О чём молчат «народные избранники»

Nov 27, 2011 22:46

Оригинал взят у rastaev в О чём молчат «народные избранники»
Сегодня в Беларуси вступил в силу закон «О массовых мероприятиях» в новой редакции, принятый «народными избранниками» и подписанный главой государства.

«Избранники» - равно как и официальные СМИ - все уши уже прожужжали о том, что новый закон «в принципиальных подходах ничем в худшую сторону не отличается от законов других стран, а в части санкций за нарушения - он гораздо более либеральный, чем во многих странах Европы и США». И даже привели в качестве аргумента выдержки из европейских аналогов!

Однако любому здравомыслящему человеку ясно: законы авторитарного государства по определению не могут быть либеральнее законов демократических стран. В чём же подвох?

«Дьявол кроется в деталях», - любил повторять известный немецкий архитектор Людвиг Мис ван дер Рое. Именно малозаметные на первый взгляд нюансы и отличают архитектуру белорусского законодательства от законов тех стран, где права человека уважают не только на словах, но и на деле.



О чём же умалчивают «народные избранники», пытаясь примазаться к европейским стандартам? Во-первых, о том, что в большинстве стран Европы - в отличие от нашей страны - при подаче заявки на проведение массового мероприятия действует уведомительный принцип, и властям нужно иметь очень веские основания, чтобы такое мероприятие запретить.

*   К примеру, в Польше разрешение нужно получать лишь тогда, когда демонстрацию или митинг планируется провести на проезжей части улицы. В остальных случаях организаторы должны просто сообщить властям место и время проведения мероприятия. Уведомление можно подавать хоть за месяц, хоть за три дня.

*   В Италии организаторы публичной манифестации или собрания должны за три дня до их проведения подать в местное полицейское управление лишь письменное уведомление. Похожий закон действует и во Франции.

*   Даже в соседней России, не отличающейся особой демократичностью, заявка на проведение массового мероприятия носит уведомительный характер.

*   Уведомительный принцип действует даже в такой географически далёкой от Европы стране как Армения. Если же участие в мероприятия собираются принять менее 100 человек, то уведомление здесь можно вообще не подавать.

*   Без уведомления массовые мероприятия разрешается проводить даже в совсем уж не европейском Кыргызстане!

«В ФРГ любое массовое мероприятие, в том числе собрание или демонстрация, должны быть обязательно санкционированы властями», - приводит аргументы в защиту новой редакции закона официальное инфоагентство БелТА.

Правда, при этом оно забывает добавить, что законы Германии допускают массовые выступления граждан без подачи предварительной заявки и согласования с властями, если выступления эти носят срочный, заранее не запланированный характер. В исключительных случаях немецким гражданам разрешается проводить без уведомления публичные мероприятия, посвящённые только что прошедшим или ожидаемым в ближайшее время событиям. Белорусские парламентарии, «взявшие всё лучшее из законодательств Европы», эти замечательные нюансы, разумеется, тоже упустили из виду.


* * *
Но, раз уж на то пошло, давайте рассмотрим аргумент о «санкционировании мероприятий властями» чуть более подробно.

Согласно белорусскому законодательству «заявление о проведении массового мероприятия подается его организатором в местный исполнительный и распорядительный орган, на территории которого планируется проведение массового мероприятия». В Германии же о подготовке митингов и демонстраций организаторы должны сообщать за 48 часов в полицейское управление. Чувствуете разницу?

В большинстве цивилизованных стран, где подача заявки на проведение массового мероприятия носит разрешительный принцип - в том числе США - заявки эти подаются в орган, отвечающий за общественную безопасность, а не за претворение в жизнь государственной политики.



Давать добро на демонстрацию или нет, полиция решает, исходя исключительно из соображений общественной безопасности. Никакие политические или религиозные мотивы при вынесении такого решения роли не играют. А теперь угадайте: какими мотивами руководствуются исполнительные власти Беларуси, решая, можно проводить то ли иное мероприятие или нет?

*   Кстати, в Великобритании проведение уличных демонстраций и митингов тоже допускается лишь после получения официального разрешения полицейских властей. Но! В законе об охране общественного порядка сказано: если публичное массовое мероприятие носит статичный характер, то есть, совершается без передвижения по улицам, то полиция не может запретить его проведение.

* * *И ещё два важных момента.

*   Новая редакция закона о массовых мероприятиях в Беларуси запрещает объявлять о дате, месте, времени проведения массовых мероприятий в СМИ, сети Интернет и социальных сетях до получения разрешения на их проведение. Законодательства же большинства цивилизованных стран не содержат таких ограничений. В той же Германии организатор собрания, митинга или демонстрации может публично объявлять о проведении мероприятия и распространять приглашения задолго до направления заявки в полицию.

*   Ну, а положение о том, что «организаторы всех массовых мероприятий, кроме тех, что проводятся госорганами, отныне должны платить за охрану общественного порядка при их проведении» - вообще не выдерживает никакой критики с точки зрения цивилизованных норм: или мы не платим налоги, за счёт которых и содержатся уже органы охраны общественного порядка?

* * *
Твердя о том, что белорусские законы соответствуют лучшим европейским образцам, наши «народные избранники», похоже, рассчитывают на то, что народ, который они якобы представляют, мало знаком с этими самыми «образцами».

По сути, для новой редакции закона «О массовых мероприятиях» наши законотворцы из европейских аналогов заимствовали лишь репрессивные пункты. Либеральные же положения, которые в законодательствах европейских стран превалируют над репрессивными, «народные избранники» традиционно оставили без внимания.

Previous post
Up