Оригинал взят у
yellow_reporter в
Большой всплескСм.:
Виллем де Кунинг (1904-1997),
Люсьен Фройд (р. 1922),
Жан-Мишель Баския (1960-1988) +
Дональд Джадд (1928-1994),
Ив Кляйн (1928-1962), «
Рыночная красота» (о современном искусстве),
Фрэнсис Бэкон (1909-1992),
Джексон Поллок (1912 -1956).
Автор: Дэвид Хокни / DAVID HOCKNEY: р. 1937
Название: «Калифорнийский коллекционер произведений искусства» / CALIFORNIA ART COLLECTOR
Стоимость: $ 5 458 500
Хокни рассказывает нам об очень специфическом времени и месте: о 1960-х годах, об интимном мире арт-коллекционеров, о самом себе и Лос-Анджелесе.
«Калифорнийский коллекционер» - вторая картина, написанная под впечатлением от первого, очень важного для художника посещения Лос-Анджелеса. Здесь Хокни размышляет о том драматическом влиянии нового окружения, новой среды, которое каким-то образом может повлиять на его дальнейшую карьеру. В этой картине Хокни впервые использует акриловые краски, чтобы передать абсолютно новое для него чувство света.
Англичанин Дэвид любил посещать экзотические места с солнечным климатом, такие как Египет, а Лос-Анджелес - был его мечтой. Конечно, интерес к пляжам, бассейнам, солнцу, богатству, гламуру и ленности не в последнюю очередь подстегивался картинками из номеров гомо-эротического журнала «Физик пикториал», издаваемого в Лос-Анджелесе, - у Хокни была их целая коллекция.
Несколько страниц из журнала «Физик пикториал»
В 27 лет Хокни, заработав на продаже своих работ достаточно денег, надолго оставляет родную Британию, он отправляется в Калифорнию. Друзья очень советовали ему перебраться в Сан-Франциско в силу известных сексуальных пристрастий. Но город Лос-Анджелес был мечтой художника. Он магнитом притягивал его: идеальные залитые солнцем пейзажи.
«Калифорния по-настоящему потрясла меня... Где-то в глубине себя я уже знал, что полюблю ее. Когда мой самолет пролетал над Сан-Бернардино, и я увидел бассейны и дома, и все, и солнце - это взволновало меня больше, чем какой-либо другой город».
Спустя пару месяцев, Хокни был «презентован» калифорнийским ценителям искусства.
«Я никогда не видел таких домов. А как коллекционеры хотели их мне показать! В основном, это были женщины; их мужья отсутствовали, они зарабатывали деньги. Они мне показывали фотографии, свои лужайки, дом, - говорит Хокни. - И тогда я написал картину „Калифорнийский арт-коллекционер“, в феврале 1964 года: она изображает сидящую леди, в интерьере с несколькими произведениями искусства. Плавательный бассейн на заднем плане был скопирован мной с рекламной картинки из воскресного выпуска „Лос-Анджелес Таймс“».
«В тех домах, где я был, - продолжает Дэвид, - имелись большие удобные стулья, пушистые ковры, примитивные или доколумбовой эпохи скульптуры. Поскольку климат и открытость зданий (большие стеклянные окна, внутренние дворики, и т. д.) напомнили мне об Италии, то я позаимствовал немного у Фра Анджелико (1400-1455) и Пьеро делла Франческо (ок. 1420-1492)»
Пьеро делла Франческа. «Портрет Баттисты Сфорца, герцогини Урбинской», 1465-72
Но главным остается все же бассейн - символ роскоши. Экзотический и недоступный объект для молодого человека из Лондона. Он будет играть центральную роль в творчестве Хокни, эволюционируя от знака комфорта и богатства - к формальному приему для изображения света и отражающей поверхности.
Дэвид Хокни. «Питер выбирается из бассейна Ника», 1966
Немного о «Питер выбирается...». Это дом его друга - арт-дилера и галериста Ника Вайлдера. Хокни жил у него в 1966-7 гг., в то же время арендовал ветхую студию в центральном Лос-Анджелесе. На холсте изображен любовник художника - 19-летний Питер, выбирающийся из бассейна. Картина написана с поляроидного снимка: нетронутые края холста придают изображению еще большую живописность, считал Дэвид.
И - конечно, если речь идет про бассейн, то это - знаменитый «Всплеск», ушедший с молотка в 2006 году за 5 389 152 долларов США.
Дэвид Хокни. «Всплеск», 1966
«Всплеск» - без сомнения, одна из самых значимых работ живописи 1960-х. Когда абстрактный экспрессионизм уже задыхался от собственных художественных методов и «серьезной искренности», Хокни с беспрецедентными жизненной силой и новаторством передал на холсте иллюзию света, пространства и объема.
Дэвид Хокни. «Большой всплеск», 1967
«Я писал „Всплеск“ около двух недель. Прежде всего, мне нравится идея, как Леонардо изучал воду, эти спирали...»
Леонардо да Винчи. Эскиз льющейся воды, 1508-09
«А во-вторых, я хотел изобразить что-то, что длится всего две секунды. Мне потребовалось две недели, чтобы написать двухсекундный всплеск воды. Все знают, что всплеск не может застыть - вот почему картина поражает больше фотографии».
Всплеск взрывает чрезмерную геометричность, тщательнейшую скомпанованность фона. Буквально прорывает холст.
Другие работы художника
Дэвид Хокни. «Домохозяйка из Беверли Хиллз», 1966-67
7 922 500 долларов США - Аукцион «Кристи'с», май 2009 года
Дэвид Хокни. «Белое здание и облака», 1965
662 500 долларов США - Аукцион «Кристи'с», май 2009 года
Дэвид Хокни. «Портрет отца», 1955
Дэвид Хокни. «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)», 1971
Дэвид Хокни. «Картина нас самих», 1976-7
Дэвид Хокни. «Мужчина принимает душ в Беверли Хиллз», 1964
Дэвид Хокни. «Шоссе Пирблоссом», 1986
Фотоколлаж
О картине: «Я ехал три дня: был и водителем и пассажиром. Водитель и пассажир видят дорогу по-разному. Когда ты водитель - ты считываешь дорожные знаки; когда ты пассажир - смотришь, куда вздумается. Картина именно об этом: справа - вы водитель, читаете дорожные знаки, которые говорят вам, что делать дальше, а слева - вы осматривающийся вокруг пассажир. Это картина о водителе, который находится вне машины».
Дэвид Хокни. «Портрет Энди Уорхола», 1974
Дэвид Хокни. «Эклсхилл, рядом с Брэдфордом», 1957
Дэвид Хокни. «Нагота», 1957
Дэвид Хокни. «Фурстенберг, Париж», 1985
Дэвид Хокни. «Каньон Николс», 1980
Дэвид Хокни. «Автопортрет», 1954
Но - вообще, в жизни - Хокни выглядел так 44 года назад:
© Джейн Боун, 1966
А сейчас - примерное так:
© Журнал «Лайф», 1996
А это полотно (4,6 на 12 метров) он не так давно подарил британской галерее «Тейт»
Дэвид Хокни. «Высокие деревья близ Уортера», 2007
«Я думаю, что художники обязаны дарить свои картины после того, как они достигли успеха», - говорит Хокни.