Я помню, как все начиналось! [краткое предисловие)]Как в первую же встречу - развиррртуализацию с моей чудесной anna701208 мы без устали гуляли по Бульварному кольцу, а потом зашли в "Шоколадницу", и там давай делиться друг с другом именами любимых жж-френдов. И я записала это имя -Татьяна Мэй, а вернувшись домой, нашла автора в жж и пропала)
Шли годы. Смеркалось (с)).
ЖЖ-шный народ стал осваивать новые территории и перебираться в ФБ, ну а что, "все побежали и я побежал", Т.М. там пишет исправно, а еще,кажется, именно там я узнала, что она не только пишет, но и проводит экскурсии по Питеру. А потом рассказы людей, побывавших на этих прогулках,подстегивали мое воображение,
и когда, наконец, у меня"срослось" с нынешней поездкой в Питер, я первым делом кинулась к Татьяне с вопросом-может,сбудется? Может, мне наконец удастся побывать на ее экскурсии?
И сбылось!
И я вместе с компанией таких же счастливчиков бежала по улицам за стремительной, летящей Татьяной, чудом переводила дух, когда она притормаживала около какого-нибудь дома, вместе с ней проскальзывали в чудом открытые парадные, исследовали дворы - о, петербургские дворы! Оказывается, бывают не только всем известные дворы-колодцы, но исовсем крохотные световые дворы! Татьяна щедро знакомила нас с завсегдатаями своих дворов, даже если это были обычные коты или совсем необычный музыкант. "Гитарист - сам по себе. Это Нельсон. Он философ, поэт и музыкант. Живет в подвале на Петроградской и украшает стены загадочными надписями, которые поставят археологов будущего в тупик. Вышел специально, чтобы спеть нам свою балладу." (впрочем, это знакомство состоялось на прогулке по Петроградке, а сейчас мы с вами идем по Литейной части Питера)
Танина речь лилась как реченька, и перед моим взором вставали обитатели этих домов, люди, знакомые нам с раннего детства - или незнакомые вовсе, но столь яркими,настоящими становились их образы в Танином изложении! Дом, где жил художник Юрий Анненков - помните дивный портрет Анны Ахматовой его работы?
Софья Михайловна Дельвиг и граф Резанов, Алексей Пантелеев и Тарас Шевченко - фрагменты их биографий мы слышали от нашего дивного экскурсовода, когда смотрели на дома, где те жили.
Самуил Маршак и Корней Чуковский, жившие так неподалеку друг от друга Питерский адрес Маршака - 1927-1938 - проспект Володарского (ныне Литейный) 21/Пестеля, 14, кв. 11; Чуковского - 1919-1938- Манежный переулок, 6) - такие похожие и непохожие! Современники вспоминают о непростые отношениях, связывавших этих великих людей Из воспоминаний Аркадий Райкина: «Как же они похожи с Чуковским: два престарелых капризных ребенка! Да и судьбы их, если вдуматься, до странности похожи…» Дом Маршака
Дом, где жил Корней Чуковский
Анатолий Мариенгоф и его друг Сергей Есенин, так и вижу этих гуляк, возвращающихся ранним утром домой к Мариенгофу на Кирочную. Ах нет, Кирочная ул./ул. Салтыкова-Щедрина, 24, кв. 37 - этот адрес появился у Мариенгофа позднее, в 1931, когда его друга уже не было в живых. Но воображению-то это не помеха!)
Владимир Маяковский, живший на улице Надеждинской, ныне - с 1936 года - носящей его имя.(ул. Маяковского, д. 52, в 1955 году установлена мемориальная доска «В этом доме с 1915 г. по 1918 г. жил поэт Владимир Маяковский») - а пока мы стоим у дома и слушаем о великой любви поэта и о том, кто сейчас живет в его квартире.
Елизавета Кузьмина-Караваева, она же - мать Мария - человек, которому в 1985 года мемориальным центром Яд Вашем посмертно было присвоено звание «праведник мира», 7 мая 1985 года указом Президиума Верховного Совета СССР - награждена Орденом Отечественной войны II степени (посмертно), канонизирована Константинопольским патриархатом как преподобномученица 16 января 2004 года. Но это все еще впереди, а пока в доме на Преображенской площади живет юная девочка Лиза...
А еще - доходный дом Бака (Кирочная, 24), задуманный как элитное жилье для чиновников царской России - но со временем десятикомнатные квартиры стали обычными ленинградскими коммуналками. Уничтожены детали роскошного интерьера, но волшебство архитектора, создавшего парящий в воздухе дом, разрушить не смогли ни вандалы, ни время. Специфическая особенность дома Ю. Б. Бака, делающая его уникальным архитектурным шедевром, - воздушные галереи, которые находятся на 2 и 4 этажах, и соединяют обе части здания - нашей группе не удалось попасть в галерею, мы восхищенно созерцали ее со двора...[Фото!]
Тот самый световой двор
А дом Мурузи, про который Таня восклицает - "Гений места!" - с фасадом в неомавританском стиле. Дом, где жили Д. С. Мережковский и З. Н. Гиппиус жили здесь всё последнее десятилетие XIX столетия и начало XX века. Впоследствии здесь находилась общедоступная читальня, а в начале 1920-х годов по инициативе Николая Гумилёва здесь был создан петроградский Дом поэтов. Но главное, чем всем нашим современникам знаком этот дом - тем, что здесь с 1955 до 1972 года (до отъезда из России) жил поэт Иосиф Бродский, а в мае 2015 был открыт музей его имени, вот очередь в музей! [Два фото из ленты друзей]
А со двора...
И еще много невозможной красоты на коротком пути от Чернышевской до Соляного переулка - через Кирочную, Маяковского, Манежный переулок, Преображенскую площадь, Короленко, Пестеля, Литейный и Моховую (через дворы, о, какие там дворы! )
" А тут приехала из Вятки Елена Голомидова - и сделала мне роскошный дар. Поснимала моих гуляк. Сижу теперь, любовно разглядываю. Какие же они все прекрасные. Как раз Лена Прудовская привела своего старенького папу. Папа был с палочкой, и я сбавила обычный темп. Теперь, подозреваю, народ подкупит Лену, чтобы она приводила папу каждый раз. Вообще, раньше смотрела на экскурсантов в возрасте с опаской. Брякну невзначай "Васька" или, борони бог, "Петроградка", - и погонят они меня палкой вдоль какого-нибудь протяженного фасада, как Петр I - светлейшего князя Александра Данилыча. Но быстро оказалось, что это самые драгоценные участники, поскольку помнят такие мелочи, которых нигде не вычитаешь. - Танечка, - сказала худенькая пожилая дама в светлой куртке, когда мы шли по бывшей Пантелеймоновской, - я хочу рассказать вам одну вещь. Когда я была совсем маленькая, лет пяти, вот в этом доме была стоматологическая поликлиника. И меня привели туда лечить зубы. Я очень боялась открывать рот. Тогда медсестра подошла к окну, посмотрела во двор и воскликнула: "Ой, слон!" И рот у меня от удивления раскрылся. Ради таких жемчужин можно и вдоль фасада побегать."
Экскурсанты, говорите? Вот. То ли хозяева двора, то ли - внимательные слушатели...
PS Я долго собиралась с этим рассказом. Мне не удалось поделиться и сотой частью своих впечатлений, потому что стоит начать вспоминать, и одна подробность цепляет за себя другую, лезешь искать информацию в интернет, перебираешь свои тысячи фотографий ... клубочек катится - катится, и нет ему конца. Это ли не главное?.. Спасибо, Татьяна! В ряду Ваших фанатов прибыло. ))