Вера личности и вера группы. И вытекающие отсюда связи. Об этом говорят, но все как-то разбросано, не целостно, не собрано. Я попробую только наметить. И буду признателен, когда кто выскажется не по качеству и числу моих кривых слов, но по существу самого предмета, к обсуждению предложенного. Текст скучный, букв много, ругаюсь только в конце и только чуть. Потому, кому лень и недосуг, то лучше и не читать. Итак, конспективно…
1. Индивидуальная вера. Вера личности
Индивидуальная вера - это та ее сторона, о которой чаще всего и говорят. А древние, так и вовсе, говорили все больше исключительно о ней. У индивидуальной веры две особенности, которые будут важны и при обрисовке веры общества. Потому несколько слов, о каждой из них. Хотя сами по себе и не новость. Термин «личностный» здесь, возможно, не очень удачен. Но оставим. Разобраться бы не в словах.
1.1. Индивидуальная вера личностна
Во-первых, индивидуальная вера личностна. Личность осознает свою веру, пробует что-то осмысленно делать ею, через нее. Хоть молить о пощаде, хоть о дожде, хоть о передвижении гор. Нельзя заставить себя верить. Но можно принять тот или иной ход идей за выгодный, адекватный, верный. Можно обдумать свои взаимно несовместимые желания и принять к исполнению более интересное, отложив второе скучное, не очень живое.
1.2. Индивидуальная вера не произвольна
Во-вторых, индивидуальная вера непроизвольна. Иначе сказать растет из «бессознательного», из «подвала» духа, выражаясь как отношение к окружающему, которое обнаруживает человек. Хотя, вообще говоря, может его и не осознавать. Тут можно спорить, что привнесено опытом, что манипуляцией, а что Богом в этот «подвал». Но отрицать его сегодня уже решается мало кто. Нам важно, что вера несводима к ее сознательным и поведенческим проявлениям. А потому, кстати, и отчасти свободной от наших мнений да настроений. Также возникает вопрос - кто кем играет, мы ей, она нами, или вообще тут играет кто-то другой. Да, деление условно и очень психологично. Но достаточно для задуманной цели, потому не станем углублять.
2. Вера общества. Вера группы
Вера общества - это та сторона феномена веры, о которой знают, но говорят реже, чем об индивидуальной. Общество - это и малая группа знакомых, и случайная толпа. И крупный коллектив (служащие корпорации, приход, община, секта, церковь). И любая универсальная величина (империя, нация, конфессия) Вера социума, группы, общества имеет, судя по всему, две черты аналогичные особенностям веры индивидуальной. Первая отражается в общественном сознании или настроении как аналог «личностности» веры. Вторая - в архетипах и других причудах социального «бессознательного», «подвала», о котором теперь только начинают широко говорить.
2.1. Вера общества осознается как его не мнимые идеалы, надежды, всеми разделяемый и всеми ценимый интерес.
Общество осознает свои надежды, пробует отстаивать их, обеспечивать, защищать. Хоть «чаять будущего века», хоть ненавидеть раскольников, хоть единым порывом в бизнесе преследовать корпоративный интерес. Вера группы осознается ею в общении (почему нужна и не немая часть Литургии!), в произведениях фольклора, искусства, слове мыслителей, лозунгах вождей. Последние умеют не ложно объяснить обществу, чего они все хотят, двинуть массы с мечем на защиту идеала, поймать обитающее в воздухе и написать это на щите, озвучить кредо, национальную идею и проч. Отсюда, кстати, и потребность у церкви, время от времени собирать все же собор. Механизмы осознания внеконфессиональны.
2.2. Вера общества не сводима к общественным настроениям и содержит в себе неосознаваемую, но определяющее его внутренние и внешние отношения часть.
Так например неосознанные страхи общества выявляются специалистами через социологические опросы, когда граждане рационализируют их, как заботу о будущем, предпочтение того или иного политика, готовность к массовым акциям, и проч. Вера общества тоже растет из «бессознательного» общества, просвечивая его отношениями и экологичностью его духовной среды. Этот пласт веры тоже используют только уже не для индивидуальных, а для социальных манипуляций, или наоборот оздоровления. И что там внешнее, что «от лукавого», и что «от Бога» можно спорить долго, и не находить никакого конца. Аналогично вере личности важно, что «подвал» веры общества достаточно независим от того, что эта группа или церковь думает о своей вере, о своих ценностях, да и думает о них вообще, или нет. И также «архетипы» и другие «залоги» из «подвала» могут играть с обществом странные шутки, хотя иногда способны и вытащить его из беды.
3. Отношения веры
3.1. Отношения веры между частными лицами
Из изложенного видно, что частные лица не могут не вступать в отношения веры между собой. Более того, именно верой они сцепляются в коллектив. Соприкасаясь верой как осознанно, так и на уровне «подвалов», о чем обычно не задумываются. Кстати, уже тут, легко видно, от чего бывают запреты на «молитву с иноверцами», и другие подобные табу. Диапазон от полного единодушия, до ненависти, или просто обращенности в разные стороны не сводится только к осознаваемой стороне. Учитывая обычное несогласие между осознаваемым и «бессознательным» число вариантов отношения индивидуальных вер растет, и растет во много раз. Динамику этого тут рассматривать неуместно. Ведь задумано, только приближенно наметить возможные отношения, едва-едва описать.
3.2. Отношения веры между частным лицом и обществом
Понятно, что когда носителем веры может быть как общество, так и частное лицо, то они могут вступать между собой в отношения веры. Аналогии и варианты этих отношений каждый может продумать сам, помножая на возможные несогласия «подвалов» и сознания. Через рассмотрение этих отношений становятся понятнее такие социально-индивидуальные акты как инициации и изгнания, «харизматичность» (в духе данного общества), и наделение статусом «исполнителя треб». Или, скажем, «выразителя интересов», когда все общество молится за такого своего лидера, он имеет действительный духовный статус. И прочие занятные, и давно знакомые вещи.
3.3 Отношения веры между различными обществами.
Опять же, не буду прописывать очевидные аналогии. Ясно ведь, что, будучи субъектом духа, каждое общество вступает в отношения веры с другим обществом. Большим или меньшим, таким же или составным. На этом уровне интересно можно отслеживать иерархию (веры) обществ. Взаимное действие и влияние. И одно бывает в отношениях обществ однородных (равны друг другу), другое - «вложенных», или «противоположных». И т.д. Все формально-логические отношения множеств тут в помощь. Отношения веры в иерархии дают уже систему отношений. Но именно она помогает понять рождение, жизнь и смерть (о вере) таких крупных групп, как нации и государства, конфессии и церкви.
3.4. Целостность веры
Все эти деления условны. По факту одновременно есть и отношения вер отдельных личностей, и больших да малых обществ между собой, и обществ с этими личностями, и с верой универсального общества, в которое они все различным образом заключены. Осознание веры выражается в личных и групповых кредо, в попытках регулировать социальное и индивидуальное поведение канонами и законами «снаружи», а также демонстрацией идеалов и апологетики догматов «изнутри».
4. Целостность веры
4.1. Целостность индивидуальной веры
К счастью можно во всем этом и не копаться. Но право безвредно «игнорировать» всю эту сложнейшую и текучую систему духовных взаимосвязей получает только духовная скромность, которую в «подвале» зовут смирением, на уровне интеллекта «знаю, что ничего не знаю», а в целом - простотой и мудростью. Или «целомудрием». Что всем и рекомендуют, познавшие опытно или от других отцы. Но когда на лицо одни лишь декларации, то глупость духовных наставлений ломает массу полезных отношений веры, о которых, ни святоши, ни «чадца» даже не догадываются. И тут же устанавливают много новых опасных некомпенсированных отношений, которые будут вязать, деформировать и ломать. Одни насилуют веру, духовность и нетронутость. Другие отдаются, кому попало. Что буквально и есть духовные любодейство и блуд. Если уж кто любит в этих терминах выражать. Какое там спасение души!
4.2. Целостность веры общества
Также и на уровне общества, церкви. Непродуманная борьба с ересями, к примеру, через насилие или глупую апологетику, или продвижение не этичных (духовно не экологичных) идей оказывается полезной лишь иногда. В экстренных случаях, как первая мера. Чаще же духовная неосторожность просто вгоняет, то содержание веры, что только-только начало осознаваться в «подвал». А заодно и часть здоровую. Кусками, да. Вгоняет и не ведает, что выстраивает потомкам ямы с кольями на века, или минимум - на много лет. Когда же церковь (или другое общество) нецеломудренно акцептирует все эти движения горе-умников, да
начинает их культивировать и заострять, то получает она трещины, хронические болезни, разломы, расколы. А то и долголетнее несварение. Да заботу сочинить оправдание глупостям, да выдумать способ, как жить, с их последствиями у себя в крови. И дикий страх, покаяться - додумать, понять, осознать. Что однажды все равно происходит, но с ломкой. Ага, ломкой веры. Что для всякого общества больно, но для религиозного, когда вера - ядро, то не просто больно - а шок и реанимация. И не надо списывать на промысел Реаниматора. Не надо…
Ну, пока вроде всё. Также
здесь