Про то как святость укатили

Apr 19, 2010 17:42


Человек приходит в Церковь и узнает про "святых". Он и прежде про "святых" что-то слышал, как кудесников или иных людей, но с "силой". Потому уважает. Но слышал не четко. Когда же приходит в Церковь, то уже узнаёт - видит их лики на иконах, читает имена, знакомится с житиями, слышит величания, восхищается, молится, или поет тропари. Некоторые по неразумности начинают даже жизни подражать, но как это исключение, то о них мы не будем. Нам бы общее уловить.

Грамотный, книжный человек, привыкший услышанное ухом проверять буквой тоже, приходя в Церковь узнает про "святых". Но иначе. Он восхищается нравственной силой святых. Его не сильно заботит физика чуда, его поражает этическая высота. Сравнивая с собой он замечает, что тоже мог бы, да не хочет так жить. В общем "святость" укатили из Церкви. Она осталось в мощах, иконах, крестах. Она осталась в "славах" и величаниях молитв. Она осталась в титулах патриархов или в не русском "святой отец". Некоторые говорят, что по земле еще местами обитает святость, но как это исключение, то не станем об этих странных людях и местах. Нам бы общее уловить.

Читая умные церковные книжки и слушая старательных проповедников, наш человек усваивает простую мысль, что святость прежде в Церкви была, и что теперь ее рядышком уже и нет. Прежде святости было вообще изобильно, лилася через край. Апостолы - святые, Христос, Божия Матерь, мученики, исповедники и проч., и проч., и несть им числа. Позже по причине, величия Константина и окончания гонений, святость, мол, перекатилась в преподобных, равноапостольных и святителей. А потом "по охлаждению христианской жизни" (прям ледниковый период духовный!) оны шмыгнула в антиминсы, в вещества Таинств, и прочую неодушевленную субстанцию. Оно конечно и камни, если что заговорят, но наш человек усваивает мысль, что вот была святость, а теперь вроде как нет. Это о людях, да. А вещах ее полно - сотню другую в кассе и "освещается колесница сия, аминь, аминь, аминь". Да я не против квартиры машины святить. Но окоянный католический Франциск хоть птичкам или цветочкам проповедывал, наши подвижники медведЯм. А теперь все что-то вещам. Это как бы развитие и жизнь Церкви и христианства.

Или вот говорят, "святые с Богом говорили" и потому их надо чтить, их слово слушать, и им внимать. Оно конечно чтим. Но и сумасшедшие (не те что Христа ради, а самые обычные) тоже с Богом говорят. А то и не только они. Вот и президент Буш писал, что чуть ли не каждый день с Богом говорит. За Буша не знаю, а за остальных сказал Григорий - кто молится, тот и богослов. Ну ,в смысле говорит с Богом. Только это еще не значит, что сильно дельное или зело великое говорит. В общем укатили "святость" из Церкви. А продвинутые психоаналитики и политики открыли нам, что говорение с Богом (как и языками) вовсе не признак святости, а часто даже наоборот.

Святость укатили из Церкви не тогда, когда "вот святые были, а теперь их уже и нет", ерунда это все, как были, так и есть. Святость укатили из Церкви, когда в умах слово вера заменили на слово чин, слово милость заменили на слово суд, а слово Бог заменили на слово государство или царь. Оно конечно все это надо, и чин, и суд, и порядок в стране. Да только на своем месте, а не на месте святости.

Ах да, есть еще "домашняя работа" - пройти между просторнейшей идеей "Царственного священства", которое никуда не девалось, и узковатой чередой хиротоний, без которых, понятное дело, тоже никак. Это уж как нибудь в другой раз. В двух словах и тут все шаблонно: молитву Церкви о своих предстоятелях заменили на решения чиновников, а святость веры Церкви на пеструю сумму индивидуальных святых и самых кривых вер.

В общем, катили, катили ту святость из Церкви и укатили. Она конечно есть. Но как это исключение, то о том мы не будем.

А может врут, может не исключение, может просто заперли ее в кладовке, и как в той песне Высоцкого - глядь, а штаны твои носит коварная ложь.

image Click to view

история Церкви, святость святое светлое, Церковь, вера

Previous post Next post
Up