В прошлый раз я остановился на том, что деньги деньгами, а побывать на Байкале дорогого стоит...
Опять же, кроме самого Байкала удалось увидеть и прочие интересные вещи - великие реки Обь, Ангару и Енисей, крупные региональные центры, населенные пункты со смешными названиями типа Уек, Ояш и Козулька, чучела медведей и их шкуры, различные изделия народного творчества (от корзинок до настоек и ожерелий с клыками) и даже старинную печь по выплавке цветных металлов, расположенную на одной из рек Красноярского края.
Я уже не говорю о том, что Сибирь - это промышленный регион и в Кемерово работают шахты и химический комбинат «Азот», в Ачинске дымят трубы металлургического комбината и есть отвалы не хуже копейских, а в Усолье Сибирском прямо над городом летают военный самолеты.
Вообще, к примеру, больше всего напомнил мне Челябинск именно Ачинск, особенно разноцветным смогом, висящим над городом и так знакомо пахнущим.
Если же говорить о дороге в целом, то самой ухоженной и респектабельной показалась красноярская территория, а самой запущенной - отрезок от Новосибирска до Омска.
Здесь имеется в виду целый комплекс параметров, в том числе состояние дорог, разметка, наличие заправок и качество топлива, придорожный сервис (питание, стоянки, мотели).Именно об этом самом сервисе стоит рассказать подробнее, ибо в дороге от того что ты ешь, как ты спишь и в каких условиях оказываешься в перерывах между утомительными часами в автомобиле, зависит очень многое.
Надо сказать, что на всем протяжении маршрута у путешественников практически нет никаких шансов остаться голодным или заночевать в лесу, если он конечно этого не захочет сам и очень сильно.
При этом диапазон услуг может быть весьма обширным - от комнатки за 55 рублей в час с удобствами в коридоре, до «люксового» двухкомнатного номера с холодильником, чаем, кофе, телевизором, вайфаем, широким балконом и набором из 3-4 полотенец, включая ножные.
В среднем же пристойный двухместный номер обходился нам в 2-2,5 тыс. руб. Однако не забываем о том, что если охраняемая стоянка (как правило) входит в эту сумму, то питаться придется за свой счет. Но не стоит пугаться, потому что за 300-350 рублей практически везде можно получить обильный качественный обед из трех блюд, а за 100-150 рублей - классический завтрак с кашкой, яичницей, сосисками, йогуртом и пр.
В придорожных едальнях представлены все кухни и стили, но конечно же доминирует мясо в различных видах и наваристые супы на густом мясном бульоне.
Встречаются и экзотические заведения вроде казахской юрты за Новосибирском, но в среднем формат однотипный.
Нельзя не упомянуть о самих дорогах. Они показались нам в целом на одном уровне по качеству.
Несколько выбиваются из этого ряда Красноярск (в лучшую сторону) и Омск (в худшую). Но лавры худшего отрезка бесспорно стоит отдать участку от Омска до Ишима - очень много узких трасс с гребенкой и колдобинами.
С другой стороны, во многих местах ведется ремонт с использованием самой современной техники иностранного производства. Создается такое впечатление, что работают серьезно и ответственно.
Заправок хватает, цена бензина плавает, но приблизительно одинакова. Чем восточнее, тем больше региональных операторов и меньше "Лукойлов" и "Газпромнефти".
Немного о дорожной полиции. На трассах ее практически нет и чем восточнее, тем ее становится все меньше. Но надо понимать, что во многих местах дороги оборудованы видеокамерами и их муляжами.
Так что может случиться, что по приезду домой вас настигнут «письма счастья» на кругленькие суммы, если вы расслабились в пути.
Вопреки распространенному мнению Сибирь отнюдь не однородна по своей природе: только ближе к Красноярску начинаются настоящие сибирские леса, которые постепенно обступают путь и начинают нависать над идущим транспортом, создавая своеобразное ощущение.
Впечатляют также затяжные спуски и подъемы, когда взору путешественника открываются грандиозные многокилометровые перспективы. Встречаются конечно и живописные реки, и сопки, и дороги почти серпантинного типа (особенно возле Кемерово).
На обочинах кипит торговая деятельность: ягоды, орешки, мед, изделия народного промысла - всевозможные визитницы, ключницы, кошельки, бусы, браслеты, солонки….
Мои спутники сторговали медвежью шкуру. Предлагали нам и чучело медведя в полный рост - всего лишь за 55 тыс.руб., хотя (уверен) отдали бы и дешевле - ведь и за шкуру просили вначале гораздо больше )
Однако все эти факторы, хоть и не маловажные - лишь вишенка на торте под названием «Байкал".
Уже как только выезжаешь из Иркутска и начинаешь приближаться к Байкалу - всё меняется, становится каким-то другим...
"Бродяга к Байкалу подходит..."