2015 год можно смело назвать для Челябинской области Годом экологии.
Экология стала лакмусовой бумажкой, симптомом общего состояния области, в которой продолжают нарастать внутренние системные противоречия на фоне неблагоприятной макроэкономической ситуации.
На самом деле противники медного комбината Карабаша, Томинского ГОКа или Троицкого металлургического завода выступают не только и даже не сколько против них - они аккумулируют и выражают усталость и неуверенность общества, которое не видит ясных и понятных перспектив развития по образу модели общественного договора двухтысячных - «благополучие в обмен на лояльность».
Людям нужна понятная модель, сигнал власти, дающий возможность с надеждой смотреть в будущее. Само собой, мобилизационная и импортозамещающая риторика, таящая в себе рефрен «то ли еще будет», рушит самое дорогое, что сформировалось в последнее время в общественном сознании - веру в стабильность и поступательное движение И заканчивается этот год символически. Губернатор Б.Дубровский отчетливо обозначил свою позицию по Томинскому ГОКу и подкрепил её конкретными действиями, вынеся проблему на федеральный уровень и пытаясь, тем самым, нейтрализовать нешуточное лоббисткое давление патронов РМК.
Вселил конец года надежду и в сознание троичан, которые протестуют против строительства в городе металлургического завода.
В городе побывала высокопоставленная комиссия из представителей Генпрокуратуры РФ и Роспотребнадзора, прибывшая для рассмотрения обращения депутата Госдумы И.Никитчука и многочисленных жалоб троичан.
Ревизоры пообщались с членами инициативной группы, внимательно выслушали их доводы, получили от них соответствующие документы, подтверждающие суть претензий.
Не знаю, общались ли они с представителями ТМЗ, но на встрече присутствовали и сотрудники городской администрации.
Каков будет результат - трудно сказать, но, как я уже отмечал неоднократно, история с ТМЗ далеко не закончена.
Думаю, выход из патовой ситуации только один - прислушаться к общественному мнению и пытаться найти какие-то компромиссные решения, если они вообще возможны. В этом смысле могли бы оказаться полезными или референдум, который уже неоднократно предлагали провести противники завода, либо независимый (как в случае с Томинским ГОКом) аудит, либо такой же социологический опрос, как и тот, что был проведен в Челябинске.
Однако, в любом случае, отмолчаться и "размазать" проблему не удастся и поэтому вызывает разочарование неконструктивная позиция администрации завода, которая на каждом шагу заявляет о готовности к диалогу, но готовность эта не идет дальше вялого присутствия в социальных сетях и публикации на своем сайте ссылок на газетные статьи полугодовой давности.
С другой стороны, по заслуживающим доверия источникам, завод пока не решил еще одну важную проблему - не нашел инвестора, который готов дать кредит на строительство.
И это вполне понятно, потому что в нынешних условиях долгосрочного тренда на падение мировых цен на металлы надо обладать изрядной смелостью, чтобы вложить деньги в такой доkгоокупающийся проект с сомнительными финансовыми перспективами.