Мистика в церкви. Свеча

Dec 29, 2009 02:20

Избранное из старых записей...


Read more... )

2009-02, *из старого (все), *От записей 2009-го

Leave a comment

aleksy_lj December 29 2009, 10:58:30 UTC
Да, мистика от "тайны", от "мистерий".
Мистика, исходно, это всякое прикрытое, то-что-за-шторками. За занавесочкой, или за завесой. Когда за занавесочкой - это мистика закавыченная, за завесой уже нет. Т.е. формально с помощью каких-то вешек легко разграничить. Или шторками, или "под видимым невидимое", или как это написали Вы. Но разграничить содержательно уже труднее, потому что проваливаясь в глубину, или там возносясь в высь, можно утратить простоту, или как то еще нецеломудренно, неэкологично обойтись с мистикой, и тогда вместо тайны Лица, может открыться секрет морды. И хорошо, когда разглядев морду путешественник поймет, что это просто своё. И тем самым скажет себе, что то НЕ мистика. Но ведь не каждый так. Некоторые определят морду как иное ("чужой"), и через то поведутся, что ага, вот она мистика! Понятно, что "морда" не обязательно с рылом, но может быть и женщиной неземной красоты, и усталыми глазами мефистофиля, и даже целым миром всяких вещей и тварей, совсем даже не шизофреничным.Т.е. хорошо, когда еще так.

Но мистика, та, что без кавычек, обязательно имеет этическое измерение. Это конечно уже не уровень интеллекта или образа, но духовности. Но начинается все с образов, вроде как. И в закавыченной, и в "дозволенной" (одна иконка, одна лампадка в келии у какого-то преподобного на горе), и у особо одаренных мистически людей.

Но христианское, наверное получится различать только по духовному слою, где есть та самая этика. А на уровне образа. Конфессиональности еще нет. Ну разве только как стиль.

-----------------
А что свечка не только символ но и интуитивно удержанная помощь при молитве, почему то теперь редко говорят. Хотя и символика у нее очень большая. Не только книжкая рациональная символика. Но и "в духе" :))
Хотя об этом трудно писать.

Reply

o_k_kravtsov December 30 2009, 03:47:19 UTC
что-то не совсем понял, о чем тут речь. я вообще словом "мистика" не пользуюсь из-за его двусмысленности. есть всякого рода "обольщения", о которых Вы пишите, но мистика ли это? скорей, морок. мистика, мистическая одаренность - это ап. Иоанн, да и все, кому усвоены титулы богословов: Григорий, Семеон... мистика без кавычек - это знание Бога. оно редко выразимо, но вообще это всегда очень ясный ум, просвещенный свыше. при чем тут этика вообще не понял. этика - это арифметика, без которой невозможна высшая математика. воспитание чувств и соответственно - ума. этика - это закон, но еще не благодать. разумеется, благодать этики не отменяет, ее отменяет "прелесть" (мнимая благодать). ну а мистика - то, что аскетика называет теорией (или феорией), т.е. - созерцание, приходящее после праксиса, но не до. сначала победи страсти, а потом уже созерцай. хотя в какой-то степени созерцание (медитация) присутствует на каждом этапе и без него просто невозможно подниматься по этой лестнице

Reply

aleksy_lj December 30 2009, 11:39:15 UTC
Я понимаю... Но я решился затронуть с низов.
Да, никакому Григорию, или Симеону может и не пришло бы на ум то, что выдает Гугл сегодня по слову мистика и мистика картинки.
Подсаживают на "мистику" через образ.
И садятся на нее через образ. Медитация на Западе и Востоке тоже использует образ. О самом же образе, и о том, как человек начинает его продумывать у нас мало принято говорить. А отсюда и "обольщения", которые Вы упомянули.

Конечно Григорий НЕ О ТОМ.
И не о том крупно. Но это все для большинства читателей закрыто, потому что они опираются опять же на образ и не могут от этого отойти. Да и трудно отойти. Многие даже в сане порой говорят, что молитва "в православии образа бегает", но объяснить от чего бегает, да и бегает ли, кроме как доводом к авторитету (отцы) не могут.

Я конечно не собираюсь сказать в этой области что-то особое, а только обобщить известное большинству. Расставив немного акценты так, чтобы встроенный Гугл у всякого желающего начал по запросу на мистику выдавать другое. Или хотя бы включать не только приведенные результаты.

А за Ваши замечания я очень благодарен.
Я думаю, после образа упомянуть "душевное", а потом и "духовное". Они как раз больше к третьей части. Но хорошо что Вы написали сразу и теперь.

Этика... Я имел в виду не этические нормы, а то что их оживляет - нравственную составляющую, ценностную. Теперь ведь есть тенденция игр в мистику без различения цены. Что с этим делать? Обычно это игнорируют. Но круг играющих только растет.

Reply

o_k_kravtsov December 30 2009, 13:06:30 UTC
вот, пожалуй, что нужно сказать о мистике прежде всего, чтобы не путаться. все мистические практики локализованы. скажем, существует западно- и восточнохристианская мистика (о последней пишет Мейендорф, в частности), есть эллинистическая, есть восточная и т.д. и есть оккультные практики, которые в разбавленном виде и пользуются спросом "широких масс" - ширпотреб то есть, коммерчески выгодный - привороты-отвороты, гороскопы и прочая хрень. ну и есть всякого рода "прелесть", ложная мистика неофитов (и не только неофитов), или, говоря иначе, магизм. свеча, например, общерелигиозный символ, он мистичен как все они - не мистика и не магизм. в общем, чтобы не запутаться важно различать все эти нюансы.

образ - отдельная тема. каждый мыслит образами и понятиями. и Христос мыслил образами, да и был образом - Отца. что там несут все эти полудурки, начитавшиеся отцов и думающие, что что-то поняли, они сами не знают. образы - это то, что питает ум и сердце. здесь тоже необходим своего рода пост и умение отличать здоровую пищу от отравы. но без пищи - загнешься (что собственно и требуется в платонизме, который у нас принимают за христианство).

Reply

различать все эти нюансы aleksy_lj January 25 2010, 18:11:23 UTC
*различать все эти нюансы*
Согласен. Наметить лучше сразу.
Спасибо.

Reply

aleksy_lj December 30 2009, 11:41:36 UTC
А пингвины эти... И там церковь... Это же не монтаж? Антарктида?

Reply

o_k_kravtsov December 30 2009, 13:10:08 UTC
да, она. но не материк - это о.Кинг-Джордж (Ватерлоо) в северной Антарктике. храм в честь Св.Троицы, в закладке которого я когда-то участвовал

Reply

aleksy_lj January 25 2010, 18:12:25 UTC
Здорово!

Reply


Leave a comment

Up