Рисунки Наска - компьютерная графика?

Sep 29, 2011 00:17


В наше время мало кто не слышал о линиях и рисунках пустыни Наска. Тысячи практически идеальных прямых и огромных усеченных треугольников, большое количество правильных спиралей и необычных по дизайну рисунков были нанесены в незапамятные времена на поверхность пустыни и на плоские вершины холмов в районе перуанского городка Наска. И увидеть их можно лишь с большой высоты. Загадке почти уже век (официальной датой открытия линий Наска считается 1927 год), но все существующие версии создания этих изображений, включая официальную ритуально-религиозную, исчерпывающего объяснения феномену до сих пор не дают.





Пустыня Наска - крайне засушливое место, расположенное в 45 километрах от Тихого океана на западном побережье Южной Америки. Сейчас известно несколько десятков тысяч геометрически правильных линий и фигур, нанесенных на плато. Но скорее всего это лишь небольшая часть того, что оставили нам время и человеческая деятельность (датой создания линий считается период с 400 года до н.э. по 600 год н.э.).

Помимо геометрических фигур в этом районе немало и других самых разнообразных рисунков. Но большинство из них достаточно примитивны - напоминают изображения на керамике и тканях культуры Наска, существовавшей здесь 1,5 тыс. лет назад. Нанесены они на склоны холмов и хорошо видны со стороны.

От примитивных рисунков геометрические фигуры отличаются следующим: их очень немного, порядка 30-40; наносили их на поверхность пустыни, и другого способа посмотреть на них, кроме как с летательного аппарата, не существует; сделаны они в абсолютно иной манере, если сравнивать с творчеством проживавших здесь индейцев Наска. Еще одна деталь. Если древние насканцы в основном изображали человекоподобных богов, то среди рисунков в пустыне совершенно нет антропоморфных (человекообразных) изображений. Это либо изображения животных и растений, либо замысловатые геометрические построения.




В рамках одного из исследований феномена Наска возникла необходимость прорисовки этих изображений в графическом редакторе. И выяснилось следующее. Все рисунки (далее мы будем говорить только о рисунках животных и растений) выполнены одной непрерывающейся линией, имеющей вход-выход; очень хорошо выверены по осям; гармоничны - любое отклонение приводит к видимой потере пропорций.

Мария Райхе, немецкий математик, отдавшая изучению линий и рисунков Наска почти полвека, отмечала в своей книге «Тайна пустыни»: «Длина и направление каждого отрезка были тщательно промерены и зафиксированы. Приблизительных промеров было бы недостаточно, чтобы воспроизвести такие совершенные очертания, которые мы видим с помощью аэрофотосъемки: отклонение всего на несколько дюймов исказило бы пропорции рисунка. Фотографии, сделанные таким образом, помогают представить, какого труда это стоило древним умельцам. Древние перуанцы, должно быть, обладали оборудованием, которого нет даже у нас и которое, в совокупности с древними знаниями, тщательно скрывалось от завоевателей как единственное сокровище, которое нельзя похитить».

Особенно интересовали Марию Райхе скругления и изящные кривые в очертаниях рисунков. На первый взгляд малосущественная деталь. Но, как оказалось, у древних почти все скругления фигур выполнены математически выверенными кривыми. И действительно, и нарисовать-то такую кривую вручную на листе бумаги достаточно сложно, а сделать это на местности - непростая задача даже для геодезистов с современным оборудованием.




Во время работы над изображениями выяснилось, что при использовании кривой Безье, одного из основных инструментов любой графической программы, редактор часто сам прорисовывал похожие контуры рисунков. Кривые Безье были разработаны французским инженером специально для автомобильного дизайна и имеют достаточно сложное математическое описание. Если вы оглядитесь вокруг на улице, то чем современнее и престижнее автомобиль, тем больше в его дизайне тех самых изящных кривых Безье.

Сегодня, при широком распространении компьютерного проектирования, кривые Безье все чаще используются в архитектуре, технике и т.п. И вот эти самые кривые Безье оказались основным инструментом при прорисовке изображений плато. Самый изящный рисунок в пустыне Наска - Паук - составлен из одних компьютерных кривых Безье.

А если посмотреть на трехсотметровую правильную кривую, изображающую зоб у Большого Пеликана, самого большого рисунка в пустыне, который, кстати, очень хорошо виден на спутниковых картах Google, то отпадают последние сомнения в способности древних производить необходимые математические операции для воспроизведения подобных очертаний. Или действительно, как предполагала Мария Райхе, они пользовались неизвестными нам инструментами.

Как можно заметить, приведенные рисунки не симметричны. И симметрия нарушена не в сторону искажения и нарушения пропорций или ошибок, а для некоторого оживления строгих графических изображений.

Сначала это озадачивало - зачем так усложнять себе работу при переносе эскиза на местность, там с одними кривыми Безье хлопот хватит. И вдруг стало понятно - а ведь древние рисовали проекции трехмерных изображений. Иными словами, древние учитывали перспективу. Была сделана попытка реконструкции существа, называемого «девять пальцев», - получился забавный, ни на что не похожий, но вполне естественно выглядящий зверек. В большей или меньшей мере учет перспективы присутствует почти во всех рисунках.

Каким образом индейцы, небольшой древний народ, находящиеся на ранних стадиях общественного развития, не имея централизованной власти, не зная письменности, не оставляя каких-либо следов разметки, могли заниматься подобным творчеством, остается загадкой. Почему изображений так мало и почему они потом безжалостно перечеркивались, а порой и уничтожались другими линиями? Чем объясняется столь странный дизайн рисунков и почему их можно наблюдать только с большой высоты? И отчего здесь нет изображений богов, которых так много на керамике и тканях Наска, на склонах холмов? А может, именно так и развлекались те самые боги, которых изображали индейцы?
Оригинал текста: http://www.ng.ru/science/2011-09-28/14_naska.html

наука

Previous post Next post
Up