памятник Генриху IV на Новом Мосту
Генрих IV был очень хорошим королём. Но это поздно поняли. Уже после того, как убили. Так бывает…
Генри IV (Henri IV 1589-1610) на коне. На фоне легендарного (ныне закрытого) магазина Самаритен (La Samaritaine, 1900). Посреди Нового Моста (Pont Neuf), который на самом деле самый старый мост в Париже (1607).
памятник Генриху IV на Новом Мосту
Это как раз тот самый Генрих, который, будучи протестантом (гугенотом) (и ещё не будучи королём Франции), женился на Маргарите де Валуа (Marguerite de Valois) (более известной под именем и по роману «Королева Марго») во дворе Собора Парижской Богоматери (см
здесь)... И тот самый, что является потомком несчастной Жанны Наваррской, отлучённой от престолонаследия Франции в 1316 г. по причине сомнительности своего происхождения (если кто ещё не читал ту
рассказку - обязательно прочитайте! На мой взгляд - одна из наиболее значимых и курьёзных страниц истории Франции... из которой также следует, что бравый наш Генрих IV, возможно, происходит отнюдь не от законного короля-помазанника, но от простого «конюха» (почти)…
Henri IV par Frans Pourbus le Jeune.
...Потом Генрих с Марго развёлся и перекрестился - дабы взойти на престол - в католицизм. Якобы произнеся при этом знаменитую на весь мир фразу: «Париж стоит мессы» («Paris vaut bien une messe», на самом деле приписывается, возможно, советнику Sully, или никому - позднейшее измышление). Имел 6 законных детей со своей второй законной супругой Марии Медичи (Marie de Médicis). В том числе будущего Людовика XIII (Louis XIII). И ещё как минимум 12 незаконных, с семью «официальными» любовницами (не «официальных» любовниц насчитали 73, но это только те, кого считали, детей там тоже видать без счёту. Генрих не пренебрегал никем: будь то дама высшей аристократии, будь то то прачка или кухарка. Как шутят (или не шутят) в городе Нерак (где долго обретал двор Генриха): «Все мы .от него»! За любвеобильность прозван «Vert-galant» («старый волокита», кстати, позади статуи, внизу, как раз одноименный и весьма уютный сквер располагается, рекомендую, Le square du Vert-Galant)...
Le square du Vert-Galant
Я не помню, откуда взяла цифру в 73 любовницы. Но точно не сама придумала. Где-то вычитала. Когда-то. Давно. А вот нынешняя франкоязычная Вики на отдельной странице «Список любовниц королей Франции» (да-да, есть и такая), поимённо называет «всего» 33. Что гораздо больше, чем у иных не слишком отягощённых супружеской верностью монархов, но всё-таки маловато. Будет. Маловато. Другой источник также поименно перечисляет, уже 43. С обязательными оговорками: «это только те, что не являлись эфемерными со-ложницами на одну ночь».
Про любовниц, конечно, интересно и захватывающе - почти как про казни, отравления и прочую «расчленёнку». Но мы тут постараемся остаться в рамках приличия. То есть про всех любовниц говорить не будем, упомянем только двух. Или трёх.
Генрих Новаррский и Маргарита де Валуа, король и королева Наварры, около 1572, миниатюра из Книги Часов Екатерины Медичи
С первой женой «Королевой Марго» Генрих особо в одной постели не спал. Общих детей не нажил. Пока жили мирной семейной жизнью - каждый вволю любовничал на стороне. Потом миру в семье пришёл конец (по многим причинам). Генрих развёлся и взял в жёны «Толстую Банкиршу» Марию Медичи (как поговаривали в эпоху, «Медичи купили французский трон дважды», снабдив более чем солидным приданным сперва Екатерину (Медичи), также прозываемую «Банкирша», или «Дочь Торгаша», затем Марию).
Со второй женой мира не заладилось сразу. С самой первой брачной ночи. Любвеобильный пылкий Генрих «нашёл свою невесту толстой и вялой»; итальянская аристократка пришла в ужас от вони и неотесанности отпрыска Наварры (Генрих происходил родом из королевства Наварра, детство и юность провёл «босоногую» (почти), при рождении «на счастье» дедушка помазал губы младенца чесноком - «сей запах остался с ним на всю его жизнь»).
Но запах ещё ничто, как говорил один умный человек: «Отойди, к чёртовой матери, и запах с тобой». Хуже - ненавистная Анриетта д’Антраг (Catherine Henriette de Balzac d'Entragues). Год назад Генрих подписал «обещание жениться» на Анриетте - если та в течение полугода забеременеет и родит ему наследника. Хотя и продолжал, втайне от любовницы, вести переговоры о женитьбе на «Флорентийской Банкирше» (ему очень нужны были деньги). Анриетта действительно забеременела, но, увы, на горе деве юной - и на счастье Генриху - однажды ночью случилась гроза, молния ударила по окнам спальни, столь необходимый сын родился преждевременно мертворождённым… Генрих женился на «Толстой Флорентийке». Впрочем, это не помешало обманутой невесте остаться при дворе и её последующие от Генриха дети воспитывались вместе с легитимными детьми королевской четы. Что, понятно, не могло не раздражать законную супругу. Тем более что вздорная любовница «вечная интриганка, дьявольской красоты и ума», вела себя настоящей Королевой, прилюдно высмеивала и оскорбляла «Банкиршу» и вдобавок рожала Генриху детей практически синхронно с Марией Медичи. (В конце концов Генрих Анриетту выгонит, уж больно та со всем своим семейством во всевозможных интригах и заговорах поучаствовать любила)…
Портрет Марии Медичи накануне коронации, Pourbus
Раненое сердце, глаза в слезах. -- Le cœur blessé, les yeux en larmes.
Сердце мечтает только о ваших прелестях; -- Ce cœur ne songe qu'à vos charmes ;
Вы - моя единственная любовь. -- Vous êtes mon unique amour.
День и ночь, я вздыхаю о Вас: -- Jour et nuit, pour vous je soupire :
Если Вы полюбите меня в ответ, -- Si vous m'aimez à votre tour,
У меня будет всё, что я так страстно желаю. -- J'aurai tout ce que je désire.
Я Вам дарую скипетр и корону; -- Je vous offre sceptre et couronne ;
Моя искренняя любовь их Вам даёт. -- Mon sincère amour vous les donne.
Кому же ещё мне их дать? -- A qui puis-je mieux les donner ?
Всецело счастливый Король под вашей властью, -- Roi trop heureux sous votre empire,
Я буду царствовать вдвойне, -- Je croirai doublement régner,
Если получу то, что жажду. -- Si j'obtiens ce que je désire.
Поэма, написанная (предположительно) Генрихом IV Анриетте. В назидание юным сердцам. Генрих всё, что «так страстно желал» получил. А вот скипетр и корону вручил «Толстой Банкирше».
Catherine Henriette de Balzac d'Entragues
Не верьте, девушки, страстным юношам. «Утром корона - вечером страсть».
Страстный Генри от «страстей» сгорал нон-стоп. «Уж влюбится, так влюбится». Не в первый раз. А уж последняя страстная влюблённость оказалась совсем было губительной. В прямом смысле слова.
Дело было так. Одним прекрасным утром (по другим источникам - вечером) 16 января 1609 года, удручённой всевозможными заботами и проблемами (со здоровьем, войнами в том числе, и в личной жизни - пустота), Генрих входит в маленький театральный зал, где на сцене репетирует балетная труппа…. По другим источникам: вышел из своего кабинета и нечаянно столкнулся с труппой в коридоре дворца… Не важно. Пусть будет в театре, так поэтичней... И вдруг на сцене появляется Она! У старого ловеласа сердце подпрыгнуло и остановилось. Юное белокурое создание «с глазами газели». «Прекрасная, как день, более прекрасная, чем день, хрупкая и грациозная, почти нагая, в своём платьице из муслина и тюля»… Шарлотта де Монморанси (Charlotte-Marguerite de Montmorency). Ей нет и пятнадцати лет. Она из знатнейшего и богатейшего дома Франции. Вер-Галану пятьдесят шесть, он страдает подагрой, его мучают последствия венерических болезней, у него уж нет «всех своих зубов» (счета от дантиста за золотые пломбы и «имплантаты» подтверждают)… Но он влюблён! С первого взгляда! Шарлотта игриво улыбается и целит ему в сердце золотой стрелой (символ любви)…
Charlotte-Marguerite de Montmorency
Дабы соблюсти приличия, Генрих выдаёт Шарлотту замуж. Как то было принято в достойных домах. Жених подобран правильный (Шарлотта уже была помолвлена, но пришлось ту «неправильную» помолвку расторгнуть). Нынешний жених - кузен, Принц Конде (Henri II de Bourbon-Condé). Имевший репутацию «не интересоваться женщинами, но предпочитать мужчин». В иных местах пишут - был импотентом. Что для Генри всё одно. Лишь бы муж был покладист. Не мешал. (…впоследствии, Шарлотта родит своему мужу шестеро детей, трое выживут).
Но тут случилось непредвиденное - вроде бы согласившийся на все условия Конде вдруг заупрямился, молодую благоверную от старого «Барбона» (старик-волокита) спрятал, в провинцию увез. Генрих в отчаянии. Бросился вслед беглецам, всё пытался до возлюбленной добраться. Пишут, что даже к фарсам с переодеванием прибегал. Ничего не вышло. Кроме воспламенённой переписки. «Обожаемая Звезда моя…» - начинала свои письма Шарлотта. «Любите меня! Верьте, что я Ваш…» - отвечал Генрих... (как ни странно, но юная Шарлотта, по всей видимости, действительно влюбилась в своего Короля, действительно писала ему нежные письма, жаловалась на скуку и помышляла бежать к нему)…… И ещё был эпизод, когда престарелый Генрих разыгрывал под балконом своей «Джульетты» настоящего «Ромео», по стенам на балкон залезал… Взбешённый Конде вывез жену в Брюссель. Бельгия тех времен - часть Священной Империи, Шарлотта - под защитой и покровительством Испании - злейшего недруга Франции. Генрих собрался на войну (кроме Шарлотты настоящие причины тоже имелись, разумеется, война назревала издавна, но об этом не так романтично)…
Как ни уговаривали обезумевшего Генриха его родные, близкие, родители Шарлотты, советники, послы, королевские семьи Европы, все - всё напрасно!
19 мая 1610 года Генрих IV должен был встать во главе своей достаточно большой по тем временам армии (37.000 человек). 13 мая 1610 года Мария Медичи - как она на том настаивала аж с самого дня свадьбы в 1600 - венчается Королевой Франции. 14 мая 1610 года Генри IV был убит…
Много есть размышлений о том, кто именно и за что именно убил «Доброго Короля Генри». 14 мая 1610 года - это уже восемнадцатая попытка убрать ненавистного гугенота-ловеласа. Но нынешний убийца, католик-фанатик Франсуа Равайак (François Ravaillac), здоровенный рыжий детина 32-ух лет, на пытках (добротных) никого не выдал, ни в чём не признался. Действовал один, по собственному усмотрению. Но в это поверили далеко не все (на эту тему можно разговаривать долго, не стану вас утомлять)…
Убийство Генриха IV
Assassination of Henri IV and the arrest of Ravaillac, by Charles-Gustave Housez
Казнили Равайака столь же добротно, сколь «подвергали вопросу» (пыткам). 27 мая 1610 года. Осужденный за «нечеловеческое цареубийство», Равайак из Консьержи доставлен к Собору Парижской Богоматери, босой, в одной рубахе, со свечой (см
здесь); происходит процедура «покаяния», затем преступника сажают в телегу для мусора и отвозят на привычное в эпоху место публичных казней - Площадь Грев (ныне Площадь Мэрии Парижа, La place de Grève / Place de l'Hôtel-de-Ville).
(сейчас меня обвинят с чрезмерной любви к «рачленёнке», но я всё-таки продолжу, средневековье - куда деваться, - слабонервным и беременным далее не читать).
Казнь цареубийцы длилась чуть ли не целый день. Для начала, в строгом соответствии с письменным приговором, щипцами растерзали соски (болезненное место), ляжки, ноги, руки; раны залили расплавленным синцом, кипящим маслом, смолой, сваренными серой и воском. Правую руку, что держала нож, спалили «серным огнём». Затем привязали к четырем коням и приступили к четвертованию. Но детина оказался столь крепок, что одна из лошадей выбилась из сил - уже час прошёл с начала «четвертования» - и её пришлось заменить. А палачам пришлось «надрубить» руки и ноги большим мясницким тесаком… Наконец лошади, подхлёстываемые для эффективности, разлетелись в стороны, туловище рухнуло на землю, беснующаяся вопящая толпа прорвала оцепление солдат и разодрала тело в клочья. Палач не сумел завершить предписание, «бренные останки» не были сожжены и «развеяны по ветру», как требовал ритуал, но рассеяны по всему городу. «Палачу пришлось удовлетвориться лишь разодранной в лоскуты рубахой»… Прочие «останки» всё-таки сожгли и развеяли….
German School, Execution of Francois Ravaillac, the assassin of King Henri iv, 1610
Заканчивать рассказку на столь макабрном эпизоде как-то неприятно… Припомним, лучше, нечто хорошее. Например, ещё одну из «главных» любовей Доброго Короля Генриха, Габриэль д'Эстре. Просто за то, что благодаря ей появился подобный шедевр мировой живописи:
Portrait présumé de Gabrielle d'Estrées et de sa soeur la duchesse de Villars
Про саму Габриэль, как и о других любовницах, можно писать до бесконечности… Но остановиться следует. Пусть далее будут просто фото местности…
(...)
Вид на сквер Vert-Galant и Новый Мост (Le square du Vert-Galant / Pont Neuf)
В сквере .... Декабрь...
Напротив.....
Вид на статую Генриха IV из сквера его же имени...
Обратить внимание на "ёжик" на голове....
Здесь же летом...
К слову, в Париже не запрещено распивать спиртные напитки на улице… Прихватите с собой бутылочку вина и сыра… Лучший не «бизнес-ланч» в Париже!
(...)
Все влюблённые едут в Париж.... Это ещё в эпоху, пока под тяжестью "любви" не рухнула секция соседнего Моста Искусств (Pont des Arts) - куда все свои замочки вешали.... Теперь там пустота (на данный момент что-то уродливое), а народ со своей любовью идёт куда ни попадя... Ныне здесь тоже гроздья...
(...)
На любви про любвеобильного Генриха и завершим. Раз так подвернулось. Мост Искусств (Pont des Arts) ровно накануне падения и закрытия (для замочников).
Дело прибыльное.
But first...let me take a selfie!
Продолжение следует....