Мы привозим с собой из путешествия эмоции. Самые разные - о том, где побывали, что увидели и узнали, какую еду и развлечения попробовали.
Но человек - существо социальное, а значит не может без общения. И качество этого общения имеет очень большое значение для того, чтобы сохранить приятные воспоминания от поездок. Более того, оно может скрасить негатив от непривычной еды, слабого сервиса или других проблем или наоборот, испортит впечатление от самых ярких и интересных мест.
У меня (да может и у вас) сложился некий шаблон восприятия азербайджанцев, как довольно мрачных и громкоголосых личностей, чуждых нам по культуре и манере поведения. Но побывав в Баку, я полностью сломал этот шаблон.
В Баку живут непростые, разные, но в целом очень симпатичные люди. Что бы я отметил в качестве основных достоинств бакинцев?
Во-первых, терпимость и доброжелательность к гостям. Нам ни разу не дали понять, что мы здесь чужие и должны придерживаться каких-то особых правил. Одевай, что хочешь, иди куда хочешь, делай, что хочешь - никто не будет бросать косые взгляды, шептаться за спиной, раздражаться или делать замечания, если вы явно не нарушаете общественный порядок и не причиняете неудобство окружающих. К примеру, за все 10 дней, что мы находились в Баку, у нас ни разу не спрашивали документы полицейские, хотя их здесь и достаточно.
Во-вторых, бакинцы - современные и даже модные. Держат себя в порядке, следят за собой, одеваются со вкусом, современно. Можно встретить женщин в хиджабах или мужчин в арабской одежде, но это будут приезжие. А вообще - вполне светская страна.
В-третьих, бакинцы люди сдержанные, воспитанные и с чувством собственного достоинства. Они не кричат, не суетятся, не скандалят, не выясняют публично отношения. В общем, ведут себя максимально достойно, не создавая проблем другим. Но не надо думать, что азербайджанцы сухой и неэмоциональный народ, скорее наоборот. Но эмоции здесь умеют контролировать и не демонстрировать открыто.
При этом местные практичны, предприимчивы и никогда не упустят свою выгоду и возможность заработать на туристах, хотя делают это чаще всего вполне тонко, ненавязчиво и даже изящно. Помню, как официант в ресторане, оправдывая то, что перепутал и принес другое блюдо, начал очень живо и убедительно рассказывать нам, как это вкусно и почему это обязательно надо попробовать. А в Старом городе, заметив мою заинтересованность в инжире, меня долго преследовал продавец, желающий получить тройную цену по сравнению с реальной. Или таксист, который долго искал сдачу по всем карманам и потом горячо благодарил, прикладывая руку к сердцу, после того, как я предложил сдачу оставить себе.
Вот еще несколько бытовых зарисовок.
Заходим в самолет. Стюардесса внимательно рассматривает билеты и зовет старшего бортпроводника (мужчину около 30 лет). Тот сообщает нам, что к сожалению нас зарегистрировали на места, находящиеся возле аварийного выхода, а по правилам там нельзя сажать несовершеннолетних и поэтому нам придется пересесть. Он тут же ведет нас в хвост самолета и просит пересесть на наши места своих земляков. Те спокойно снимаются с места и удаляются. Мы возмущаемся. Старший извиняется и соглашается, что это плохо, но он ничего не может сделать, только написать замечание от имени компании. Мы продолжаем возмущаться. Он еще раз извиняется и подробно объясняет ситуацию, присев на корточки возле жены. Все это делается терпеливо, без раздражения. И потом во время полета он еще несколько раз подходит к нам, извиняется и спрашивает, как наши дела.
Прилетаем в Баку. Я выхожу посмотреть, прибыл ли наш водитель. Ко мне вальяжно подходит мужчина в возрасте лет 50-и и вежливо спрашивает, не нужна ли нам машина в город. Я говорю, что нас должны встретить. Он невозмутимо сообщает, что вот он нас и встретил.
Идем по улице, навстречу парень на самокате. Улочка узкая, мы останавливаемся и жмемся к обочине. А он останавливается и говорит: «Проходите, проходите, а то я сам вас боюсь».
Уезжаем с пляжа. Случилось так, что возникла пробка и смысла вызывать такси к самому пляжу просто нет - машина сюда не проедет. Проходим подальше, до конца пробки и видим элитный комплекс отдыха со своей проходной и барьером. Нужен вай-фай. Просим охранников. Они тут же без проблем сообщают сеть и пароль к ней. Вызываем такси, ждем. Охранник выносит несколько стульев и приглашает присесть. Интересуется, все ли у нас получается и предлагает, если что, вызвать такси с его телефона.
Но самое главное - практически все с нескрываемой симпатией относятся к россиянам. Официанты, таксисты, продавцы сувениров частенько спрашивали откуда мы и узнав, что из России, обязательно интересовались, из какого именно города. При этом многих с Россией что-то связывало. У одного брат живет в Тюмени, другой сам жил в Москве, у третьего отец ездил в Россию на заработки. И это не формальное любопытство - люди пускались в рассуждения, расспрашивали о нашей жизни, высказывали уважение и обозначали свою симпатию разными способами.
Все это создавало душевную атмосферу и иногда казалось, что ты не в другой стране, а у себя дома. Так что, главная прелесть Баку - в людях, а все остальное - гармоничное дополнение)