криком вытащил из песочницы космонавта в белом комбинезоне и поставил его на образовавшейся горке, только ноги фигурки были слегка погружены в песок.

Потом мальчик встал, пошел в монтессори-класс, взял стакан с карандашами. «Алена, я хочу рисовать, дай мне бумагу», - сказала я, - «Антон, когда хочешь что-то - надо попросить». Мальчик впервые повторил, пусть, нечетко, длинное для него предложение (обычно он ограничивался одним словом «рисовать» и я должна была предоставить весь комплект материалов, при этом догадаться: краска, карандаши или пастель нужны моему художнику). Вау!!!

Антон сел за стол, задумался. «Нарисуй себя», - сказала я. И он нарисовал человека с туловищем, руками, ногами головой и лицом. Потом обвел вокруг человека круг и от живота фигурки провел линию к кругу, внутри круга нарисовал глаза и улыбающийся рот. «Это кто?» - спросила я, указывая на круг. «Мама,» - ответил Антон. Вот такой автопортрет «Я внутри мамы» вышел. Я посмотрела на маму мальчика, в ее глазах заблестели слезы. (К сожалению фотографию рисунка сделать не удалось).

Занятие закончилось, и мы вместе вышли из клуба, отправились по домам. К нам подбежала собака и стала обнюхивать Антона. «Собачка, не кусай! Я здесь иду!» - сказал мальчик. Мы с Людой, так зовут маму Антона, радостно переглянулись. Антон в первый раз назвал себя «Я».

Потребность строить песочные миры появляется у Антона раз в неделю. Построенные им миры становятся более гармоничными и целостными: человеки все менее погружены в песок. У богатырей появились головы и лица, а слов для общения с миром стало намного больше…




Это Антоновы человеки

Дети в песочной терапии, клуб "Клевер", дети с "изюминкой"

Previous post Next post
Up