Я вот пишу, что "по вере благодать, по благодати вера", а Сергей
поправляет - "не по вере, а по силе Божией".
Ну давайте разберемся, что по вере, что по силе, да и что есть вообще эти вера, сила, благодать. Для заметки вопрос великоват. Но все же. Вера это и представления о Боге в нашем сознании, и переживания религиозного характера, и обычаи с уставами, и поступки с их оценками, и весь личный, и общецерковный религиозный опыт. Но главное:
Вера - это статика и динамика души.
Иначе зачем ее, душу эту вообще спасать, и какое отношение к ее спасению имеет вера?
Вера - статика души в смысле ее очертаний, или как отцы писали ее красоты. Я б сказал - то, чем пропитана душа, тот елей в котором она плавает. У кого он черный, у кого благоухает, а у кого обычный супчик или компот. :) Важно, что это пропитка не абстракция, а самый состав души. Кто в душу не верит, пусть подставит какие-то другие "основания бытия", которые ему удобны. Суть не поменяется. Так вот их состав, окрас, масть, уже сложившаяся судьба, будущее, сущность. Именно потому, как есть теперь, так будет и дальше. Именно потому, "покояния за гробом нет". А для перемен (метанойи) требуется усилие. Царство нудится (с). Не Бог жесток или странноват, а замес, что в нашем тесте уже теперь есть и действует теперь, и отчего бы ему не действовать дальше? Вот если есть на шелке електростатический заряд, то он определяет, в известном смысле, не только судьбу этого шелка, но и электростатические параметры окружающей среды.
Вера - динамика души, в смысле ее воли, цели, желания, развернутости к одному, закрытости к другому. Вера как динамика - то самое осуществление желаемого, сила деятельная, плохо освоенная, но и вместе работающая даже без ее осознания. Потому что глубже, чем сознание действует и живет вера. Вера двоих или троих, группы, общености, Церкви, когда слита в одно, цельна, не ломана, не выдумана, тогда почти неодолима. Сильнее, чем индивидуальная вера, разве что тот индивидуал имеет какую-то особую харизму, преподобный, священник от Бога, апостол, пророк. Вера слитая вместе, это много больше, чем ектения, хотя и ектения не пуста, когда за диаконом кто-то тоже с верой стоит . Вера слитая вместе буквально действительна. И если хотите, то это так, потому что этого хочет Бог. Когда мы говорим, что от Бога и состав человека, и его природа, и его свобода, то для чего исключать из этого списка силовую особенность индивидуальной веры, и действительность групповых, конфессиональных, церковных вер?
Благодать, как и писано, милость. Милость от Бога. То есть милость, для который мы можем указать только эту общую причину (Бога), и не умеем найти никаких частных и конкретных причин. И когда вера человека желает того же, чего желает вера Бога (сколько мы вообще можем о том судить), то конечно же такое совпадение и буквально и переносно должно быть Его милость. И конечно же тогда такая вера, и действующая, и согласная с Его волей, а значит и сливающаяся с Его волей, и есть благодать. "Да будут они едино!" "Любите друг друга!" - это не об эмоциях только и делах, но все и о вере, все об одном - о слиянии веры в Бога и веры Богу, о слиянии Его воли и индивидуальных вер и воль. Это милость, когда так случается. И милость действенная. И потому благодать.
Да Церковь может "черпать" от Духа, и через то "вязать и решить". Но когда это верующая Церковь, а не просто корпорация (с). Когда ее не выдуманная, не декларированная, но настоящая воля (вера) согласны с Законом, и с волей Бога, которая конечно и есть, пусть особенный, но все ж Закон.
По силе Божией... Наверное означает, что вводя веру, как деятельный принцип, как другой деятельный принцип не должен устраняться Бог. Иначе получим стихийное, человеческое, не неотмирное, не святое. Я согласен. Но оставляя "по силе Божией" и устраняя первый принцип действительности веры, получим не только фатализм и ненужность Церкви как места возрождения и сохранения в людях Духа, но и выкинем образ богоподобия человека. А главное обманем себя и сделаем вид, что нам не знаком старый как мир опыт, что вера, несмотря ни на какие искусственные возражения все же "работает", что по вере, не только "хорошим парням", но и "плохим" тоже дает Бог. Что можно не только "сглазить", или "освятить", но что по вере (буди! буди!), когда захочет, то дает Бог.
Действительность веры, вроде как не отменяет, силы Бога.
А религия, может быть, и есть вечная попытка найти согласие Вечной и человеческой воль.