В этом месяце исполняется 110 лет со дня рождения Григория Израилевича Прейгерзона - человека удивительной, уникальной и в то же время символической в своей типичности судьбы.
>… Первоочередной задачей этих органов (и их представителей на местах) стало уничтожение иврита. …
Я бы сказал, что главной целью евсекции была борьба против иудаизма, как корня подпитывающего еврейское самосознание и не дающего ему засохнуть. иврит пострадал "по совместительству"
Не думаю. В начале 20-х годов местечковую молодежь куда сильнее притягивали сионистские кружки, чем синагоги. Соответственно и главной (во всяком случае тактической) целью евсекций был все-таки разгром сионистов (всяких - и религиозных в том числе). Иудаизм как таковой волновал их тоже, но меньше: синагогам, в отличие от сионистских кружков, не пришлось уходить в подполье. Уничтожали хедер (не синагогу), преследовали меламедов (не раввинов). Хотя, с другой стороны, ликвидацию народной системы религиозного образования вполне можно расценить и как борьбу с иудаизмом. То есть мишенями были и сионизм, и иудаизм. Поэтому, с точки зрения евсеков, все сводилось к задаче уничтожения иврита (как нового, так и танахического), который, как ни крути, представлял собой кровеносную систему обоих явлений.
В общем, утверждать, что иврит пострадал "по совместительству" - это примерно так же, как сказать, что при убийстве человека "по совместительству" пострадало и его сердце.
Евсекция конечно же била по корням - в первую очередь действительно уничтожались не синагоги, а йешивы (и хейдеры, в которых хоть и изучался иврит, но скорее не в контексте его культурной составляющей, а как ключ к изучению Торы). С синагогами уже боролись в контексте борьбы мракобесием (опиум для народа). что же касается сионистских кружков, то насколько я могу судить, хронологически за них взялись попозже (и этим занимался ЧК), скорее всего видя в них оплот еврейского национализма я могу предположить, что еврейские интернационалисты стремились ассимилировать евреев, чтобы оторвать их от "истоков", и иврит пострадал как раз как одна из артерий подпитывающих иудаизм.
...что же касается сионистских кружков, то хронологически за них взялись попозже (и этим занимался ЧК)...
Не уверен. Тот же Прейгерзон рисует иную картину: наступление евсекций шло одновременно по обеим фронтам (разгон сионистских школ/кружков и показательные суды над хедером), а ЧК был подспорьем, к которому обращались, когда не помогали обычные запугивания и чисто административные меры. Уже в начале 20-х сионистская молодежь вынуждена была собираться подпольно. Знаменитый пароход "Руслан", отпущенный в Эрец Исраэль из большевистской Одессы в 19-ом году, стал первой и последней легальной возможностью уехать/вернуться (многие жители ЭИ просто застряли в России с начала Первой мировой войны - как та же Рахель). После этого приходилось нелегально пересекать границу, но потом закрылись и эти лазейки.
Comments 8
И о роли бундовцев - подмечено абсолютно точно.
Reply
Reply
Reply
Reply
Я бы сказал, что главной целью евсекции была борьба против иудаизма, как корня подпитывающего еврейское самосознание и не дающего ему засохнуть.
иврит пострадал "по совместительству"
Reply
В общем, утверждать, что иврит пострадал "по совместительству" - это примерно так же, как сказать, что при убийстве человека "по совместительству" пострадало и его сердце.
Reply
что же касается сионистских кружков, то насколько я могу судить, хронологически за них взялись попозже (и этим занимался ЧК), скорее всего видя в них оплот еврейского национализма
я могу предположить, что еврейские интернационалисты стремились ассимилировать евреев, чтобы оторвать их от "истоков", и иврит пострадал как раз как одна из артерий подпитывающих иудаизм.
Reply
Не уверен. Тот же Прейгерзон рисует иную картину: наступление евсекций шло одновременно по обеим фронтам (разгон сионистских школ/кружков и показательные суды над хедером), а ЧК был подспорьем, к которому обращались, когда не помогали обычные запугивания и чисто административные меры. Уже в начале 20-х сионистская молодежь вынуждена была собираться подпольно. Знаменитый пароход "Руслан", отпущенный в Эрец Исраэль из большевистской Одессы в 19-ом году, стал первой и последней легальной возможностью уехать/вернуться (многие жители ЭИ просто застряли в России с начала Первой мировой войны - как та же Рахель). После этого приходилось нелегально пересекать границу, но потом закрылись и эти лазейки.
Reply
Leave a comment