Первые три дня

Sep 02, 2018 20:37


Многомерная интерпретация первых трех дней Творения в Книге Бытия

Итак, в начале:

сотворил Господь небо и землю: то есть сначала положил основы бинарности как таковой, которая потом облечется в формы Янь и Инь, мужчина и женщина, дух и тело, небо и земля, содержание и форма.

Земля же была безвидна и пуста: «земля» ― это половина еще неовеществленной бинарности. Позже из нее будет построена форма всех вещей, но пока ничего не построено, она «безвидна».

И Дух Божий носился над водою: «вода» ― это весь хаос, всё, что может быть, но без всякого порядка. Бинарность, инструмент для наведения порядка, уже готов, но еще не пущен в дело. Поэтому и «Дух Божий» ― все возможные потенциальные идеи о мире ― носился в этом хаосе, не зная, куда деваться.

И сказал Бог: да будет свет: чтобы прекратить бардак, нужно крикнуть что есть мочи, что Господь и сделал. Что кричать ― неважно. Он не знал, что это такое ― «свет». Только крикнув «Свет!», он заметил, что бардак стал утихать, и увидел Бог, что свет хорош.

И отделил Бог свет от тьмы:  Как только свет Ему понравился, Он решил закрепить понятие «хорош». Единственный инструмент, который у него для этого есть ― бинарность. Поэтому он создает противоположность «хорошему свету» ― тьму. Теперь можно видеть, что хорошо, а что плохо.

Итак, свет имеет пока одно практическое применение ― называется хорошим, и отличается от тьмы, которая (хоть в тексте это явно не указано) имеет одно практическое применение ― называться плохой.



И назвал Бог свет днем, а тьму ночью, и был вечер и было утро: день один: Бог придумывает второе применение для света и тьмы ― считать время. Он придумывает для них еще по одному названию: день и ночь, и дает силу, которая перещелкивала бы день в ночь и обратно: вечер и утро. Так начинает работать маятник, отсчитывающий время. Когда завершился один оборот, его стало возможно дать название: «день» (сутки), появляется возможность счета оборотов, возникает число: один.

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет воду от воды:  Богу понравилась идея отделения одного от другого, и Он решил еще что-нибудь разделить. Разделил воду ― первозданный хаос, над которым всё еще в недоумении носился Дух. Поделив хаос на части, Он тем самым создал структуру ― основу пространства.

И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер и было утро, день второй: Здесь Его производительность стала падать ― столько слов и ничего принципиально нового. Видно, Он не очень хорошо понимал, что же ему делать с этой только что появившейся структурой.

И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями: Не зная, чем заняться дальше, Бог решил повторить операцию разделения, поделил половину воды опять пополам и дал четвертинкам имена. Вот тут-то и увидел Бог, что это хорошо. Потому что, поделив половинку пополам, он создал иерархию, которая вдруг оказалась очень плодотворной: И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его в земле. И стало так.

Так что первые абзацы Книги Бытия ― это создание пошагового времени и пространственной иерархии. То, что наше пространство именно трехмерно ― не очень существенно. Современная физика не может найти веских причин, почему пространственных измерений именно три, а не четыре и не пять. Но наличие иерархии ― это фундаментальное свойство пространства любой размерности, это структура.

Кстати, вот спекулятивная мысль ― сначала Бог создал воду, потом поделил ее пополам, потом еще пополам. Он совершил три действия, это и есть три пространственных измерения.

Но бинарность, творение словом и творение как разделение ― эти свойства нашего мира более фундаментальны, чем пространство и время, и соответственно, чем все основывающиеся на пространстве-времени физические законы.

На четвертый день Бог решил, что не только Он сам должен знать о времени, но и его творения на земле должны иметь какие-нибудь явные по этому поводу знаки, и сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня и ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов... одно светило большое для управления днем, и светило меньшее для управления ночью, и звезды.

Потом Бог сообразил, что твари когда-нибудь спросят: откуда Ты взял свет? А Он и сам не знает. Так что решил Он, что да будут они светильниками на тверди небесной, чтоб светить на землю. И стало так, чтоб не задавали лишних вопросов.

И дальше уже кончается физика, и начинаются биология и история.

Previous post
Up