26 января 2017 г. исполнилось 230 лет со дня рождения архитектора Александра Лаврентьевича Витберга (1787 - 1855 гг.), одного из самых известных вятских ссыльных дореволюционной поры. Человек удивительной судьбы, блистательный архитектор пять долгих лет провел в вятской ссылке. Жизнь этого человека разделилась на две части: до строительства Храма Христа Спасителя и после.
О перипетиях судьбы архитектора Витберга, его взлетах и падениях - в материале Антона Касанова "
Взлет и падение Александра Витберга"
Жемчужина Вятки - Александро-Невский Собор
В память о великом архитекторе - статья с
сайта "Архитектурное наследие" об Александровском саде.
В 1817 году император Александр I утвердил правила по устройству городов, селений и дорог. В параграфе 47-м данных правил местным властям предписывалось заводить по возможности в каждом губернском городе общественный сад. Согласно с царским указом и в Вятке в 1821 году был открыт первый публичный сад, получивший название Загородного. Находился он за северо-западной окраиной города, на месте нынешнего стадиона им. Первого Мая и представлял из себя участок хвойного леса, в котором были прорублены просеки-аллеи. Добираться до него из города было слишком долго, а из-за густоты ельника в саду почти всегда было сыро и холодно. Через несколько лет, в 1825 году представители городского общества обратились к только что поставленному на Вятку губернатору Рыхлевскому с предложением об устройстве в Вятке нового, более удобного сада. Посчитав обращения горожан вполне разумными и справедливыми, губернатор направил министру внутренних дел письмо следующего содержания: "Город Вятка, с некоторого времени, хоть и имеет общественный сад, но он расположен не в близком от города расстоянии и на таком при том месте, где весною от густоты леса надолго остается снег, а осенью из-за дождей сырость.
1. Портал Александровского сада в Вятке. Архитектор А.Л. Витберг, 1837-1840 гг. Дореволюционный снимок.
Невыгоды сии побудили граждан изыскать место для заведения сада внутри самого города, а потому отнеслись ко мне о содействии им в сем случае. Заботясь со своей стороны об устройстве города, сообразно Высочайше утвержденных правил, я на предложение граждан и прочего общества столь более согласен, что имею в виду в самом городе около присутственных корпусов место ничем не занятое и представляющее все удобства для заведения тут сада. Часть места сего занимает главная площадь, а всё вообще пространство его весьма неровное и требует для планировки значительных издержек; между тем как через заведение тут сада минуется и сия надобность, и самый город получит немалую оттого красу. Для приведения предположения сего в действие желающие содействовать общей пользе и удовольствию составили уже добровольным пожертвованием некоторую на предмет сей сумму.
2. Портал Александровского сада в Вятке. Современный вид.
А как по Высочайше конфирмованному плану в 23 день марта 1812 года на город Вятку плану на означенном около присутственных корпусов месте не означено иметь какое-либо заведение, то не считая вправе сам собою дозволить обществу приступить к устройству на нём сада без разрешения на то высшего начальства, я осмеливаюсь обстоятельство о сем представить в благорассмотрение и разрешение Вашего Высокопревосходительства..." (Столетие Вятской губернии. Вятка, 1880. Т.1. С.142). Разрешение от министра на устройство сада у присутственных мест вскоре было получено. Той же осенью на территории будущего сада начали высаживать березу, рябину, черемуху и липу. Место для сада было выбрано очень удачно: с южной стороны он граничил с главной городской площадью, с запада и севера его огибал глубокий Раздерихинский овраг; а с востока, обходя здания присутственных мест ХVIII века, сад протянулся по крутому берегу реки Вятки, откуда открывался замечательный вид на заречные дали. Место сада - историческое: здесь в далеком 1418 году вятчане бились с соседями-устюжанами и одолели их, тут с шумом справлялась ежегодно вятская Свистопляска, здесь стояли старинные Пятницкая церковь и Устюжская часовня, отсюда же с крутого берега реки толпы горожан провожали ежегодно в многодневный крестный ход весьма почитаемый ими Великорецкий чудотворный образ Святителя Николая.
3. Ограда южной (парадной) стороны Александровского сада. Архитектор А.Л. Витберг, 1837-1840 гг.
Работы по обустройству и украшению сада продолжились уже при губернаторе К.Я. Тюфяеве. В 1834-35 гг. губернский землемер Ивакин составил план сада (илл.7), а губернский архитектор Тимофеев разработал проект двух деревянных беседок. Тогда же они были выстроены, одна - на крутом берегу реки Вятки, другая - в конце центральной аллеи сада, на берегу оврага. Долгое время считалось, что творцом беседок (ротонд) является А.Л. Витберг, сосланный в Вятку после отстранения от дел по строительству храма Христа Спасителя в Москве. В 1939 году Всесоюзной Академией архитектуры была издана книга о Витберге, автор которой В.Л. Снегирев утверждал: "В самом саду Витберг построил беседку-ротонду" (имелся ввиду береговой павильон). После выхода монографии Снегирева уже все постройки в саду 1-й половины ХIХ века официально считались наследием Витберга. Лишь в изданной в Кирове в 1975 году брошюре "А.Л. Витберг в Вятке" (авторы - Е. Москалец, Л.Пешнина) редактор делает осторожное примечание: "По вопросу о принадлежности проекта центральной ротонды А. Л. Витбергу существует и другое мнение, согласно которому ротонда эта была построена по проекту губернского архитектора. В связи с этим вопрос об авторстве проекта этой ротонды остается открытым"(с.35).
4. Александровский сад. Вид с городской площади. Открытка нач. ХХ века.
Между тем, как установил после кировский краевед А.Г. Тинский, автором проекта двух беседок действительно является вятский губернский архитектор (в 1832-39 гг.) Александр Егорович Тимофеев. В подтверждение этому Тинский приводит один документ из архива (ГАКО) - "Ведомость о нерешенных делах, находящихся на поручении губернского архитектора", в которой имеется и такой пункт: "Время начатия дела: 12 сентября 1835 года. Содержание дела: по предложению начальника губернии о составлении в двух экземплярах планов на вновь заведенный в городе Вятке около присутственных мест сад и ... на построенные в оном же саду две беседки и мостика..." Итак, к 12 сентября 1835 г. беседки были уже построены, а Витберг, как известно, приехал в Вятку лишь через полтора месяца. Мостик, о котором идет речь в архивном деле, хорошо виден на следующей фотографии (илл.5). Проектируя сад, губернский землемер М.Ивакин на месте рва под некогда бывшей здесь Сретенской башней с воротами предусмотрел небольшой мост, пройдя под которым, можно было спуститься по лестнице вниз к Раздерихинскому спуску и к реке. Чертеж моста выполнил А. Тимофеев. К сожалению, уже в 1913 году ров и мост были засыпаны мусором. Совсем недавно, к юбилею города, проводилась реконструкция сооружений сада, но про мостик забыли (или не посчитали нужным его восстанавливать).
5. Береговая беседка и декоративный мостик. Архитектор А.Е. Тимофеев. Фото нач. ХХ века.
Вообще, проектируя сад, землемер Ивакин нашел единственно верный вариант, позволивший сохранить указание на средневековую планировку места. Береговые аллеи сада проходят по древним оборонительным валам посада, а беседки и мостик поставлены на месте башен. Архитектор Тимофеев свою часть работы выполнил так, что специалисты (тот же В.Л. Снегирев) сравнивали его беседки с парковыми постройками Баженова и Камерона и без тени сомнения приписывали их авторство гению Витберга. А.Г. Тинский писал: "В 1929 году картоиздательство НКВД составило историческую справку к проекту генерального плана города Вятки, в ней приводится и список памятников истории и культуры... Под номером 1 в этом списке значится "сад имени Степана Халтурина (планировка, ворота и два деревянных павильона)". Все это вместе взятое составляет памятник садово-паркового искусства. Разные по возрасту, общественному положению, образованию, опыту и способностям люди создали этот единственный в своем роде сохранившийся сад на вятской земле. И если даже специалисты на протяжении многих лет ошибались в том, какой штрих нанес каждый из них, то это лишь подтверждает, что создан ими гармоничный ансамбль, у которого - "ни убавить, ни прибавить" (Вятская мозаика. Киров,1994. С. 104-105).
6. План сада в городе Вятке. Губернский землемер М. Ивакин. 1835 год.
Обе беседки сада сохранились в своем первоначальном виде. Есть мнение, что прототипом береговой ротонды (илл. 7-10) послужила ротонда городского сада в Перми, сооруженная в 1824 г. арх. Свиязевым. До перевода в Вятку Тюфяев был пермским губернатором и мог указать Тимофееву на образец. Кроме того, сам Тимофеев в 1833 году был командирован в Пермь - для освидетельствования ряда построенных там зданий, и мог видеть ротонду Свиязева собственными глазами.
Беседка стоит на высоком кирпичном цоколе, на который можно подняться двумя лестницами. Ступени лестницы и пол облицованы плитами из опоки - кукарского известняка. Одновременно декоративным и практическим элементом является балюстрада с балясинами-вазонами. Десять дорических колонн поддерживают гладкий антаблемент и купол-блюдце с двумя ступенями; единственным украшением верха беседки служат выступающие кронштейны карниза. Из беседки открывается прекрасный в любое время года вид на реку Вятку и заречные просторы. Курьезный момент: по крайней мере в двух книгах, где есть описание береговой ротонды, авторы говорят о ВОСЬМИ колоннах. Вот пример - тоненькая книжка "А.Л. Витберг в Вятке", стр. 38: "Под карнизом широкий профилированный антаблемент. Он покоится на восьми колоннах". М-м?! Искусствоведы что - не умеют считать до десяти?
7. Береговая беседка. Архитектор А.Е. Тимофеев. Открытка нач. ХХ века.
Если одна - угловая беседка - легка и воздушна, то другая - в глубине парка - более массивна, монументальна и всем своим видом являет замечательный контраст (илл.11-12). Тут, простите меня за легкомысленное сравнение, как бы - две "подруги", первая - "взбалмошная стройная красавица", вторая - "серьезная и немного тяжеловесная тихоня", этакая "вятская купчиха", тоже, однако, не лишенная своеобразной грации. Вид ее соответствует и ее местоположению - на берегу оврага. Из ее арок и проемов мало что интересного увидишь - поэтому здесь всегда меньше народу, большую часть дня беседка закрыта тенью окружающих деревьев. Зато в погожие летние вечера это отличное место, к примеру, для духового оркестра. Который, кстати, до революции на самом деле выступал здесь в праздничные и воскресные дни. Жаль, что эта традиция забыта.
8. Береговая беседка. Открытка нач. ХХ века.
В основе второй беседки - та же круглая ротонда, только тут купол покоится уже не на колоннах, а на пилонах; ее низкие арки и проемы больше похожи на прорези. Четыре портика с двумя парами колонн придают плану крестообразную форму. Весь вид беседки создает впечатление убежища прохлады в жаркий летний день. Только один вопрос смущает ум при взгляде на сие строение: какой такой прохлады алкали вятские купцы и чиновники в вятском климате, где снег лежит с октября по апрель, да даже в мае и сентябре он - не редкость?! На один из моих предыдущих постов (тоже, кстати, про Александровский сад, только сталинского периода) последовал комментарий, что советская архитектура 1930-50-х годов "носила субтропический характер". Вот вам и ответ - это наследие эпохи классицизма, который, в свою очередь, прибыл к нам в Московию из солнечной Италии и из знойной Греции.
Декор беседки дополняет алебастровый барельеф с пышным растительным орнаментом на фризах портиков.
9. Ротонда в саду им. С. Халтурина. Линогравюра А.Т. Наговицына из справочника "Город Киров" 1959 года.
Открытие сада для публики состоялось 30 августа 1835 года. Через два месяца после открытия губернатор Тюфяев обратился с письмом к министру внутренних дел, испрашивая разрешение назвать сад Александровским в память посещения Вятки императором Александром I в 1824 году. Вместе с письмом в МВД был направлен и план сада. В декабре министр сообщил, что император рассмотрел присланные чертежи и разрешил именовать сад Александровским.
Проекты парадного входа в сад и ограды по поручению Тюфяева выполняли уже два архитектора - Витберг и Тимофеев, между ними был устроен своеобразный негласный конкурс. Оба проекта были отправлены губернатором в министерство с запросом: "По поручению моему составлены два прожекта...Имею честь представить оба...Покорнейше испрашиваю у Вашего Превосходительства, по которому из сих проектов выстроить ворота?" Через четыре месяца пришел ответ от министра, в котором говорилось о том, что Комиссия проектов и смет рассмотрела рисунки и пришла к заключению, что "дает предпочтение проекту, составленному архитектором Витбергом, как по вкусу, так и по правильности". Но тут же высказывалось сомнение - можно ли будет в Вятке найти таких мастеров, какие необходимы, "дабы привести в действие означенные проекты"? Поэтому комиссия советовала отправить оба варианта в архив и строить решетку по "образцовым" (типовым) проектам, альбом с которыми был послан в Вятку в 1817 году.
10. Береговая беседка. Современный вид.
Надо отдать должное Тюфяеву, которого все историки вслед за Герценом привыкли ругать самодуром в отношениях с подчиненными и подхалимом перед начальством. Так вот, Тюфяев не принял пожелания министра и его комиссии (о, ужас!) относительно выбора проекта из альбома образцовых и отвечал: "Построение ворот будет производиться под руководством и наблюдением Витберга, а в искусных мастерах недостатка я не вижу". Упорство Тюфяева подействовало, и проект Витберга был одобрен, с одним лишь замечанием: строить решетку без каменных столбов. Кстати, вид решетки от этого замечания только выиграл. Но не будь Тюфяев столь настойчив - не видать нам ограды Витберга, как своих ушей. Уже в советское время решетка Витберга была чьим-то указанием растиражирована по всему городу (кто знает Киров, тот сразу вспомнит ограду областной больницы), но почему-то именно в худшем варианте - с каменными столбами через несколько звеньев.
Позволю себе небольшое отвлечение. Благодаря обилию зелени, особенно черемухи и сирени, до революции Вятка выглядела в мае-июне почти райским садом. Строились здесь привольно, далеко друг от друга, при каждом доме был свой сад или палисадник. Гости города замечали, что "вятчане живут не домами, а дачами". Министр народного просвещения граф Д.А. Толстой, посетивший Вятку весной 1878 года, так описывал свои впечатления: "Губернский город наполнен садами, расположен в местности гористой, и вид на него с реки, во время разлива, очень красив...Вятка некогда считалась ссыльною губерниею. Я же нашел Италию на севере; не в Вятку следовало ссылать преступников, но из Вятки высылать в наказание в другие губернии".
11. Центральная ротонда. Фото нач. ХХ века.
Чугунная ограда сада по проекту Витберга (илл.3) отливалась первоначально на Шурминских заводах под Уржумом. В марте 1837 года управитель заводов Шестаков сообщал в Вятку, что из 69 звеньев сделано 15, а для прочих звеньев "выбито решеток 35, колонны все, верхних гребней 30 и еще их продолжают лить по три в день...Мастера уверяют, что к Пасхе все литье будет окончено". Одно звено решетки с Шурминских заводов 15 мая 1837 года было привезено в Вятку для показа. Однако, той же весной 1837 года, когда отливка чугунной ограды шла столь быстро в Шурме, губернатор вел переговоры с конторой Холуницких заводов (в Слободском уезде Вятской губернии). Видимо, губернатор не был уверен, что владельцы Шурминских заводов - наследники майора Мосолова - согласятся с той ценой, которую без их согласия установил управляющий. Через год, в марте 1838-го, купец Петр Гусев, за счет которого отливалась и устанавливалась решетка, выдал доверенность по установке решетки своему приказчику Андрею Протопопову, сообщив ему в письме: "По заказу моему отлита в Холуницких заводах чугунная решетка и поставлена уже в город Вятку...а для кладки нанят опытный и известный в здешней губернии мастер Иван Павлов Смирнов". Решетка была установлена к зиме 1939 года. Чтобы не ставить ее с уступами, требовалось выравнивание места. Работы эти были взяты на свой счет винным откупщиком Беляевым. Производили срезку земли солдаты Вятского гарнизонного батальона. Строительство же портала продолжалось и в 1840-м.
12. Чертеж центральной ротонды. Архитектор А. Тимофеев. 1835 год.
Витберговский портал сада (илл.1и 2) - замечательный образец русского ампира. Четыре массивных пилона держат столь же массивные перекрытия; с юга и севера между пилонами - две дорические колонны, разделяющие вход на широкие центральные ворота и две калитки по бокам. Сильно выступающий низкий карниз и дорические колонны являются перекличкой с тимофеевскими беседками; это свидетельство того, что Витберг со вниманием отнесся к произведениям губернского архитектора. На фризе между триглифами вписаны барельефы-венки. Над карнизом - аттик с гирляндой, перевитой ленточками (ныне утрачен - сравн. илл.1 и 2) и надпись: "Александровскiй садъ". Две таких же гирлянды - на пилонах. При рассмотрении проекта Тимофеева, где ворота представлены в виде триумфальной арки с парами коринфских полуколонн и пышным декором, заметно противоречие с проектами его же беседок.
Тяжелые формы Витберговского портала приятно контрастируют с легкой ажурной решеткой (илл.3). Ограда приподнята на цоколь, облицованный опокой. Звенья решетки установлены между заделанными в кладку круглыми столбиками с шарами наверху. В каждом звене - 13 прутьев, объединенных вверху меандровой лентой и гребнем с наконечниками копий. Главное украшение решетки - сложная гирлянда по центру звена.
13. Вятка. Александровский сад. Летний клуб. Дореволюционная открытка. Надпись на лицевой стороне открытки: "Здесь я ежедневно гуляю, наслаждаюсь свежим воздухом и видом на реку Вятку".
В 1837 году Вятку посетил наследник престола Александр Николаевич (будущий император Александр II). В числе прочих дел и развлечений, наследник осматривал в Вятке Александровский сад, нашел его прекрасно распланированным и на удачном месте, но крайне молодым.
В конце 70-х годов ХIХ века городские власти озаботились плохим состоянием Александровского сада. В Журналах Вятской городской думы за 1878 год по этому поводу сказано следующее: "Александровский сад при арендовании его частными лицами не поддерживался надлежащим образом и поэтому год от году разрушается: беседки рушатся, дорожки зарастают травою, а места, где были цветники, совершенно заросли, деревьев же наполовину уничтожено, так что во многих местах образовались прогалины. Следовательно, и на будущее время при арендовании сада частными лицами нельзя надеяться на радикальную его поддержку. Городское общественное управление обязано поддержать этот сад, как единственный в городе, где публика находит удовольствие гулять и проводить свободное от трудов время, и по расположению своему служащий украшением города" ("Столетие Вятской губ." Т.1. С.147). Небольшой комментарий к тексту. Вот он, уважаемые господа, частник-арендатор во всей своей красе! Что - сто с лишним лет назад, что - сегодня. Нынешние власти наступают на те же грабли. Пример - кировский парк им. Гагарина.
14. Александровский сад. Летний клуб и береговая беседка. Дореволюционное фото.
Ввиду вышеизложенных причин городской думой было признано необходимым отдать Александровский сад в аренду Вятскому общественному собранию, с обязательством со стороны его - выстроить в саду здание летнего клуба или, как тогда еще говорили, "вокзала", который по истечении двенадцати лет должен поступить во владение города. Вокзал этот (илл. 13 и 14) был устроен в 1879 году на средства общественного собрания и обошелся ему в сумму около 4 тысяч рублей. Осмелюсь предположить, что автором проекта этой деревянной постройки был Иван Васильевич Нефедьев, в 1876-1884 гг. занимавший должность губернского архитектора (Нефедьев - строитель деревянного городского театра в Вятке). Летний клуб совершенно обветшал и был разобран в 1930-х. В начале ХХ века на территории сада было выстроено деревянное здание кинотеатра ("синематографа"), получившего звучное, в стиле модерн, название - "Прогресс". Впоследствии его постигла та же участь, что и летний клуб - разобран за обветшанием (ни одна из деревянных построек сада конца ХIХ - первой пол. ХХ веков до нашего времени не сохранилась).
15. Летний театр в саду имени Ст. Халтурина. Архитектор Чарушин. Фото Л. Шишкина, 1956 год.
Наступили новые времена, и новая власть прежде всего озаботилась переименованием главного городского сада. В 1923 году сад получил имя революционера-народовольца Степана Халтурина. Еще один интересный момент - после строительства стадиона "Динамо", занявшего почти всю главную городскую площадь, образовались две новых улицы - Динамовский и Пионерский проезды. Если про Динамовский проезд большинство жителей города знает, так как по нему все-таки числится несколько домов, то про уникум под названием "Пионерский проезд" напрочь забыли сегодня все - даже карта Яндекса. Между тем, он существует, так как "древнего" постановления Кировского горисполкома никто не отменял. Правда, по его адресу числится только, кажется, один Александровский сад. А саду адрес вроде бы и не нужен... В 1960 году городской сад имени Ст. Халтурина был объединен с Заречным парком и получил громкое название "Центральный парк культуры и отдыха имени Степана Халтурина". В наши дни старейшему саду Кировской области возвращено его исконное название - Александровский.
16. Проект фасада здания летнего театра в саду имени Ст. Халтурина. Чертеж И.А. Чарушина.
История главного городского сада в советский период не ограничилась одними переименованиями. Постройки первой половины ХIХ века были взяты под государственную охрану и худо-бедно иногда ремонтировались. Очередной, уже советский расцвет сада начался в 1934 году, когда было принято решение о его реконструкции. Были посажены новые деревья, разбиты цветники, выровнены дорожки. Кроме того, в саду построили: открытую эстраду, ресторан-буфет, стрелковый тир, танцевальную площадку, фонтан, киоски и, наконец, главное сооружение - летний театр со зрительным залом на 1200 мест (илл.15,16). Честь проектирования и постройки театра (правда, тоже деревянного) досталась уже маститому тогда "зубру архитектуры" Ивану Аполлоновичу Чарушину. И надо сказать - он справился с этим делом превосходно. Театр, по воспоминаниям старожилов, получился и красивым, и удобным, и с хорошей акустикой. Строительство театра велось весьма форсированно и было закончено всего за три месяца. Чарушин в числе других участников этого строительства получил от горисполкома благодарность и денежную премию.
17. Цветочная ваза-скульптура А.Юферева в саду им. Ст.Халтурина. Фото нач. 1950-х гг.
18. Памятник С.М. Кирову перед летним театром. Фото А. Скурихина. 1955 год.
Театр представлял собой прямоугольник, окруженный с трех сторон крытыми галереями. Несмотря на классические формы, здесь угадывается все тот же излюбленный Чарушиным модерн. Чистейшей воды модерном были предыдущие парковые постройки архитектора - театр и ресторан 1925 года в саду "Аполло". 1934 год - уже под натиском сталинского ампира уходил в прошлое конструктивизм, а в Вятке жил и здравствовал стиль модерн.
В этом театре выступали и весьма именитые артисты - в нач. 1950-х здесь пел Александр Вертинский.
В 1962 году обветшавший театр был разобран.
С 1920-х по нач.60-х годов в саду им. Ст.Халтурина работал садоводом Анатолий Павлович Юферев, автор диковинных цветочных ваз (илл. 17). Об этих его творениях я уже писал в журнале сообщества.
19. Павильон в Александровском саду. 30-е годы ХIХ века. Архитектор А.Витберг(?) или А.Тимофеев(?).
В конце 1980-х через Раздерихинский овраг был построен пешеходный мост, своей солидностью напоминающий скорее мосты автомобильные. Он соединил две части - южную и северную - пешеходной набережной Александра Грина, проходящей по краю крутого берега реки Вятки.
И, наконец, в 1999 году кировской фирмой "АРСО" была проведена реконструкция сооружений сада - портала, ограды и беседок. Решетка, очищенная от полуторавековых наслоений краски, предстала в своей изначальной красе. Крыши беседок перекрыли медью, а на аттике портала была восстановлена сбитая после 1917 надпись "Александровскiй садъ". При этом был отреставрирован и павильон (изначально, скорее всего, торговый), находящийся недалеко от главного входа и центральной аллеи (илл. 19) с низкими полукруглыми окнами, высокой рустовкой и двумя асимметрично расположенными входами с полуколоннами по краям. Точных указаний на авторство проекта здания я так и не нашел ни в одном из имеющихся под рукой изданий. То ли Тимофеев, то ли Витберг. Рискну предположить, что все-таки Тимофеев. Павильон в скором времени после реставрации забросили, а окна заколотили досками и листами железа.
20. Центральная аллея сада им. Ст. Халтурина. Фото Н. Шилова. 1953 год.
Литература:
Столетие Вятской губернии. Т.1, 2. Вятка, 1880.
Е.С. Москалец, Л.В. Пешнина. А.Л. Витберг в Вятке. Киров, 1975.
А.Г. Тинский. Планировка и застройка города вятки в ХVII-XIX. Киров, 1976.
А.Г. Тинский. Вятская мозаика. Киров, 1994.
Б.В. Зырин. Архитектор Чарушин. Киров, 1989.
История города Кирова. Сборник. Киров, 1974.
Город Киров. Справочник. Киров, 1959.
Энциклопедия земли Вятской. Том 1-й. Города. Киров, 1994.
Энциклопедия земли Вятской. том 5-й. Архитектура. Киров, 1996.
Вятка на старинной открытке. Альбом. Вятка, 2009.