Избранное из старых записей...
"Дело было в январе", - поется в одной известной песенке. После отбора записей (
1,
2) общего характера из января уходящего года, хочется вспомнить, о чем писалось по событиям того месяца. Теперь одни из них уже развернулись, другие так и не проросли, третьи просто стали историей. Но интернеты нам помогут, и покряхтев немного жесткий диск выдаст всё.
В середине января кончили читать сорокоуст по ушедшему Патриарху Алексию (
см.), и еле выучили с бумажек, как правильно нового предстоятеля величать. Там был сначала какой-то очень неудобный титул, у тогда еще митрополита Кирилла. Сам же местоблюститель собирал тогда в спешном порядке Архиерейский и Поместный Собор. Все обсуждали выборы, возможные исходы, и что они принесут. Новая власть была утверждена. Митрополит Кирилл был избран Патриархом. Да и скоро уж год, как избран. Но итоги не теперь.
Тогда же в запросы к церковным сайтам подскочили вразы и их стало читать все общество уже не только в связи со сменой патриарха, но и потому, что обществу теперь открылась церковная жизнь совершенно новой, для многих неожиданной стороной. Барьеры, что прежде заметно ограничивали церковную полемику были сломаны, и открылось, что внутри церкви к удивлению есть жизнь. Но эта жизнь, для многих, оказалась совсем не тем, что они обычно себе рисуют.
Один резче другого звучали голоса церковных чиновников и писателей. Прежде они или совсем были не известны широкой публике, или известны только "гламурно". Как уважаемые миссионеры, как "батюшки", как журналисты, или какие-то еще замечательные, но обязательно уважаемые лица, чаще в черном. Хотя и не всегда. Они прежде что-то рассказывали про РПЦ, и про какие-то большие дела, каких-то важных отцов, и патриарха. Патриарха все узнавали. Этого было достаточно. Борода и благочестивое лицо прочих с игрой мысли или молитвы в движении глаз - исчерпывали и дополняли собой все остальное. Другой информации с церковного эфира зритель не считывал. Внятной "полемики", и тем более предвыборных дебатов "в массы" не пропускалось. Не последней из причин случившейся метаморфозы была та, что Алексия больше нет, но зато у всех есть Интернет. И началось...
С одной стороны скандал за скандалом обрушивался на одуревших пользователей. Андрей Кураев вываливал
тонны эксклюзивной для обычной публики информации, открывая действительное... нет не лицо, а скорее туловище РПЦ. Оное было не столь упитано, не отличалось чистым бельем, и переминалось с ноги на ногу не очень понимая, куда дальше позовут и как ему туда идти.
В январе были "легализованы" и задали тон всем последующим событиям года - критика МОНАШЕСТВА, ЕПИСКОПАТА, УЧЕБНОЙ СИСТЕМЫ, - почти ВСЕГО известного обывателю УСТРОЕНИЯ РПЦ. Начиная с откровений об
издевательствах в семинариях и до
скандалов в МДА,
монастырях. Эти киты на которых удерживался голографический образ благочестивой РПЦ, как улыбка Чеширского кота получали пинки один за другим, и с аскетичным "мяу" растворялись в воздухе.
И если сначала, кто-то думал, что сдурел, извиняюсь, известный диакон. Или что это лишь предвыборная война, которая, увы, и тут должна быть. То события года разочаровали. О нет, это все оказалось правдой. Церковная жизнь и в правду такова. Не чесана, лохмата, не мыта. От рассказчика зависело только число матов или благословений. А факты они излагали примерно одни и те же. Потому что факты не столько проблем, сколько запущенности всех этих безобразий имели и имеют место быть.
Игумен Петр Мещеринов многим нравится больше, чем резкий придворный публицист. Публикации игумена Петра (
читать) вызывают сочувствие как у поклонников протодиакона, так и у тех, кто его терпеть не может. Хотя и не содержат хрустящего эксклюзива. Но Кураев не так опасен. Страстная и богомольная публика не так любит его. Мещеринов же от двора дальше, собрать может больше. А если не так, то как символ благочестивого и думающего духовенства исключительно опасен уже всерьез. Даже Церковные СМИ сначала подхватили Мещеренов. Но потом все реже, все тише. И даже блог игумну - без всяких объяснений - от чего-то пришлось закрыть. Были и другие имена. Но январь запомнился именно этими.
А что же вокруг? А вокруг
стрельба в Газе и блестящая посадка Чесли Селинбергера на воды Гудзона. Летчик посадил аэробус на воду и спас 150 человек, не погубив ни одного. (
Видео)
Год начался сменой власти, сменой стиля и имиджа РПЦ. Начался надеждой и грязью, подвигом и войной...
-----------------------------
О феврале 2009 можно почитать здесь.
А о январе наступающем - только у прозорливцев, или когда доживем.