Монетизация ЖЖ: с чем и кто ее "ест"?

Jul 17, 2016 09:52

Три года назад написано.

...реальный трафик, состоящий из оригинального контента, постепенно снижается, падает качество блогов, появляется огромное количество ботов и журнальчиков со сплошь унылой копипастой и репостами, многие заметные фигуры уходят на другие платформы и в автономные блоги, готовя "запасные площадки", увеличивается количество "брошенных" и полумертвых блогов.

Оригинал взят у alelikand в Монетизация ЖЖ: с чем и кто ее "ест"?
Из пункта А в пункт Б вышел пешеход...
Нет, об этом немного позже.
Тогда так: в бассейн по двум трубам вливается вода, а по трем - выливается...
И это тоже слишком сложно для начала.

А давайте начнем с самого простого.
Скажите, ведь практически у каждого блоггера ЖЖ когда-то возникал вопрос о том, зачем и кому нужны платные репосты, размещение записей в Промо и попадание в ТОП ЖЖ, как конечная цель?
Ну, действительно, какой смысл платить реальные деньги за виртуальные жетоны, чтобы твоя запись оказалась в списке 25 наиболее популярных на главной странице ЖЖ?

Самый очевидный и в большинстве случаев самый неправильный ответ - из желания популярности и тщеславия, ибо рано или поздно любой самый упоротый гонщик за славой понимает, что она преходяща и не приносит практически никакой пользы, кроме возможности поглаживать свое постоянно пухнущее ЧСВ.
Инфицированный этой болезнью искренне верит в свою уникальность и гиперталантливость, а также особую миссию, выполнению которой всячески мешают завистники и просто недалекие по своей природе люди.

Но это так, к слову, а мы же говорим о достаточно адекватной части публики ЖЖ, к которой (как хочется надеяться) относится большая часть юзеров. Поэтому, для того чтобы разобраться в сути, попробуем пробраться в святая святых блогокухни, ответив на более детальные и существенные вопросы:
  • что такое монетизация и зачем она была придумана?
  • какие возможности она реально дает блоггерам?
  • как, кем и для чего используются эти возможности?
  • как монетизация в целом влияет на развитие и перспективы ЖЖ?



Итак, по порядку...1. что такое монетизация и зачем она была придумана?

Впервые детали грядущей монетизации были озвучены И.Дроновым в апреле 2012 года. В том посте были перечислены практически все возможности для тех, кто хочет заработать в ЖЖ и которые потом постепенно вводились в действие.
Сейчас, по прошествии некоторого периода времени, можно сказать, что первоначально была явно переоценена роль блока Self Promo в журналах пользователей, не до конца продумана система репостов и грантов, но это лишь нюансы, которые ничего не меняют в сути замысла и последствиях его воплощении.
Можно сказать, что модернизация в этом смысле осуществлялась последовательно и в соответствии с разработанным и озвученным планом. За одним существенным исключением, о котором будет сказано в самом конце.

Достаточно интересным здесь представляется сам вопрос причин, вызвавших монетизацию.
Это сейчас вдруг всем стало ясно, что ЖЖ - бизнес, который должен приносить прибыль. Только вот почему этим озаботились именно в тот момент? Неужели раньше денег не считали или не понимали сути этого самого бизнеса?
А вот тут есть несколько версий:
- влияние кризиса, который затянулся и сбил несколько оптимистичное настроение бенифициариев по поводу незыблемости своего коммерческого успеха ("свое всегда возьмем - не тут, так там")
- всеобщий тренд, заметный во всех социальных сетях, когда наметился поворот к тому, что пора бы уже и собрать урожай с лояльности, взлелеянной годами
- изменившаяся мировая и внутрироссийская конъюнктура, когда социальные сети стали представлять собой объект пристального внимания властей как источник потенциальной угрозы для стабильности политического устройства.

Другими словами, ЖЖ стал постепенно превращаться для владельцев в чемодан без ручки, который и бросить жалко, и нести неудобно - прибыль проблематична, а имиджевая составляющая высока.
В такой ситуации кровь из носу нужен был рост капитализации (стоимости) ресурса, для того, чтобы иметь аргументы перед лицом потенциальных инвесторов и покупателей. Тут и и понадобиласьприбыль, как показатель успешности и эффективности. А для этого, как вы понимаете, необходимо было обеспечить дополнительную активность внутри и вокруг хостинга, которая стала бы источником новых, более объемных финансовых потоков.
Именно для решения этих задач и была сформирована новая команда "спасателей-модернизаторов", профессиональное будущее которых стояло в прямой зависимости от достижения намеченных результатов. Поднимут показатели - хорошо, а нет - так нет.
И команда эта взялась за дело...

2. какие возможности дает блоггерам монетизация?

На сегодня существуют следующие основные инструменты монетизации:
- аукционное промо (желтый блок): позволяет разместить на главной странице или странице рейтингов ссылку на свою запись максимум на один час по цене от 3 до 10 тыс. жетонов. Аукционное промо в любой момент можно перекупить, предложив более высокую цену
- календарное промо (синий блок): отличается от аукционного тем, что его можно купить заранее, его никто не сможет перекупить и его стоимость как правило фиксирована (20 тыс жетонов). Кроме того, здесь могут размещаться записи явно коммерческого характера.
- Self Promo: промо в журналах. Можно установить его в своем журнале, изменив настройки своего аккаунта и, наоборот, использовать промо чужого журнала, разместив там ссылку на свою запись. Цены, как правило невелики, спрос и эффективность - тоже. Применяется как вспомогательное средство.
- платные репосты: дают возможность распространить свою запись, заплатив за это, или наоборот заработать на распространении чужой записи, разместив ее оригинал себе в журнал
- гранты: программа финансирования жетонами перспективных, но пока малоизвестных журналов. Жетоны, полученные в соответствии с этой программой можно потратить на продвижение путем размещения записей в том же Промо различного вида.
Практически с мая выдача новых грантов приостановлена. Забуксовала и сама система - многие грантополучатели забросили свои журналы или ведут себя пассивно, поняв что выделенные средства сами по себе не очень велики и не могут гарантировать стабильного успеха...

3. как, кем и для чего используются эти возможности?

На сегодня, в общем-то, раскрыта формула успешного промо. Это сочетание аукционного промо с платными репостами.
Такой коктейль действует очень эффективно, особенно если разместить запись в правильное время (когда трафик в ЖЖ максимален) и выставлять платные репосты сериями, с некоторым промежутком.
Подобный алгоритм дает очень высокие шансы попадания в топ, особенно если следовать мудрому рецепту "...не жалеть заварки". Естественно, желательно, чтобы сама запись не представляла собой полное убожество, хотя и это порой уже не важно...
Календарное промо тоже неплохо, но оно, как правило, выкупается постоянными рекламодателями и партнерами ЖЖ типа travel_redigo, Letidor  и пресловутого  sexrf с его "точкой G", что уже не раз отмечалось недовольными таким сужением возможностей блоггерами, в частности Промычем ljpromo.

Кто же пользуется такими алгоритмами промо? В первую очередь те, кто хочет попасть в топ (или хотя бы максимально распространить свою запись) и те, кто хочет заработать на репостах.
Обратите внимание - практически любая запись, находящаяся на высоких позициях в топе (за очень редкими исключениями), репостировалась достаточно много раз (ники репостеров можно увидеть, наведя курсор на число сделанных репостов). С учетом же того, что минимум платы за один репост сейчас установлен в сумме 200 ЖЖЖ - можете представить себе объем жетонов, доставшихся репостерам даже при  условии, что часть репостов сделана бесплатно пользователями, которым просто понравилась запись.
Однако, есть и нюансы - всегда можно договориться и найти репостеров, которые готовы скопировать вашу запись за меньшую сумму, так сказать "вчерную". Для этого существуют даже специальные сообщества (здесь можно увидеть, кто и за сколько покупает репосты) и прочие подобные места. Появился даже термин "жетонохантер", то есть блоггер, который активно зарабатывает жетоны перепостами, отслеживая их появление и перехватывая у конкурентов.

Впрочем, с желающими подзаработать таким образом все понятно, но для чего тратят такие суммы авторы?
А вот здесь и начинается самый жыр.
Безусловно эти затраты можно рассматривать как инвестиции, то есть вложения с целью получения дальнейшей выгоды в размерах, превосходящих первоначальные затраты. Как же это достигается?
Одни извлекают свой профит, размещая в своих блогах скрытую коммерческую рекламу под видом "личных впечатлений и дружеских рекомендаций", привлекая рекламодателей данными трафика, другие "сидят на зарплате" у тех или иных политических партий и движений, методично продвигая их интересы и формируя "нужное" общественное мнение, третьи выполняют разовые поручения по пиару или антипиару тех или иных событий и людей, четвертые "продают свой блог" оптом и в розницу...
Иначе говоря, именно так виртуальные жетоны конвертируются в совершенно материальные блага, принося своим хозяевам попутно еще и социальный статус "известного блоггера" и уважение восхищенной публики.

4. как монетизация в целом влияет на развитие и перспективы ЖЖ?

Естественно, тех, о ком я только что упомянул, очень мало и само по себе высокое место в рейтинге, постоянное попадание в ТОП и солидный трафик журнала не дают никакой гарантии, что блоггер сможет заработать.
Для этого, в конце концов, нужен и определенный талант, и авторитет, и связи, если хотите.
Но сейчас несколько о другом - каким образом все эти процессы, усиливающиеся день ото дня с помощью сознательной политики дирекции, влияют на состояние самого ресурса и наши с вами интересы, как его пользователей?

С финансовой точки зрения стратегия вроде бы оправдывается - налицо оживление пользователей, объемы циркулирующих в системе жетонов растет, а значит растет и выручка от их реализации. Кроме того, идеи монетизации, всячески пропагандируемые по различным каналам (от блогов "идеологов" монетизации до Школ ЖЖ и Нефорумов), находят все больше и больше последователей, рвущихся к своей "ЖЖешной мечте".
В общем, "кони пьяны, хлопцы запряжены" - движуха нешуточная, ЖЖ динамично развивается, трафик рвется в небеса!

Но каковы на самом деле результаты и последствия монетизации в перспективе?
Начнем с того, что финансовые результаты бизнеса (отчетность) закрыты и поэтому оценить их объективно невозможно. Кроме того, мы все прекрасно понимаем, что и отчетность не может быть источником полностью объективной информации по данному вопросу.
Соответственно, остается "судить по косвенным". И вот здесь не в пользу версии о "динамичном развитии" играют постоянные реорганизации самого бизнеса, муссируемые слухи о возможных продажах ресурса, о больших грядущих переменах в руководстве и т.п. информация, которая у нас в России обычно "без огня" не бывает.

Впрочем, наблюдательные блоггеры уже видят, что реальный трафик, состоящий из оригинального контента, постепенно снижается, падает качество блогов, появляется огромное количество ботов и журнальчиков со сплошь унылой копипастой и репостами, многие заметные фигуры уходят на другие платформы и в автономные блоги, готовя "запасные площадки", увеличивается количество "брошенных" и полумертвых блогов.
Таким образом, ресурс теряет самое главное - свою рекламную привлекательность и имидж "элитной площадки", где присутствует не "школота", а самостоятельные и состоятельные потенциальные потребители товаров и услуг.

Это только финансово-экономическая составляющая, но ведь есть и другой момент: те люди, которые находятся здесь давно и генерируют уникальный по сравнению с конкурирующими сетями контент, привыкли воспринимать ЖЖ как "уютненькую" и не готовы мириться с такой коммерционализацией и примитивизацией, о чем постоянно говорит, например, artemdragunov. Это грозит их разочарованием, а возможно даже и уходом (пусть даже во "внутреннюю эмиграцию"), что опять же неблагоприятно повлияет на будущее всего ресурса во всех смыслах - ведь понятие "лояльность потребителя" еще никто не отменял и именно она формирует имидж и гудвилл ресурса в более широком смысле.
В результате есть опасность, что площадка превратится в смесь унылой биржи рекламы, репостов и банального флудо-чатика вперемежку со светской хроникой.

И в заключении еще об одной важной вещи, упомянутой в самом начале - до той поры, пока не будет введена давно обещанная возможность конвертации виртуальных жетонов в реальные деньги, все будет идти по нисходящей: реальный курс жетона (который отражает "черная биржа") будет снижаться, его стоимость - девальвироваться, а выручка от их реализации - падать, так же как и доходы эмитента (самого ЖЖ), ибо почти все уже поняли, что виртуальные "фантики", ничем не обеспеченные и с неконтролируемым объемом выпуска, предназначены лишь для подпитки малочисленной части аудитории, вытягивания средств из рядовых пользователей без улучшения качества и стабильности представляемых услуг и не несут никакой реальной ценности...

"Вот такая вот музыка, такая, блин, вечная молодость..."

монетизация, кризис, блоггеры, ЖЖ

Previous post Next post
Up