Сейчас уже и не упомню, кто именно из старой мапайной элиты делился воспоминаниями о своих чувствах после победы Бегина на выборах 1977 года. Наверно, потому и не помню, что слышал то же самое неоднократно и из многих источников. Политическая и чиновная каста, прочно подмявшая Израиль в его первые десятилетия, была перепугана до рези в животе.
(
Read more... )
P.S. Спор не о том, хорошо ли в целом правительство Бегина, или плохо. Спор только о том, каким в нормальном демократическом государстве должен быть баланс между выборным и невыборным. Например, может ли премьер под народное улюлюканье диктовать (как в Турции) начальнику центробанка, какой процент держать сегодня, а какой завтра?
P.P.S. Из вики, просто, чтобы сэкономить читателю два клика.
В 1979 году инфляция впервые стала выражаться трёхзначной цифрой, достигнув 111 %, министр финансов Симха Эрлих был вынужден подать в отставку и на его место был назначен Игаль Горовиц, пытавшийся проводить политику жёсткой бюджетной экономии с целью обуздать инфляцию. Его действия не нашли поддержки правительства, и он покинул пост министра в 1981 году. 22 февраля 1980 года был осуществлён переход к шекелю от фунта. На смену Горовицу пришёл Йорам Эридор, политика которого была противоположна курсу предшественника - были снижены налоги на импортные товары, увеличены расходы на социальные нужды. Результаты оказались катастрофическими - обесценивание денег перешло в стадию гиперинфляции, достигнув 450 % в 1984 и 500 % за первую половину 1985 года.
Reply
Министр финансов в Израиле всегда опирался, опирается и будет опираться на команду профессионалов в министерстве. Наивно полагать, что к гиперинфляции привели решения министра, а не рекомендации профессионалов.
А упомянутый Вами баланс достигается просто: министр ставит задачи, заслушивает доклад, каким образом они будут решаться и могут ли быть решены вообще, после чего оставляет поле профессионалам для исполнения. Если его не устраивает доклад или результат, меняет профессионалов.
Это естественная картина управления. Проблема Израиля в том, что смена профессионалов близка к невозможной.
Reply
Кроме того мы знаем, что профессионалы в минфине давно берут в расчет политический цикл - сокращения поначалу, выборная экономика под конец каденции. Я не знаю, ставят ли им министры такие задачи, или это и так уже им ясно, но они серьезно корректируют свои профессиональные хотелки под реальность политическую конъюнктуру.
Насчет баланса я согласен с одним уточнением - министр не может разом всех уволить, переназначить с улицы и т.д. Он вполне себе влияет на новые продвижения/назначения (и может их зарубить, что с точки зрения назначаемых более чем существенно), но должна быть и какая-то преемственность институтов. Хотя бы как защита от дурака. Вот если министра/партию выбирают несколько каденций, то при нем уже ротируется все что в министерстве было, и его кадры будут сверху донизу. Как, кстати, случилось с мвд и шасом в свое время.
И именно поэтом картина, которую вы нарисовали в посте, мне кажется слишком однобокой, если не конспиративной ( а ля дипстейт). Тот же мвд показывает, что каденции за три шас встроился в мвд снизу доверху. А вот Щаранский (и потом Пораз) за одну каденцию немного смогли поменять... Я не в восторге, но так оно должно работать.
Скорее, ликуд просто плохо управлял, и (якобы) не смог заставить госмашину работать на себя (в отличие от шаса). Это не повод ее ломать, может, лучше поучиться водить. Кстати и профессионалов они недавно назначали совсем не из двух-трех кандидатов, а черт-те откуда - мафкаль из магава, госконтролер из бухгалтеров... мягко говоря нестандартные маршруты, и ничего, прокатило, никто не помешал.
Reply
Reply
Leave a comment