Планирование детской комнаты, часть 1

May 26, 2017 10:18

История вопроса

За 6 лет я сделал более 60 детских интерьеров разного масштаба. Это отдельные игровые уголки, целые детские комнаты в квартирах и домах, интерьеры детских студий. Пришло время обдумать этот опыт и найти закономерности. Мои рассуждения будут полезны тем, кто хочет обустроить помещение для детей - с моей помощью или самостоятельно.






Чтобы улучшить пространство для ребенка, часто даже не обязательно заказывать целый интерьер за большие деньги. Иногда достаточно просто переставить диван или шкаф, чтобы комната стала просторнее, у ребенка появился укромный уголок для игры или интересное место для лазания. Об этом я напишу в статье.


Первоначальным толчком к созданию интерьеров для детей стало знакомство и совместная работа с Юрием Сырковым. У него я перенял идею строить все без чертежей, «от стенки», а также несколько полезных технических приемов. Его смелость в работе с пространством, свободные линии, сочетание эстетики и функциональности всегда служат для меня источником вдохновения.

Жизнь так устроена, что все описанные ниже принципы в той или иной мере воплощаются в традиционной природной и деревенской обстановке, которая сложилась за века и тысячелетия развития человека. Детская психика очень консервативна, она следует внутренним правилам, на которые современные новшества не оказывают практически никакого влияния. Все мы знаем, как хорошо детям в деревне, как много они получают там для своего развития, как накопленные в деревне способности и впечатления помогают детям в городской жизни.

Поэтому все мои постройки для детей сделаны из дерева и похожи на лесные избушки и деревья. Я стараюсь перенести в городскую квартиру частичку деревни, леса, лета и свободы, которые мы так любим, но не можем позволить себе в городе.




В этой статье я опишу общие принципы построения детской комнаты, которые вы сможете применить с уже имеющейся мебелью или используя стандартную мебель из магазина. Во-первых, это базовые знания, известные всем хорошим дизайнерам и архитекторам, я лишь стараюсь изложить их простым языком. Во-вторых, знания педагогические и практические - о том, как ребенок использует пространство, что ему нужно иметь вокруг себя.

Комната, в которой живет ребенок, и предметы, которыми он пользуется, являются для него целым миром, в котором он проводит большую часть жизни, символически используя его в своих играх, наделяя разными ролями. С другой стороны - это модель реального окружающего мира, в которой ребенок получает представления и навыки для взрослой жизни. Планировка и оборудование комнаты, мебель и игрушки должны быть достаточно универсальны и разнообразны, и в то же время скромны и красивы, чтобы выполнять обе эти функции.
Детский взгляд

Взрослому серьезному человеку порой бывает трудно отключиться от своего взрослого «практического» взгляда на вещи, который основывается на знании и привычке к определенным видам мебели, названиям, формам и функциям. Ребенок находится немного в другой ситуации - у него еще нет устоявшихся представлений о функциях и форме разных предметов, он воспринимает все окружающее исходя в основном из своих желаний и из очевидных форм, не понимая в точности их смысла.

То есть, шкаф - это не обязательно полки, ящики, вешалки и дверцы. Для начала - это просто большой ящик, стоящий в углу или посередине комнаты. Что он означает - второй вопрос.

С другой стороны, хранить вещи можно не обязательно в шкафу. Есть множество способов положить или подвесить вещи. Это можно сделать на полу, в углу, на полке, на ступеньке, на любой горизонтальной поверхности, в дырке, между стенками, в коробке, наверху, за дверцей, за занавеской, за стеклом, в мешке, на крючке, на палке.

Серийным производителям проще всего использовать для этого прямоугольные ящики с перегородками, называемые шкафами. Их дешевле всего изготавливать, и они удовлетворяют минимальным запросам большинства людей. Но если мы обустраиваем всего одну комнату с точно обозначенными собственными потребностями, то мы можем воспользоваться любым из перечисленных способов и форм.




Выйти из-под влияния стереотипа и переключиться в состояние свободного творчества сложно, поэтому можно применять какие-нибудь простые способы расширения сознания. Например, поиграть в детскую игру отрицания. На все, что вам приходит в голову, говорить «нет, не …», и пытаться найти другое решение.

Где спать? На кровати. Нет, не на кровати. Тогда где? На полу, на матрасе, в гамаке, на втором этаже - сразу возникают интересные варианты. Из них уже можно выбирать реальные. Может быть, вы в конце концов опять придете к кровати, но придумаете к ней что-нибудь более интересное, удобное, красивое: расположение, форму, функции.

Куда сложить игрушки? На полки. Нет, не на полки. В ящик, в коробку, под стул, под лавку, под кровать, на шкаф, под лесенку, в домик, в стиральную машинку, в мусорное ведро…
Функция, движение, взгляд

При планировании комнаты я стараюсь увязать воедино три элемента: функцию, движение, взгляд.

Функция - это те дела, которыми дети будут заниматься в своей комнате. Движение - это удобные направления движения по комнате. Взгляд - это то, как мы видим комнату, ощущаем ее пространство. Каждый из этих трех принципов очень важен, они дополняют друг другу.

Обычно родителям кажется, что главное - функция, конкретный набор объектов мебели, на которых дети делают конкретные дела - спят, играют, занимаются, лазают. Но если не продумать заранее пути движения по комнате, то объекты могут оказаться в неудобных местах, будут использоваться не полностью или на их размещение не хватит места.

Взгляд - еще менее осязаемая материя, но не менее важная. То, как мы воспринимаем комнату, как ощущаем пространство, определяет наше настроение, внутреннее состояние. А внутреннее состояние влияет на результат всякой внешней деятельности. Дружелюбная, уютная, разнообразная, просторная атмосфера облагораживает и наполняет смыслом любое дело, которое делается в этой атмосфере. Впечатление от пространства комнаты остается в памяти и оформляет воспоминания в цельный образ. Особенно это касается детей, которые очень восприимчивы к эмоциям, которые их окружают.




Зрительное ощущение в комнате создается общей компоновкой пространства, его не исправить добавлением декоративных элементов к уже расставленной мебели.

Поэтому, хотя зрительное восприятие помещения - самая «эфемерная материя», начинать планирование комнаты нужно со именно со взгляда. Затем переходить к движению - более телесному восприятию пространства, и только потом размещать в комнате функции - объемные и весомые предметы.
Взгляд
Зрительное восприятие комнаты

Зрительное восприятие комнаты - самое субъективное из всех слагаемых при планировке комнаты. Все видят окружающее пространство по-разному, причем по самым разным причинам. Люди с острым зрением обращают внимание на глубину пространства и расстояния между стенами и элементами мебели. Близорукий человек часто не может воспринять глубину и общую форму комнаты просто потому, что дальние стены видит не четко, он будет обращать внимание на отдельные элементы и подробности, к которым может подойти близко. Активные, подвижные люди будут ожидать увидеть в комнате пути перемещения и связи между разными зонами. Люди, склонные к тишине и покою, обратят внимание на отдельные углы и участки.

Кроме того, очевидно, что дети видят комнату с высоты своего роста, то есть, не так как взрослые. Для детей комната выше и шире, все палки толще и длиннее.



Здесь я опишу некий усредненный взгляд, который примерно в равной степени внимателен ко всем существенным параметрам пространства. При планировке своей комнаты вам нужно сформулировать свои собственные предпочтения и рассуждать, опираясь на них.

Первое, что человек делает при входе в комнату - это бросает взгляд на все пространство от двери. Он может ощутить простор или тесноту, и это ощущение останется с ним, когда он уже войдет в комнату и будет смотреть на нее изнутри. Поэтому важно, чтобы первое впечатление от комнаты было хорошее, просторное.




Взгляд от входа падает на противоположную стену и углы, поэтому эти направления должны быть свободны от массивной мебели и сплошных построек. Особенно важно оставлять пустым дальний верхний угол по диагонали от входа. Если поставить в него сплошной стеллаж или шкаф до потолка, то взгляд в него упрется, и сразу создастся впечатление, что в комнате тесно.






Если же этот угол пуст, то края потолка, сходящиеся в точку, напомнят нам о сходящихся к горизонту линиях, наш взгляд устремится вслед за ними, не встречая содержательных препятствий. Взгляду будет просторно.

В дальний угол у окна я обычно помещаю низкие узкие полки, низкий открытый игровой домик.







Массивные постройки и мебель лучше собрать на стенах, сопряженных с дверью, чтобы при входе они оставалась за спиной и не попадали на направление взгляда. Если шкаф стоит рядом с дверью, то его стенка немного откладывает момент попадания в открытое пространство комнаты, но это не воспринимается как уменьшение пространства. Небольшое фактическое уменьшение комнаты не сказывается на восприятии ее человеком.

Более того, если прямо над дверью сделать чердак или галерею, то по ощущениям комната даже увеличится в размере. Когда мы входим в комнату, то низкий уровень чердака над дверью притормаживает взгляд, не дает ему сразу увидеть весь потолок комнаты. В чувствах накапливается ожидание простора, и когда мы делаем шаг вперед, и взгляд, наконец, соскакивает с края чердака дальше на потолок, мы ощущаем увеличение пространства, открывающегося нашему взору.




Чердак над дверью увеличивает ощущение от размеров комнаты и при взгляде с обратной стороны, из комнаты. Здесь работает тот же механизм восприятия. Взгляд сначала задерживается на близком крае или перилах чердака и тут же перепрыгивает дальше до линии стыка стены и потолка. Это прыжок взгляда мы переживаем как ощущение дополнительного простора по сравнению с тем, как если бы мы видели плоскую стену, упирающуюся вверху в потолок.













Такой же эффект дает даже просто длинная полка вдоль всей стены под самым потолком. Только не нужно заставлять ее массивными вещами, лучше поставить на ней не много предметов с промежутками, чтобы между ними обязательно видна была линия потолка.




Остальные направления взгляда надо планировать исходя из того же принципа. Из практических соображений нам приходится ставить в комнате постройки и мебель, которые занимают место и в которые упирается взгляд. Но нужно всегда оставлять между ними промежутки, через которые взор мог бы устремиться к более дальней стенке, уровню, полу, потолку. Такую роль выполняют края шкафов, арки, окошки, открытые полки. Например, если нужно поставить большой шкаф с дверцами, то даже одна открытая полка посередине сразу разделит сплошную преграду взгляду и создаст ощущение глубины.




Удлиняющая и укорачивающая мебель

Любые предметы в комнате влияют на то, как мы воспринимаем ее размер и пропорции, чувствуем ли мы тесноту или простор. И то, и другое ощущение может быть как положительным, так и отрицательным. Для активных игр и занятий не подходит ощущение тесноты, но очень хорош простор. Для чтения и сна, наоборот, плохо слишком открытое проходное место, но хорошо ощущение защищенности и уюта.

Это ощущение определяется движением нашего взгляда. Если взгляд свободно скользит по длинной линии, уходящей вдаль, то мы ощущаем простор. Если взгляд утыкается в поперечную линию или в пересечение линий, то он останавливается, и мы ощущаем ограниченность пространства.

Конечно, если мы обсуждаем направление взгляда, то нужно определиться откуда мы смотрим, из каких мест в комнате. Во-первых, это вход в комнату, первое впечатление очень важно. И во-вторых, это, конечно, те точки, в которых мы будем задерживаться надолго, останавливаться, и окидывать взглядом комнату. Это кровать, место для занятий, игровой домик.

Длинные линии создаются длинными предметами - кроватями, полками. Если поставить кровать вдоль комнаты, то комната сразу станет казаться длиннее. Если поставить ее у дальней стенки поперек входа, то короче. Таким образом можно удлинить квадратную комнату и укоротить длинную. Или, наоборот, если поставить кровать посередине длинной комнаты вдоль стены, то мы будем чувствовать себя как в вагоне или в коридоре. А если поперек короткой комнаты, то вся комната визуально может превратиться в небольшой пятачок перед кроватью.







Открытые полки и стеллажи могут как расширять пространство, так и сужать его. Чтобы удлинить пространство, нужно выделить горизонтали, то есть сделать, чтобы полки были потолще и выступали перед стойками. Кроме того, нужно ставить на них предметы, особенно книги, с промежутками, чтобы между ними была видна стена. Это даст дополнительный путь для взгляда. Такие полки хороши в дальнем от входа углу короткой комнаты.




Чтобы остановить взгляд, делаем у стеллажа выступающие вертикальные стойки, причем толще полок, и плотно заставляем все полки книгами. Взгляд упрется в вертикаль и потеряется в пестроте корешков, пространство сразу потеряет глубину.










Объемные шкафы с глухими дверцами глаз воспринимает просто как еще одну стену, так что если вы поставите прямо перед входом шкаф, то и комната для вас уменьшится ровно на толщину шкафа. При этом у вас уже не останется средств для ее визуального расширения. Если вы ставите шкаф к двери, чтобы при входе он оставался у вас за спиной, то, конечно, фактически комната уменьшится на ту же толщину, но вы этого не заметите, потому что на ходу ваш взгляд проскочит мимо этого утолщения. Зато на оставшейся свободной противоположной стене вы можете расположить удлиняющие предметы.
Деление комнаты на части

Иногда бывает так, что добавление мебели или построек в комнату делает ее просторнее. В первую очередь, это достигается, конечно, заменой укорачивающих предметов и их расположения на удлиняющие. А кроме того, можно разделить помещение на визуально различные части. Тут работает свойство восприятия, что нам всегда кажется, что два помещения больше, чем одно, особенно, если дальнее помещение можно разглядеть сквозь ближнее. Эффект задержанного взгляда, который я описывал чуть раньше, очень велик. Если посередине комнаты поставить стеллаж с открытыми с двух сторон полками, через которые видно дальнюю стену, то мы будем ощущать себя сразу в двух комнатах, то есть, в большем пространстве.




Или представим себе комод, стоящий поперек комнаты. Он придерживает взгляд снизу, намекая на то, что на нем комнату уже можно считать законченной, но сверху взгляду открывается длина всей остальной стены и линии потолка, которая создает ощущение преодоления ограниченности и выхода на простор.







В длинной комнате это позволяет создать фактически две комнаты из одной. Так можно разделить одну детскую комнату для двух детей, или отделить тихую зону от активной.  Не говоря уже о том, что за глухой стенкой комода или шкафа создается новое уютное местечко для тихих занятий, либо дополнительная площадь для активного лазания или хранения вещей.

Делить помещение на зоны тоже нужно умеючи. Считается, что красиво выглядят равномерно поставленные перегородки или стеллажи. Однако, располагая перегородки симметрично и на равных расстояниях друг от друга, мы, во-первых, создаем в помещении механистическую атмосферу, а во-вторых, не получаем того разнообразия размеров зон, которое нужно для разных функций.

С другой стороны, я не могу рекомендовать делить комнату в какой-то определенной пропорции. Пропорция деления определяется теми самыми путями движения по комнате, о которых я написал раньше. Перегородки ставятся в тех местах, где нет движения, которые мы интуитивно обходим. Но в целом, конечно, обычно одна из зон оказывается меньше другой.

Не только место расположения перегородки играет роль, но и угол к стене, под которым она поставлена. Край перегородки должен как бы скользить вдоль пути движения под острым углом, не создавать визуальной преграды.




Например, если мы ставим перегородку перпендикулярно стене напротив входа, то взгляд падает на торец перегородки, и мы психологически воспринимаем его как знак «стоп», перед которым нужно сделать волевое усилие и решить, идти налево или направо. То есть мы оставляем себе свободу выбора движения, которая не имеет особенного смысла, а только напрягает.




Если мы ставим перегородку под углом, то сразу видим ее сторону, обращенную к нам, и психологически мы чувствуем себя уже в этой части помещения. То есть, немного отклоняя перегородку, мы сразу сообщаем входящему, куда нужно идти от двери. Например, мы можем сразу направить его в большую зону активных игр. Тихие зоны лучше прикрыть перегородками, повернутыми внутрь.

Угол поворота перегородок не должен быть большим, не 45 градусов. Обычно 15-20 градусов достаточно.

Продолжение: часть 2
Previous post Next post
Up