О соснах и стойком оловянном солдатике

Oct 18, 2012 09:41



"Я хочу быть высокой сосною,

Чтобы жизнь не прошла впопыхах,

Чтоб знакомый орел надо мною

Ежедневно парил в небесах.

Чтоб корнями широко раздаться  
И стоять, не считая года,
Чтобы шишками сверху кидаться  
Без опаски попасть не туда."
А.Иващенко , Г.Васильев

Нынче летом во время нашего карельского путешествия в очередной раз поняла, что мое любимое дерево ни береза,  которая для меня с детства почти знак равенства с Родиной, не зря же уехавших друзей спрашиваешь, не скучают ли по родным березкам, ни рябина, символ  цветаевской "тоски по родине", ни дуб, верба, ольха или черемуха.

Я преклоняюсь перед соснами. Просто немыслимо, в каких условиях они ухитряются расти, жить и выживать, стойко тянуться кверху и не сгибаться под напором ветра, и при этом оставаться светлыми и радостными, и не затенять окружающее пространство, и давать веру в то, что всё преодолимо.

[Фото любимых сосен]









И, как это часто бывает (закон парных случаев!), мне попалась интересная статья на эту тему,

[Нажмите, чтобы прочитать - ]

"Что обычно делают с нами разные неприятные обстоятельства? Они «выводят из равновесия», «сбивают с ног», «опрокидывают», мы при этом «падаем» или даже «проваливаемся» куда-то, где нам нехорошо. Иногда у нас просто «ходит земля из-под ног», а иногда даже под нами «разверзаются бездны или пучины». Какими бы словами мы ни описывали происходящее, какие бы слова ни использовали, они почти всегда указывают на внезапную потерю равновесия, устойчивости, опоры.

Вообще для человека потеря равновесия и опоры - очень опасная ситуация. По большому счету - это вопрос жизни и смерти, ибо устойчивость, как и дыхание, на уровне самых древних структур мозга входит в такой своеобразный «комплекс выживания». Устойчивость и дыхание - два фактора, от которых зависит наша жизнь и безопасность. Поэтому неудивительно, что любая опасная, болезненная или трудная ситуация в жизни ассоциируется с потерей равновесия, падением, утратой опоры.
Но самое интересное здесь в том, как мы реагируем на эти обстоятельства. Первая неосознанная реакция (если, конечно, у нас на нее хватает времени) - «выстоять». Выстоять, вынести, выдержать, не упасть, не свалиться… Закаленные невзгодами, мы превращаемся в эдаких «стойких оловянных солдатиков». Хочу напомнить, что это у Андерсена стойкий оловянный солдатик любить и чувствовать умел. В жизни эти способности, как правило утрачиваются по мере того, как мы становимся все более «несгибаемыми».
Тут важно отметить, что реакция сопротивления, напряжения - первая инстинктивная реакция, которая, как правило, возникает и в теле, и в жизни. Но в отличие от настоящих оловянных солдатов у человека есть выбор.
Продолжая телесные метафоры, хочется обратиться к восточной традиции движения и тела. Почти для всех боевых искусств и двигательных восточных традиций одним из ключевых понятий является понятие устойчивости. Устойчивость не равна несгибаемости. Устойчивость подразумевает возможность находить удобное положение, баланс и силу в разных ситуациях и движениях. Устойчивость подразумевает гибкость и реакцию, то есть, что психологическим языком можно назвать «адаптацией».
Для того, чтобы не потерять устойчивость, обрести опору и сохранить жизненную силу (не разрушиться под натиском внешних обстоятельств), можно сместиться от первоначального положения, уклониться, можно даже упасть. То есть стремление к устойчивости и на уровне телесных метафор, и в жизненных проявлениях подразумевает совершенно другую стратегию и тактику. Нет задачи демонстрировать силу («я не сдамся, я выстою, я несгибаемый»), нужно сохранять силу. Нет нужно напрягаться и противостоять натиску, надо быть гибким, меняться и сохранять устойчивость.

То есть в каком-то смысле «стойкость» и «устойчивость» - противоположные явления и понятия. Это разные стратегии и разная тактика поведения. По крайней мере, на уровне телесных метафор. А еще, в отличие от стойкости, устойчивость позволяет нам оставаться живыми, не деревенеть и не изображать солдатика там, где в этом нет необходимости.

Беда в том, что мы часто в жизни путаем эти понятия. Мы пытаемся изо всех сил «вынести» то, что кажется нам «абсолютно невыносимым», «не свалиться» там, где падение - единственный вариант сохранения опоры, «сделать морду кирпичом» в тот момент, когда нам действительно в лицо летит кирпич. Это может казаться правильным и даже социально одобряемым, но, увы, это на самом деле лишь лишает нас силы, делает неподвижными и нечувствительными. Нам приходиться тратить силу не на то, чтобы реагировать на внешние обстоятельства, хорошие или плохие, а исключительно на то, чтобы поддерживать свою несгибаемость и стойкость. Мы стараемся быть неподвижными там, где нужно движение и гибкость. В результате мы часто вообще перестаем реагировать и чувствовать. Но даже если долгое время нам удавалось «выстоять», то, вероятнее всего, рано или поздно мы упадем и просто разобьемся. Или растечемся, как тот стойкий оловянный солдатик."


- мысли вслух, - я

Previous post Next post
Up