Несколько лет назад, раздумывая на тему профессий я пришла к мысли, что профессия учителя в современном мире
( в нашей стране и в наши дни в силу ряда причин, особенно) - труднейшая из профессий.
Почему? Если говорить в самом общем виде, потому, что в ней уровень ответственности, которая ложится на человека, и степень его обеспеченности знаниями, полномочиями, физическими и финансовыми ресурсам находится в состоянии преогромной диспропорции.
Ответственность учителя выходит далеко за пределы передачи знаний по предмету.
Учитель для ребенка фигура - совершенно особенная. Не то, что психолог. В современной школе психолог - это клерк, который проводит бесконечные тестирования, причем по заданию каких-то вышестоящих органов.
Хотя по идее, он должен быть помощником учителя в управлении психологической динамикой в школьной группе. Но это теоретически, а практически средний современный школьный психолог в обыкновенной школе не способен выполнять эту роль ни физически, ни профессионально.
Да, конечно, если это какая-то особенная школа, там дела могут обстоять иначе. Там и психологи могут работать квалифицированные и отчетами они не завалены. Они с учителями и с детьми реально имеют возможность работать. Но сейчас речь об обычной школе и не о психологах, а об учителях. Об величине их социальной миссии.
Мы автоматически отправляем ребенка в школу, когда приходит время, не задумываясь о том, что теперь наше родительское влияние ограничивается еще одной фигурой УЧИТЕЛЕМ. Не учителем - одним, конкретным человеком, а учителем - обобщенным коллективным субъектом.
При этом фигура УЧИТЕЛЯ, в отличие от фигуры родителя обладает одним совершенно новым свойством, с которым ребенок до тех пор не имел дела. УЧИТЕЛЬ СТАВИТ ОЦЕНКИ.
Его оценки в отличие от родительских оценок, с которыми он имел дело до сих пор, обладают новым свойством. Они псевдообъективны.
В какой мере люди, работающие в школе отдают себе отчет в том, каким могуществом они обладают в глазах ребенка?
А в том, какое огромное влияние оказывают на тех, кто сидит перед ними за партами?
Мое впечатление таково, что большинство тех, кто работает учителями отдают себе в этом отчет очень мало.
В фигуре УЧИТЕЛЯ для ребенка и подростка оказываются персонифицированны нормы общественной жизни. Институт официального права, морали, культуры и т. д. воплощает собой учитель.
И параллельно с этим его сверстники в школьной группе персонифицируют для него институт неформальных общественных отношений. Обычный класс в средней школе - как в капле воды отражает в себе различные социальные слои и подросток оказывается перед необходимостью самоопределяться в этой среде.
ШКОЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ воплощает собой для ученика институт государства.
Готовят ли к этому в пед ВУЗах? Конечно, нет. Наше государство переживает сейчас сложнейший период трансформации общественно-экономического строя. А период трансформации - это период великого неустроя. Разрушены старые системы ценностей, а новые еще не оформились. Между тем лейтмотивом подросткового возраста является как раз освоение общественных норм и ценностей.
И, понятно, что вопрос о том, готовят ли современного учителя к тому, чтобы выполнять миссию проводника общественных норм в этой ситуации повышенной сложности, бессмыслен. Как и кто в силах разработать такую программу подготовки и осуществить ее в отношении почти полутора миллиона учителей? Думаю, никто не в силах.
А потому все идет так как идет. И каждый отдельно взятый учитель по факту оказывается в эпицентре всех противоречий современного общества.
Вот только в отличие от депутатов гос. думы, ученики и родители от них на очень глубоком уровне бессознательного ждут справедливости, искренности, честности, мудрости, любви и т д. Именно этот бессознательно высочайший уровень требований и создает базу для той огромной диспропорции между уровнем возлагаемой на современного учителя ответственности и его реальных возможностей эту ответственность реализовать.
Я, конечно, не знаю, что с этим делать на уровне государственном. Я ведь лишь психолог пенсионного возраста. У меня есть только идея о том, что может сделать каждый отдельно взятый гражданин.
Не ждать и не требовать от учителя слишком многого, и детей своих учить более реалистично и по-человечески относится к тем, кто их учит, соответственно.