Школа. А зачем?

Jun 20, 2012 02:18

Время от времени накалываясь на обломки копий, сломанных о новые варианты школьной программы, подумала о том, а какое видение у моих друзей идеальной школы? Ну, кроме простых путей "возврата в СССР", или же "все дружными рядами в 57-ю". У меня к советской системе достаточно много вопросов. Убогие языки (кроме спецшкол), явно недостаточная физическая нагрузка, тенденциозность изложения большинства гуманитарных предметов, отсутствие основ экономики, статистики, риторики и эссеистики. Главная же претензия - не современный, а как раз советский выпускник - идеальный потребитель. Хороших задач, великой литературы, интересных научных фактов, красивых гипотез и т.д. Он абсолютно не обучен что-либо производить сам, ибо корни квадратного уравнения не есть продукт, а занозистая табуретка - продукт неконкурентоспособный.

Можно возразить, что наша школа восходит через гимназии к греческой системе, когда сам образованный человек уже является неким идеальным продуктом. Но тогда есть ли разница, навешивать ли на уши ученика развесистую физику, или, например, Иллиаду в оригинале, так как и то и другое очень красиво, но малопригодно в быту. Или же быть до конца практиком, и вовремя начать учить детей китайскому языку, НЛП и стриптизу?

Учите матчасть

У меня создалось стойкое впечатление, что перенасыщенность советской школы естественными науками имеет несколько причин. Первая - индустриализация общества 30-х годов, когда понадобились инженерные кадры в большом количестве и хорошим выпускником школы был человек, который впоследствии обучился бы на инженера, вторая - противоборство советских и американских физиков в 60-хх и третий немаловажный факт - техническая интеллигенция гораздо более безопасна в политических вопросах, чем гуманитарная. У этих людей нет большого желания лезть во власть, у них совсем другие интересы(много ли было технарей среди российских революционеров разных эпох), поэтому естественнонаучный уклон - неплохой способ направить основную массу пытливых умов по безопасному руслу. Кстати, туда же я отношу и слабое преподавание языков. Советский человек, если он не разведчик, или дипломат, не должен был комфортно себя чувствовать на чужой территории.

Счастье, это когда тебя понимают

У советских людей было не так уж много причин для счастья. И немаловажная его составляющая была в идеологии общности всех людей и ощущении "большой дружной семьи". Одинаковый тезаурус давал людям возможность понимать друг друга людям разных национальностей, профессий, жизненного пути, потому, что вырастали все на одинаковых учебниках, базис был одним.

Плюс школа давала значительный заряд, пусть тенденциозного, но патриотизма. Основанного на триедином божестве Маркс-Энгельс-Ленин, где главным божеством являлся Ленин, а остальные, так, скорее два малопонятных святых духа. А один не воскресший, но вполне себе бессмертный. Это вместо религии. А свято место героических эпосов заняли Гражданская и Отечественная войны с большим количеством героев, больших и малых. В принципе, религия+эпос - достаточный базис для построения в умах достаточно стройной картины мира. Не вижу, чем эта система сильно хуже индуизма с Рамаяной. Да, согласна, пожиже, но работало же...

Лебедь рак и щука

Что должна делать современная школа, «науке точно не известно». Ей говорят, что она должна зарабатывать деньги, она пытается. Ей говорят, держать уровень образования, она старается. Ей навязывают новые стандарты, она прогибается. Но что она должна делать в глобальном масштабе, она не знает, потому, что и общество в глобальном масштабе не знает, что ему нужно.

Властям как всегда нужна стабильность, а так как всякая следующая власть хуже предыдущей, нынешняя стала косо посматривать уже и на техническую интеллигенцию(мало ли что...), а поэтому замещает не особо полезные естественнонаучные знания на основы православия, ОБЖ и тому подобное добро. Родителей же в первую очередь интересует, чтобы ребенок успешно встроился в современную систему. Наша современная система в основном добывает и распределяет. Что может - вывозит. Молится золотому тельцу, спешит жить то ли пока не кончилось, то ли пока не началось. Какие люди требуются в этой системе - ясно не вполне, но достаточно для того, чтобы не слишком хотелось туда встраиваться. Кроме перечисленного желания родителей еще беспокоят ностальгия по старому доброму советскому образованию, желание воплотить свои нереализованные мечты и понимание, что в банку объемом 1 литр не нальешь 5. Слава богу, мы еще учились при старой системе и какие-то реальное представление об окружающем мире имеем. Как будут мыслить наши дети - неизвестно никому.
Previous post Next post
Up