Была вчера на потрясающей выставке. Страшно подумать, что могла не успеть!..
Процитирую свою подружку
kagury Cеребрякова "Побывали... на свежеоткрывшейся выставке Зинаиды Серебряковой. Совершенно не ожидала, что она такая большая и такая весенняя.
У меня дома есть здоровенный альбом Серебряковой, и я думала, что имею неплохое представление о ее живописи. Однако в реальности ее произведения оказались гораздо светлее, свежее и ярче. Сплошные Девушки и "Весна без конца и без края". Возможно, так подобрали работы кураторы выставки, но создавалось уверенное впечатление, что Зинаида Серебрякова постоянно писала весну. Даже осенью. Потому что оттенки апрельских листьев, и небо марта, и сияющие глаза. И вообще она явно была человеком с весной в душе. И счастливым человеком большую часть жизни в России. Потому что невозможно писать столь светлые вещи, если у тебя внутри грусть-тоска, депрессия и все такое. А вот французские работы - уже совсем другие... Но об этом ниже.
Выставка занимает несколько залов. В первом - две классические всем известные картины, которые находятся в основной экспозиции Третьяковки:
"За туалетом. Автопортрет"
и "За завтраком" - милая семейная сценка. Забавно, что несмотря на название картины, на ней явно присутствует супница. Так скорее, это все-таки обед. :) Кстати, что интересно, дети у нее почти всегда в синем.
Кстати, никогда не задумывалась о времени года на первой работе. На самом деле - это зимняя картина. И если вглядеться, то и правда кажется, что в воздухе пахнет свежим морозным воздухом.
Остальные картины в этом зале относятся к счастливому периоду жизни в имении Нескучном. Портреты мужа, друзей, автопортреты, небольшие пейзажные зарисовки - во всем чуствуется свет и спокойствие.
"Зеленя. Осенью".
Обратите внимание - это вот осень. Но все равно, совершенно весеннее настроение. И цвета апрельские.
"Автопортрет в шарфе"
Искусствоведы считают, что уже в это время у Зинаиды появляется интерес к востоку. И как глаза волшебно сияют!
Следующий зал посвящен детям - небольшие эскизы, наброски и зарисовки маленьких ангелочков в тех позах, в которых их удалось застать.
"Так заснул Бинька"
"Женя и Шура Серебряковы на крыльце в Нескучном"
А также классические
"Девочки у рояля" (обратите внимание - синий цвет основной)
и
"Карточный домик".
Считается, что хрупкость домика - это метафора хрупкости и скоротечности детства. И об этом же брошенная кукла. В общем, привет Миру искусства.
Еще один зал - это Жизнь, Земля и Небо.
"Беление холста".
Обратите внимание, что здесь нет линии горизонта. Небо сворачивается в свиток, и непонятно, холст ли это еще или высшее переходит в земное. Кроме того, зритель смотрит на девушек как бы снизу, и опять-таки, это земные женщины или уже почти небесные девы?
Прекрасная работа, на мой взгляд. Краски, композиция, содержание.
Работы питерского периода другие. Заметно меняется палитра. Краски становятся приглушенными и теряют яркость.
"Тата с овощами"
Совершенно сезановское полотенце, и вообще - вроде бы классический натюрморт на первый взгляд, но оказывается, что это портрет. Возможно не лучшая ее работа, но так здорово поймано сиюминутное настроение - еда, которая вот-вот станет обедом, и любопытный ребенок. Но солнце исчезло.
А потом Серебрякова уезжает в Париж. И вдохновение исчезает. Она еще пишет очаровательные портреты своих современников, но удивительно - практически ни одного парижского пейзажа (те, что есть - очень простенькие и довольно унылые). Трудно представить, как можно не проникнуться Парижем. Но в случае Серебряковой - это именно так.
"Версаль. Крыши города"
Во Франции разве что морские пейзажи (где много света и воздуха) привлекали ее внимание.
"Ментона. Пляж с зонтиками"
Конечно, здесь упомянуто далеко не все, что можно увидеть на выставке. Например, там представлены марроканские работы (но я их не очень люблю). Впрочем, лучшие из них мы не увидим, они остались у заказчика. Целый небольшой зал посвящен работам, которыми Серебрякова оформляла одну из вилл. Это теплые терракотовые девушки в нишах. Очень и очень земные и при этом - вполне античные по создаваемому впечатлению.
И под занавес, еще одна работа, которая мне очень нравится
Портрет А.А.Черкесовой-Бенуа с сыном Александром.
В общем, если вы еще не, обязательно сходите. Выставка чудесная. Я полна впечатлений и восторгов."