Любителям смоковниц посвящается
Если Вы со мною одно, И на груди Моей возляжете, Но слов Моих не исполните, Я отвергну вас.
Иисус сказал им: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал
Евхаристия без плодов - тот самый суд и есть. Сакраментальность веществ, тонкости служения, подготовки клириков и мирян - вся эта серьезная возня - ничто, когда среди результатов - ни приобщения к вере новичков и детей, ни восполнения веры у каждого из своих, ни достаточности веры, чтобы жить и действовать ей. Вот это ничто и есть суд. Куда уж больше? Чего еще?
Меню евхаристии - приобщение к вере, восстановление её, и действие ею. Благодарение без того - вымученное благодарение. Трактовки вещества - набор неработающих идей. Смысл евхаристии - обретение Его веры. Церковь, живущая не Им - та самая смоковница и есть. Как бы она себя не звала: вера может быть чужой, подсунутой. Вера-шлюха может быть еще как хороша! Когда «воз и ныне там», это приговор евхаристии. Приговор тому, что за нее выдают. Приобщение к вере - критерий была евхаристия или не была.
Раздача 5000-м собравшихся хлеба - очень евхаристичное место в Евангелии. Его обычно обходят, хотя и служат на литии. Его обходят, хотя и любят перечитывать и повторять. Да, оно не связанное с убийством. Да, чревато любовью к чуду. Да не делает «окружение» элитой. Даже напротив чуть третирует - вы, мол, дайте им есть. И нет нужды отождествлять его с классической Вечерей. Оно само довольно хорошо. Тут и определение апостольства - делать Его работу, открывать другим Его веру. Тут и прекрасный образ Церкви (5000 у горы). Тут и механизм передачи веры - слово (его нужно слушать). Тут и указание на то, сколько дать - так чтоб еще осталось. Христос не знал, сколько положить? Наконец, как ни плакало «окружение», что нечем, оказалось, что не нужно много знаний или слов. Иисус диагноз ставит жестко - маловеры. А маловеры не накормят, сколько бы не тужились писать и говорить. Нет приобщения к вере, так хоть трижды скажи «евхаристия» - нет Его веры, не о чем и говорить.
Слово о вере - обязательная часть евхаристии. Что пользы трижды слышать, что свято вещество, когда завещанная Им вера не прилагается? Слово о вере должно непосредственно приобщать самой Его вере, а не рассказывать о ней. Должно открывать её, какова она есть, давать напрямую потрогать и ощутить. Слово о вере должно не убеждать, а давать основания чувству, и смыслы для ума. Оно должно показывать, что с этой верой жизнь - уже жизнь в царствии. А царствие дадено даром и самодостаточно, а не бонус за оставление греха. Когда детей или новеньких взрослых начинают водить к Литургии, то главной целью евхаристии должно быть их приобщение к вере. К вере, а не к чину, красоте, аскетизму, или еще чему. Без веры пустым развлекаловом будут и та красота, и то покаяние, и тот чин. Литургию надо «служить» так, чтобы у собравшихся прибывало веры. И литургию нужно «стоять» так, чтобы к вере себя приобщить.
Человек теряет веру. И веру нужно восполнять - значение евхаристии уже не для новеньких, а для каждого, для всех. Вера, как вода разливается и утекает в щели обыденности. Бывает, человек действует верой. Бывает, вера расходуется на поддержание человека, на движение по пути. Или там перелезть через забор. Бывает, веру выедает быт. Это нормально, люди не боги. Запасы веры нужно пополнять. И байкеру, и монаху, и бомжу и патриарху, - всем надо веру восполнять.
«Пир веры» - не метафора, но задача каждой и службы. И не только службы. Литургию надо служить так и жить церковью так, чтобы люди могли напитаться верой, напиться ей, зажиреть и утучнеть. Многого веры не бывает. Если только подается не самоделка, если только это вера Его. Нажраться (пардон) веры так, чтобы не мочь уже есть, чтобы осталось лишних сто коробов. Как Он и показал. Когда же голоден и не можешь от пуза сказать «спасибо», то и евхаристии нет. Нет её, когда, выйдя из-за стойки, где разливали веру, верой от тебя (по-тихому) не пахнет. Нету, когда верой, той по евхаристии не хочется жить.
Последняя и окончательная цель евхаристии и признак её нешутейности - действие верой, жизнь ей. Приобщение вере и восполнение её - не самоцель евхаристии. Иисус завещает в Горнице не интеллектуальную конструкцию и не пакет религиозных идей. Иисус завещает в Горнице веру деятельную, веру действующую. Не инструмент по самоудовлетворению или бонусам для друзей, а то, что деятельно меняет жизнь. Он завещает веру, жизнь которой - жизнь в царствии. Он завещает веру, которая есть обещанный дух мирный (мир мой даю вам) и сила забыть и простить. Он завещает веру, которая и есть - та самая новая жизнь собственной персоной. Да не будет никаких орехов, кроме только развития того, что уже давно дано. А с чего им быть и зачем им быть? Приобщение к Его вере есть жизнь с ней, ею и по ней.
Пейте, ешьте - это и о вере. Пейте, ешьте - это предлагаемый Им, в своей крови, её завет. Пейте, ешьте - это живите этой верой. Шаг расслышавшего - решение принять её, пить, есть, и жить.
-------------------------------
PS
А у вас всё волшебная еда, да волшебная еда....
Еще раз на пальцах. Когда будет общение с Ним и Его верой, тогда и волшебная еда будет вам в Бога. А пока нет общения с Его верой, то и волшебная еда будет против Него. И евхаристия как та смоковница - без плодов, мертвая, не живая. На том и аминь