ИСТОРИЯ КЛАССИФИКАЦИИ ГРЕХА
статья на сайте Я.Кротова
http://www.krotov.info/yakov/5_hist/00/greh_klass_1237.htm Вот несколько цитат:
Христос пришел в мир, где каждый человек знал, что такое грех...
Апостол Павел, проповедуя Христа грекам, пользовался представлениями греков ...
Почти исчезла возможность согрешить отречением от веры, потому что от этого греха удерживал страх - за отказ от христианства, как и за хулу на Христа государственный закон предписывал смертную казнь.
Из многочисленных учеников Антония Великого, основателя монашества (который сам грехов не классифицировал) двое занялись классификацией грехов. Авва Аммон выделил четыре главных греха, авва Макарий - одиннадцать.
Григорий Нисский, младший современник Аммона и Макария, предпочел одиннадцать грехов разделить на явные, "совершаемые в деяниях", и "тайно пожирающие челоевка и незаметно направляющие его на мучительный путь порока".
Только ученик Григория Нисского Евагрий нашел золотую середину: восемь пороков, из которых каждый был связан с предыдущим. "Есть восемь основных помыслов, которыми объемлются все другие помыслы": чревоугодие, блуд, сребролюбие, печаль, гнев, уныние, тщеславие, гордыня.
Схема Евагрия чрезвычайно понравилась Иоанну Кассиану Римлянину... Он только поставил печаль между гневом и унынием, а не между сребролюбием и гневом. В таком виде восемь пороков и вошли в аскетическую литературу Запада и Востока от Нила Синайского до Иоанна Лествичника ...
Схема Иоанна Кассиана на Востоке оставалась достоянием монахов. А вот на Западе папа Григорий Великий сделал ее частью катехизиса, только внес еще четыре поправки...
... на протяжении нескольких веков христианские мыслители спорили друг с другом, какой из пороков является ключевым - или, что то же, в чем заключался первородный грех, первый грех. Один из первых христианских писателей, Татиан, считал, что диавол согрешил ложью и клеветой на Бога, изобразив Творца лживым и жестоким созданием. Иустин, Афинагор, Тертуллиан, Климент Александрийский и Амвросий Медиоланский считали, что первородный грех - это похоть и последующий половой акт. Киприан Карфагенский, Епифаний Кипрский, Григорий Нисский считали грехом диавола зависть к человеку. Возобладало, однако, мнение Оригена: диавол был высшим из ангелов, завидовать человеку повода не имел, а вот возгордиться собственными совершенствами мог вполне. Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Августин развили мысль Оригена, она стала общим местом. А сам Ориген спустя несколько веков после своей кончины был объявлен еретиком - кстати, как и Евагрий...