Материал
Основой наших занятий является лепка из глины. Любые занятия лепкой помогают ребенку осваивать пространство, развивают его конструктивные способности, учат находить правильные соотношения частей и целого, развивают мелкую мускулатуру пальцев.
Лепка из глины хороша тем, что внимание ребенка не отвлекается на разные цвета, и он сосредоточивается именно на пространственных особенностях работы. Кроме того, глина имеет характерную фактуру, влажность, вязкость, что развивает осязание и чувствительность к материалу. А обожженная работа становится настоящей игрушкой, скульптурой или украшением, которым ребенок может пользоваться в настоящей жизни или играть и очень этим гордиться. Занятия глиной в студии особенно важны, потому что нигде, кроме как в студии, ребенок не имеет к ней доступа.
И еще глина отличается от пластилина, тем что она дешева, и ее может быть в студии много, в избытке. Для детей, особенно для мальчиков, важно иногда померяться силами с «великаном». Двадцатикилограммовый ком глины, от которого ребенок с усилием может оторвать кусок, прекрасно выполняет эту роль.
Кроме того, при неограниченном количестве материала творческое воображение ребенка не встречает никаких искусственных границ. Размер его желаний ограничивается только его собственным умением, силой рук и сопротивлением материала. Это довольно серьезные ограничения, и ребенку волей неволей придется с ними считаться. Это поможет ему научиться правильно оценивать реальные трудности и меньше обращать внимание на условности. Кроме того, он осознает естественную необходимость ограничивать свои желания и привыкает к внутренней дисциплине.
Кроме глины в мастерской должны быть краски, чтоб раскрашивать работы. Дети очень любят яркие цвета, и, по-видимому, для них цвет обозначает что-то гораздо большее, чем для взрослого. Психологи утверждают, что для ребенка цвет несет не только эстетическую, но и смысловую нагрузку. Лошадь, раскрашенная в зеленый цвет, - для ребенка это не просто зеленая лошадь. Часто поделки раскрашиваются, казалось бы, в совершенно произвольные цвета. Но переубедить ребенка в том, что надо раскрасить «правильно», почти никогда не получается. Кстати, черный цвет вовсе не всегда означает депрессию и агрессию. Часто, но иногда дети в прекрасном расположении духа мажут черным цветом, просто потому, что он самый «яркий», сильнее всего отличается от белого или иного фона
Дети очень любят раскрашивать поделки, сделанные учителем. Это очень легкое, приятное и «терапевтическое» занятие, оно иногда позволяет увлечь и успокоить самых буйных учеников. Польза от такого занятия очевидна: раскрашивая поделку, ребенок подспудно изучает ее форму и строение. В будущем это поможет ему слепить такую же самостоятельно. Впрочем, увлекаться чистым раскрашиванием тоже не стоит.
В конструктивном смысле глина - довольно суровый и скупой материал. Кроме нее важно иметь в студии проволоку, палочки, веточки, мох, картон с бумагой и другие вещи. Они очень сильно расширяют «игрушкотворческие» возможности глины. Из проволоки можно делать оси для машин, крючки, зацепки, качели. Из палочек и веточек - стойки, перекладины, мосты, руки-ноги и так далее; из мха - траву, листья и крыши домов, из бумаги - паруса, те же стены, платья, и все остальное.
Разнообразие простых натуральных материалов очень важно для развития ребенка. Он должен понимать, что из всего можно сделать все, если только постараться. Но нужно применять только такие материалы, которые хорошо сочетаются друг с другом и которые достаточно универсальны, чтоб превращаться во многие вещи. Например, всеми любимые для занятий с природным материалом шишки в нашей студии дети так и оставили лежать в корзине. Шишка имеет слишком характерный облик - она везде остается шишкой, полного превращения не получается.
Форма, присущая материалу
У каждого материала есть некоторая форма, или некоторый вид обхождения с ним, которые для него естественны. Вообще, определенные средства особенно хороши для достижения определенных результатов, и не очень хороши для других.
Скажем, лепка из воска. Воск считается самым натуральным, гармоничным, теплым материалом для детской лепки. Но что можно слепить из воска? В вальдорфском детском саду делают простейших птичек, листики и все. Более сложные вещи сделать трудно - быстро застывает. А из воска и не надо лепить ничего сложного, он для этого не предназначен. Главное свойство воска -- низкая температура плавления. Чуть нагретый он размягчается или даже расплавляется в жидкость. Чуть остывший -- затвердевает. Собственно, в вальдорфской педагогике это свойство и используется -- воск греют, потом что-то из него лепят, стараясь обращать внимание не на поделку, а на сами ощущения от соприкосновения с живым мягким теплым материалом, который поддается и движению рук, и теплу рук. Это занятия скорее на базовое тактильное ощущение, чем на умение слепить конкретные формы. Тактильное ощущение дружественной, теплой среды. Которая затвердевает, когда ее отпускаешь, и в застывшей форме сохраняет память о теплом контакте.
Другое дело -- глина. Она тяжелая, она влажная и прохладная, она темного или грязного цвета. Она не даст тепла и ласки, и пока из нее ничего не сделаешь, она некрасивая. Наоборот, она требует от усилия воли, физической силы и конкретного понимания, что ты хочешь с ней сделать. Но зато, получив от все это, она отблагодарит своей податливостью и четкостью слепленных форм. В глине (хорошей) можно добиться мелкой деталировки, можно сделать объемные вещи, можно свободно работать с пространством и формой. Движение масс и объемов, соотношение крупных и мелких форм -- вот работа, свойственная глине. Если воск отдает человеку тепло, то глина, наоборот, отбирает у него силы, но тут же воплощает их в красивые формы, стимулируя тем самым человека на дальнейшую работу. Глина стимулирует генерацию новых сил в человеке, подкачку новой творческой энергии в процессе лепки. Она развивает собственные внутренние способности человека отдавать и творить.
В этом качестве, на мой взгляд, глина очень полезна для маленьких детей. У них как раз естественный избыток низких, моторных энергий, данный им природой для успешного освоения нашего такого тяжелого материального мира. Эти энергии хороши для того, чтобы целый день бегать в поле и лесу, пробираться через заросли, возиться с домашними животными, таскать деревяшки и камешки. Но в городе ничего этого нет, и энергия остается во многом невостребованной. Поэтому если глины много, дети с удовольствием ее мнут, бьют, таскают, плющат, дырявят. Потом успокаиваются и переходят к более конструктивным и спокойным занятиям.
Похожие рассуждения верны в самых разных областях. Поезд хорош для созерцания пейзажа и отдыха, самолет -- для быстрого перемещения. Живопись -- для передачи цветовых оттенков, рисунок -- для игры с формой предметов и идей. Флейта -- народный инструмент, ей присуще не следование мелодии по нотам (это удел пианино), а пасторальные трели и вариации. То же и с гитарой -- это тоже народный инструмент, и естественный путь обучения игре на гитаре -- не по нотам, а по аккордам. Они и берутся легко, лады специально подобраны так, чтобы основные гармонии можно было легко прижать левой рукой. Гитаре присущи переборы и аккорды, импровизация на аккордах и рок-соло. Классическая гитара -- это уже вторично, хотя и очень красиво. А скрипка? Послушайте восточно-европейские народные наигрыши, цыганские мелодии. Вот она -- душа скрипки. А в оркестре она как ученый медведь -- прыгает, конечно, здорово, но на цепи ведь.
Глина и пластилин
А как же тогда пластилин? Он ведь совсем «неживой» по ощущениям после глины, но дети его любят.
И правильно любят. В каком-то смысле он лучше для детей. Пластилин разноцветный, а детям важен цвет. Детей привлекают яркие вещи, они по природе своей стараются вычленить в окружающем их мире четкие, однозначные, выделяющиеся вещи. Им проще воспринимать разноцветные вещи, чем однотонные. То есть, пластилин их больше привлекает, чем глина. За счет цвета он дает детям возможность полнее выразить себя.
Из пластилина легче лепить маленькие детализированные поделки. Мелкие пластилиновые детали липнут друг к другу сами по себе, глиняные нужно специально примазывать. А детям важно быстро «собрать» поделку, сразу увидеть результат, ускорить воплощение мысли в вещь, упростить внутреннюю связь между головой и рукой. В этом смысле пластилин лучше глины.
Кроме того, пластилин есть во всех магазинах, и он всегда почти готов к применению, его нужно только подогреть руками. А хорошую глину достать нелегко, и она должна быть правильной консистенции. Нужно следить за температурой и влажностью в помещении, иначе она подсыхает и лепить из нее трудно. Поэтому, для того праздника творчества, о котором я пишу, нужно постоянное обеспечение хорошей глиной. Иначе это уже будет слезы, а не творчество, и лучше дать детям пластилин.
Но пластилин -- это все-таки пластмасса, он ненатуральный, «неживой». Конечно, но тут есть два «но». Во-первых, необязательно все должно быть из природных материалов. Конечно, тактильное ощущение много значит, но, в конце концов, чтобы получить это ощущение, можно помять воска и глины, а потом идти и спокойно лепить из пластилина. Во-вторых, в домашних условиях выразительная сила у него больше -- он лучше позволяет ребенку выразить себя (если ему помочь его размять или объяснить, как это делается). Аналогия -- живя в городе, можно «натурально» пешком сходить в пыльный скверик рядом с домом, а можно сесть на «ненатуральную» машину и доехать до настоящего леса. Что даст больше природных впечатлений? Мы живем в окружении искусственных вещей, и некоторые из них помогают нам быть ближе к природе.
Вообще, живость материала -- понятие условное. Живо то, из чего данный конкретный человек может сделать живую вещь. Если для кого-то это металлопрокат и сварка, значит, для него это и есть живой материал.
«На прием» и «на передачу»
Вообще, из всех этих рассуждений вырисовывается одно интересное соображение. Человек может работать с материалом «на прием» и «на передачу». Вопрос -- хотите ли вы что-то от мира получить с помощью некоторого материала, или вы хотите что-то миру дать? Природные натуральные тактильные радости (воск, глина, дерево, шерсть) -- это все «на прием». Вам нужна природная энергия, которой не хватает в городе, и вы хотите помять воск, чтобы этой энергией напитаться. Либо противоположная ситуация -- у вас есть энтузиазм и энергия сотворить какую-то форму, вещь, просто излить избыток сил куда-то. Это уже совсем другое. Тут уже не так важна теплота и природность. Вы своей энергией онатуралите любой попавшийся под руку материал, если он подходит для решения вашей задачи. И получится у вас живая вещь хоть из глины, хоть из поролона с проволокой.
Живой человек живее всех самых живых материалов. Он из любого материала может сделать живое, если захочет и сумеет, конечно. Вспомним Елену Макарову и ее девиз: «Все может быть всем».
И дальше выбор материала для детской лепки зависит от задачи воспитателя. Если стоит задача дать детям источник энергии, приобщить их к природе, к природным силам, то нужно выбирать тактильные материалы для работы «на прием». А если стоит задача разбудить и поощрить собственные внутренние силы ребенка, помочь ему эффективно и с удовольствием отдавать энергию, творить, изменять окружающий мир, то нужно выбирать выразительные материалы для работы «на передачу». В этом смысле, пока ребенок не научился уверенно владеть кистью, хорошие фломастеры лучше красок. Если, конечно, они их не заменяют, а дополняют. А особенно интересно получается, если рисовать фломастерами и красками одновременно.
Я работаю с глиной именно по второй программе, «на передачу» -- для меня, в условиях моей мастерской и избытка хорошей дешевой глины это самый выразительный материал. Кроме того, я создаю атмосферу активной лепки, отдачи энергии, создания миров («мы лепим не вещи, а миры»). Показываю детям пример, активно помогаю им в этом, они заряжаются этой энергией, усваивают некоторые приемы работы с глиной, без которых не сделаешь ничего толкового. И поэтому им нравится моя лепка. Если ничего этого не делать, а просто дать ребенку кусок глины, вот мол, природный материал -- лепи, интереса к работе у него будет не особенно много.
Кроме того, дети обычно изначально настроены именно «на передачу». Взрослым обычно кажется, что ребенку нужно все дать, обучить, напитать. На самом деле дети в основном стремятся, наоборот, что-то сделать самостоятельно, помочь, построить, научить. Это нужно учитывать при создании для них развивающей обстановки -- чтобы она поощряла отдачу энергии. Нельзя забывать, что дети -- это люди, которые еще только совсем недавно пришли в наш мир. Вероятно, они еще помнят, зачем они пришли, и вероятно, судя по их поведению, они пришли, чтобы что-то в этом мире изменить. А взрослые давай учить их жить по старым правилам.
Родителям, которые приходят с детьми, я стараюсь показать и рассказать об этом процессе активной творческой игры. Важен родительский настрой и умение сделать какие-то элементарные вещи, а дальше это можно использовать в любом материале - хоть из салфеток птичек крутить.
Лепка и скульптура
С детьми я занимаюсь игровой лепкой, со старшеклассниками и взрослыми - скульптурой. Сам леплю скульптурные наброски и тяну горшки на гончарном круге. Какая между всем этим связь?
Лепка - это детское, это игра, это фантазия и воображение. Лепить игрушки, миры, ситуации. Перелепливать, долепливать, ломать,
чинить - в общем, разминка нормального такого джина, у которого, как известно, два любимых занятия - возводить дворцы в мгновение ока и так же быстро их уничтожать.
В чистом виде лепкой мы занимаемся с маленькими детьми - 3-4 года.
Скульптура - это... тоже детское ощущение взрослого художника. Восхищение перед красотой форм - и прекрасных, и ужасных. Просматривание линий и теней, следование плавным обводам, сталкивание и разнесение масс и объемов. Поймать движение, передать настроение. Ну и техника - точное знание реальности и ненавязчивое ее исполнение.
Все остальное - плавный переход от одного к другому. Этот переход имеет одну важную станцию посередине, в 6 лет - сущностную. Когда человеку уже надоело просто играть, но и просто красивая форма ему не нужна. Ему нужна суть! Ему важно слепить или нарисовать свою мысль, или самую главную вещь, или то, что он понял недавно, или то, что его только что поразило до глубины души. И это самое лучшее время в детском творчестве - с 5 до 7 лет, самые интересные занятия.
На гончарном круге человек, фактически, занимается созданием красивой линии - изящной, устойчивой, гармоничной. Линия самодостаточна, она альфа и омега. Круг же позволяет оправдать ее существование в глазах публики, превращая в «полезный» сосуд.
Разговоры
Кроме всего описанного, ведущий творческих занятий должен быть еще и «мастером разговорного жанра». Нужно всегда помнить, что настоящая цель занятий - не развитие мелкой моторики пальцев, а развитие «крупной моторики» головы, развитие личности ребенка.
С детьми нужно в основном обсуждать, не как сделать, а что сделать и почему. Любая поделка должна быть мотивирована. Самый лучший словесный материал для работы с детьми - это сказки, мифы и вообще, литература. Можно лепить героев знакомой сказки и в нее играть. Учитель может рассказать какую-нибудь новую сказку, и если она окажется достаточно интригующей, то дети возьмутся ее лепить.
Чаще всего, конечно, на занятиях разыгрываются бытовые сюжеты: кто-то живет в доме, кто-то поехал куда-то на машине, кто-то что-то построил и так далее. Такие занятия помогают детям осознать то, что они видят вокруг себя. Но, чем более развит ребенок, тем чаще он будет отдавать предпочтение сказкам, а не бытовым ситуациям. Ведь в сказках действуют обобщенные образы, а степень развития определяется как раз способностью к обобщению, к мышлению крупными формами.
Вообще, разговоры очень важны для развития ребенка. Сказка, прочитанная в книжке, неизмеримо полезнее для ребенка, чем та же сказка, уведенная по телевизору, и чем конкретные знания об окружающих его вещах. Сказка, рассказанная ребенку наизусть, как бы «от себя» - еще полезнее. Разница - в механизмах мышления. То, что человек видит перед собой, всегда конкретно. Глазами человек видит только данного конкретного человека и данный конкретный дом. Слова, которые он слышит - абстрактны. Словом можно назвать общее понятие, абстрактную категорию - дом вообще, человек вообще, хороший человек вообще, плохой человек вообще. То есть, способность человека обобщать и вообще думать неразрывно связана с речью - устной и письменной. Этот факт признается всеми психологами, антропологами и лингвистами. А так как ребенок читать не умеет, то основным источником мыслей для него является голос других людей. Поэтому чем больше взрослые разговаривают с детьми, тем умнее становятся дети.
Даже когда ребенок выучивается чтению, взрослые должны продолжать читать ему книжки. Ведь на первых порах чтение - дело новое и трудное, и много сил у ребенка уходит собственно на чтение, а не на осмысление прочитанного. Когда ребенок слушает взрослое чтение, ему гораздо легче думать.
Вообще, стоит отметить, что устная речь - первична по отношению к письменной. Все великие культуры создавались как устные культуры, и только на определенной стадии развития под имеющиеся слова подбиралась система записи. Есть даже мнение, что появление письменности - шаг не вперед, а назад. Когда люди стали забывать то, что прошлые поколения помнили наизусть, они придумали способ записать это символически. Поэтому, при всех различиях в алфавитах, мысли у всех людей примерно одинаковые - ведь мы думаем словами, а не буквами. «В начале было Слово».
Перспективы
При занятиях художественным творчеством с детьми очень важно чётко представлять себе этапы творческого развития ребенка. У разных детей границы этапов разные, варьируются в пределах до года или даже двух в ту или иную сторону. Но наличие этих этапов обязательно.
Примерно до пяти лет ребёнок играет в художественные материалы. Задача взрослого - играть с ним, показать все доступные ему способы этой игры, поощрять его собственное творчество. Главное слово этого периода - «игра».
Примерно до восьми-девяти лет ребенок находится в «свободном творческом полёте» - нужно поощрять всяческую его творческую самостоятельность, иногда помогать ему и делать что-то за него, иногда показывать ему технические приемы, помогающие достичь осознанных ребенком целей. Главное слово этого периода - «фантазия».
Примерно до двенадцати лет ребенок пытается привести свою работу в соответствие с общепризнанными критериями красоты и правильности. Взрослый должен очень тактично оценивать работу ребенка, всячески поддерживать в нем память о предыдущем периоде свободного творчества, четко преподавать необходимые технические умения, требовать художественной дисциплины, умело направлять буйные фантазии. Главное слово этого периода - «красота».
Обычно нетерпеливые педагоги и родители спешат дать технику в первом и втором периоде. Это развивает руку, но губит творческую самостоятельность. Ребенок привыкает работать на заданную тему заданными приемами.
Если терпеливо выдержать первый и второй период, не навязывая ребенку своего представления о красоте, то уже к концу второго периода он поразит вас яркими и самобытными работами, в которых вы сможете свободно читать его душу. Если правильно пройти третий этап, то в двенадцать-тринадцать лет ваш ребенок скорее всего будет свободно рисовать и лепить и никогда в жизни уже не скажет: «Я не умею рисовать». Если к этому времени у ребенка обнаруживаются серьезные художественные способности и желание посвятить свою жизнь искусству, то он готов к суровым испытаниям взрослой художественной школы - ничто уже не сможет поколебать его самобытности.
К сожалению, пройти через эти три «заставы» даже при наличии врожденных художественных способностей удается лишь немногим. Слишком много искушений и препятствий ставит на нашем пути практический мир. Да это и необязательно: есть много других способов стать хорошим человеком, кроме успехов в художественном творчестве. Но любая попытка движения в этом направлении оправданна и благотворна, ибо, как сказано, «мир спасётся красотой».