® Моя статья о Кришнамачарье для сайта Московского центра Айенгара

Jul 09, 2007 10:07

Эту статью о гуру Айенгара я написала по просьбе Московского центра йоги Айенгара для их нового сайта. Пока она там не вывешена и не прошла их редакцию. Здесь - оригинальная версия, без "купюр".

АлЁна Куликова.
Шри Тирумалаи Кришнамачарья - Жемчужина мудрости.

   Великая, таинственная и древняя страна  - Индия. Сколько за свою историю она испытала взлетов и падений, накапливая бесценный опыт поколений и мысли великих мудрецов, переживая то расцвет при мудрых правителях, то упадок при очередных вторжениях иноплеменников. В такт дыханию жизни народа развивалась и великая драгоценность Индии - философская мудрость риши и ведические знания. Так было и на рубеже 19 и 20 веков, когда Индия находилась под британским колониальным господством.

Это был тяжелый период не только для людей. Конечно, прежде всего, пострадало культурное и научное наследие Индии. Ему очередной раз был нанесен невосполнимый урон. И йогическая традиция не стала в этом исключением. Древние знания и манускрипты, которые удалось сберечь хранителям этих ценностей, были рассеяны по стране и сокрыты в труднодоступных местах. В связи с общим бедственным положением и низким уровнем жизни у большинства людей не было возможности заниматься ни образованием, ни культурой, ни сохранением традиций. В это время и на протяжении еще более 50 лет в Индии мало кто интересовался ведическими знаниями и йогой, а носителей этих знаний и практикующих йогов вообще были единицы. Среди тех, кто пытался возродить и спасти драгоценные знания и культуру Индии, в основном, были непосредственные преемники ведических традиций или прямые потомки из браминских семей, наследие которых берет свое начало от древних святых, гуру, йогов.
Одним из таких подвижников сохранения культурного наследия Индии был Шри Тирумалаи Кришнамачарья. Как его в последствии стали называть, «дедушка современной йоги» родился 18 ноября 1888 года.  Он родился в деревне Мучукунда княжества Майсур (теперь это штат Карнатака) в семье, которая происходила напрямую от мудреца Натхамуни, жившего в 9 веке последнего из учеников альваров (от тамильского  - «углубленные») - вишнуитских мистиков-поэтов. Этот почитаемый всеми вайшнавами святой известен как создатель «Налайира тиввияппирабандам» (Священная коллекция 4000 стихов), в которой Натхамуни собрал все наследие альваров и тем самым предал их философии организованную теоретическую форму, ставшую основой в вишнуитской и кришнаитской традициях. До сих пор в Южной Индии произведения из этого сборника поются во время храмовых ритуалов.
Поскольку судьбой Кришнамачарье было избрано родиться в столь именитой семье и стать потомком почитаемых мудрецов, то это наложило на всю его жизнь особую ответственность. Отец стал для него первым учителем и воспитывал как гуру воспитывает своего ученика, относясь к нему с полной серьезностью, как к потенциальному носителю традиции, а не как к сыну. Согласно семейной традиции, когда Кришнамачарье исполнилось 5 лет, отец посвятил его в историю их рода, инициировал в йогу и начал обучать санскриту, йогическим текстам, Ведам, сутрам Патанджали и другим священным текстам. Он вселил в сына жажду знаний и стремление к практическому исследованию йоги. Отец поднимал его каждое утро в 2 часа, чтобы петь священные гимны и заниматься йогой. В одном из манускриптов Кришнамачарья упоминает, что один свами из Храма Шрингери Матх (того самого храма, который стал истоком учения Шивананды Йогананды) его, еще совсем маленького мальчика, научил 24 асанам. Такое воспитание было закономерно для отпрысков семьи, предки которых с древних времен были известными советниками при правителях, и в шесть лет Кришнамачарья был посвящен в брамины. С малых лет он с головой погружается в изучение классических индийских учебных дисциплин, включая не только санскрит, йогу и древние ритуальные тексты, но и логику, право, основы индийской медицины, музыку, философию. В последствии все эти знания он будет направлять в развитие своего учения йоги, синтезируя мудрость всех этих традиций. В 12 лет Кришнамачарью отдали учиться в одну из известнейших и наиболее уважаемых брахманских школ в Майсуре - в Брахма-тантра-паракала-матх. Одновременно с этой школой, он посещал и Майсурский Королевский Колледж. И уже через 4 года ему была присвоена степень видвана (знатока) по Шастрам и Пурва-мимансе.
В этом возрасте Кришнамачарья решился совершить самостоятельное паломничество в места, где родился и жил его знаменитый святой предок Натхамуни - в Альвар Тирунагари. Те глубокие переживания, которые испытал Кришнамачарья в этом священном для него месте, возможно, оказали сильное влияние и на его жизненный путь, и на его цели в жизни, полностью перевернув его мировоззрение и одновременно ровно расставив на свои  места все те обширные знания, которые он уже приобрел. Эта поездка была настолько знаменательна для него и так его впечатлила, что рассказанная самим Кришнамачарьей история об этом паломничестве звучит как настоящая легенда.
« …В шестнадцать лет я собрал несколько рупий, чтобы совершить путешествие в Тирунелвели. Оттуда мне пришлось идти двадцать миль до Тирунагари. Я приблизился к храму Самхакопы совершенно измученный. У входа сидел какой-то старик. Я спросил его, где можно найти Натхамуни. Он указал пальцем и сказал: «Иди в манговую рощу, там он будет сидеть со своими учениками». Невероятно возбужденный, я пересек реку Тапрапарни, но от усталости упал в обморок. Вдруг я оказался в манговой роще, в обществе трех мудрецов. Я пал ниц и попросил их дать мне инструкции по «Йогарахасье». Мудрец, сидевший в центре, начал читать стихи. У него был необыкновенно мелодичный голос.
Через несколько часов я очнулся и огляделся вокруг. Никакой манговой рощи рядом со мной не было, как не было и мудрецов. Я вернулся в храм и увидел все того же старика у входа. Он спросил меня: «Ты получил наставления по йогарахасье? Заходи в храм и помолись Наммалвару».
Выйдя из храма, я больше не увидел старика. Я начал вспоминать черты его лица. Он выглядел в точности как мудрец, сидевший в центре рощи…» (из предисловия Шри Кришнамачарьи к изданию: Шри Натхамуни «Йогарахасья», древний трактат по йоге в изложении Шри Кришнамачарьи).
На склоне лет, этот паломнический опыт Кришнамачарья воплотит в манускрипт, восстанавливающий древний труд по йоге «Йогарахасья» Наммалвара (святого мудреца, алвара, жившего в начале 9 века), который благодаря столь сказочному происхождению, возможно, может показаться выдуманным. Но в традиции индийской философии известны и более невероятные и сказочные легенды, и такая история считается совершенно правдоподобной и не вызывающей сомнений в своей подлинности. Считалось, что этот труд был утерян и восстановлен Натхамуни благодаря откровению свыше, полученному этим мудрецом от самого Наммалавара после 16-ти летней медитации. Но и этот манускрипт затерялся в йогическом наследии и при сходных обстоятельствах в итоге был вновь обретен через Кришнамачарью. И хотя в этом тексте содержаться ключевые моменты, на которых Кришнамачарья базировал развитие собственных учений по йоге, сам он никогда не приписывал себе авторство этого труда. В этом была особенность его личности - он всегда говорил, что все знания йоги принадлежат только Богу. И всегда свои ли собственные идеи или мысли других учителей он обосновывал только древними текстами, давая понять, что в основе своей все эти знания - не плод ума человека, который их распространяет, а составляющая древних текстов святых мудрецов. В этом, как ни странно, проявлялся научный склад его мышления - педантично базировать свои выводы на общепризнанном, оригинальном знании, а не на зыбкой почве собственных умозаключений и догадок.
В Майсуре его обучал философии веданты сам директор Паракала Матха - Шри Кришна Брахматантра Свами. С 18 лет Кришнамачарья решил узнать все о различных школах индийской философии и обучался в лучших университетах Индии: в Аллахабаде, Калькутте и Каши (теперь этот город называют Варанаси или Бенарес), где учился санскриту, логике, грамматике, астрологии, аюрведе, санкхье у ведущих ученых своего времени.
Практикуя йогу по первоисточникам, древним текстам и свидетельствам известных йогов, он стремился еще больше углубить свои познания в йоге, как и завещал ему отец. Он занимался йогой, но не был йогом в общепризнанном понимании - согласно индийской традиции преемственности парампаре, поскольку у него не было Гуру. Вот как рассказывает Б.К.С. Айенгар, ученик Кришнамачарьи, о том, как его Гуруджи обрел своего Гуру:
«…Великий философ Ганганатха Гха (отец Амарнатха Гха, вице-канцлера Каши Видья Пиитх) принял моего Гуру как своего ученика. Мой гуру за один год сдал экзамены по Самкье, Тарке и Мимамсе, став лучшим во всех этих предметах. Ганганатха Гха порекомендовал своему ученику поехать к Шри Рамамохана Брахмачари, с которым у него были хорошие дружеские отношения, и пройти практическое обучение йоге у него. Вскоре, мой гуру уехал в Непал и был принят Шри Рамамохана Брахмачари как его ученик йоги…» . (из речи, произнесенной Б.К.С. Айенгаром по случаю семидесятилетия в Тилак Смарак мандире, Пуна, 14 декабря 1988 года).
 Кришнамачарье было 28 лет, когда он решился нарушить браминский закон, запрещающий пересекать «черную воду», т.е. отправляться за границу, и предпринял 2,5 месячный переход через Непал к озеру Манасаровар, к подножию священной горы Кайлаш, где в пещере обитал Брахмачари со своей семьей. На этот шаг помимо всего прочего его подвигнули слова Ганганатха, который однажды упомянул, что Брахмачари является хранителем древнего трактата «Йога Курунта» (приблизительно 7 века), содержащего ценнейшие комментарии к Йогасутрам Патанджали, руководства по практике асан и пранаямы. Ученичество Кришнамачарьи длилось 7,5 лет, но он оставил очень мало свидетельств об этом периоде своей жизни, и никогда не рассказывал чему и как он учился. Из немногочисленных рассказов Кришнамачарьи известно, что он получил от своего гуру посвящение в знания по йогической практике асан и пранаямы, йоготерапии и лечебных аспектах йоги, Йогасутрам Патанджали, методике преподавания йоги и многим другим йогическим техникам. Учитель велел выучить наизусть хранившийся у него трактат «Йога Курунта», написанный на гуркхи (язык одной из непальских народностей). Кришнамачарья как-то заявил, что он обучился у Гуру 3000 асан и многим сакральным техникам, которые развили в нем такие фантастические навыки владения своим телом, как всемирно известная способность Кришнамачарьи останавливать сердцебиение. В воспоминание об этих днях у него остались лишь изображения асан йоги, нарисованные дочерью Рамамохана Брахмачари и сандалии Гуру, которые в знак почтения перед учителем Кришнамачарья каждое утро подносил ко лбу.
Шри Рамамохан Брахмачарии во многом повлиял на дальнейший жизненный путь своего ученика, поставив перед ним великую задачу распространения йоги и использования целительских способностей для оказания помощи больным. В итоге, Кришнамачарья променял блестящую карьеру ученого, профессора, государственного советника (а ему предлагали высокие посты в известных учебных заведениях и королевских судах) на скромный путь учения йоги, который был завещан ему отцом еще в детстве. Тем не менее, этот поступок был для него осознанным и вполне закономерным из-за того, что в нем горело стремление постичь мудрость этого мира. Кришнамачарье было важнее понять, отчего человек, призванный в этот мир так страдает, как эти страдания избежать и потом передать это знание другим, чем вершить людские судьбы росчерком своего пера. Познание такого сложнейшего философского вопроса он и поставил как цель своей жизни. И помог ему в этом решении именно его Гуру - Рамамохана Брахмачарьи. Он дал Кришнамачарье два особых завещания. Первое, что сказал ему Гуру: «Ты должен распространять послание йоги». А вторым требованием Гуру было обязательно жениться и жить как обычный семьянин. По возращении на родину, Кришнамачарья, как преданный ученик, беспрекословно исполнил обе просьбы учителя, причем первую - с великой радостью, так как она была созвучна его внутренним стремлениям, а вторую - создание семьи - скорее со смирением перед мудростью учителя. Мудрый Рамамохана Брахмачарьи сам был семейным человеком, отцом троих детей и как никто другой мог оценить возможность сочетать практику йоги с опытом семейной жизни, которая помогала ему понять каким образом эти гениальные знания древних йогов можно применить обычному человеку для собственного телесного и духовного развития. И это возводило понимание сути практики йоги на совершенно другой, более высокий уровень - осознания йоги не просто как древнего сокровенного знания, но как общественной науки. Вот в чем было настоящее завещание Шри Брахмачарьи своему ученику. У Кришнамачарьи был склад ума ученого, исследователя, поэтому он быстро уловил эту важную мысль учителя, всегда следовал ей на протяжении всей своей жизни и завещал ее своим ученикам. Из Тибета он уехал на юг Индии, в Бенгалию, где взялся за изучение древней медицинской системы аюрведы и философской системы ньяя - ведийской школы логики, главным принципом которой является обязательным базирование методов рассуждения на достоверных средствах познания.

®, статьи, мое творчество, йога

Previous post Next post
Up