Когда и почему дети начинают говорить, продолжение

Feb 17, 2013 21:37

Ого! Спасибо всем за комментарии и такие развернутые рассказы о своем опыте! Видно -- тема интересная всем.

Ну, мы в общем не беспокоимся совершенно, Улька и тактильная, и общительная, и мелкомоторная (и крупномоторная) и вообще, умная и сообразительная. Проблемы нет. Про Ульяну можно бесконечно писать, что у нее как развивается, но я не очень планирую это делать в ЖЖ.

Просто попытка найти какую-то закономерность. Я ведь во всем пытаюсь найти закономерность -- вообще, в научном смысле. Но похоже, что с началом речи нет никакой закономерности. И книжки так говорят, и психологи, и знакомые, и теперь вот все вы. На том и порешили.

Слава богу, кстати! Живой человек -- он выше закономерностей, как хочет, так и развивается. (Что, кстати, тоже неверно, потому что определенные закономерности есть, и они очень четкие, на чем и построена вальдорфская система, как, впрочем, и всякая другая). Тут вы можете оценить сложность моей речи:-) но понятно, что с детьми я говорю не так.

Итак.

Отвечу на один озабоченный комментарий насчет условной "деревенской" "мамаши" с "бедным" запасом слов. Специально заключил все слова в кавычки, чтобы показать, что не надо понимать это буквально. "Бедный" -- не всегда плохой. "Мамаша" -- вполне себе добродушное беспафосное слово. А дальше приведу цитату из статьи академика Д.С. Лихачева. Она мне в свое время открыла глаза на проблемы попыток вести традиционный образ жизни, и как этому мешает наше усложненное обученное богатое современное сознание.

"Как бы ни было грустно признавать романтически настроенным поклонникам национальной старины, они в конце концов вынуждены были понять, что единство стиля в средние века существовало благодаря некоторой эстетической негибкости людей того времени. Она способствовала проведению в жизнь единого начала."

Более развернутая цитата:

"Красота эстетического единства жизни настолько покоряла иногда людей нового времени, что всегда и во всех странах, особенно в период господства романтизма, находились поборники старины, стремившиеся возродить это эстетическое единство жизни по крайней мере в собственном бытовом укладе и собственных художественных произведениях. Но никогда еще ни один из людей нового времени не достигал этого.
Это объясняется в первую очередь тем, что единство художественного стиля в средние века не достигалось, а сохранялось, оно было традиционным.
Как бы ни было грустно признавать романтически настроенным поклонникам национальной старины, они в конце концов вынуждены были понять, что единство стиля в средние века существовало благодаря некоторой эстетической негибкости людей того времени. Она способствовала проведению в жизнь единого начала.
Художник творит свое произведение, подчиняя его единому ритму, единому духу, художественному «модулю», подчиняя и форму, и содержание общим художественным «мерностям», объединяя внешнее и внутреннее, идею и ее воплощение определенными и повторяющимися или сходными приемами.
Читатель, зритель, слушатель должны произвести известное усилие, чтобы обнаружить это художественное единство, воспроизвести, повторить в своем сознании тот вечно действующий творческий акт, который лежит в основе любого произведения искусства.
Творческий акт воспринимающего произведение искусства -- это сотворчество, и он далеко не легок. Мы хорошо знаем, что восприятие многих произведений искусства требует серьезной эстетической подготовки, своего рода тренировки, знаний и гибкости эстетического сознания. Это признается в музыке (в отношении так называемой серьезной музыки), хотя не всегда признается для живописи, скульптуры, поэзии.
Стилистические каноны и этикет облегчали не только творчество, но и восприятие, так что художники могли себе позволить закладывать в свои произведения некоторые стилистические препятствия, чтобы сделать их восприятие творческим. Так, в романских и готических зданиях есть некоторая поверхностная асимметрия, заставляющая зрителя восстанавливать в своем творческом воображении их более глубокую внутреннюю симметричность. "

Вся статья называется «Барокко в русской литературе XVIII века». Думаю, можно найти ее в сети или в книгах. Там вообще много интересного написано.

о развитии ребенка, мысли

Previous post Next post
Up