Вчера незарегистрированный бренд Навального «Народный Альянс» снова подал документы в Минюст, чтобы оформиться в официальную политическую партию. Успех команды Навального в этом предприятии весьма сомнителен. Во-первых, стоит отметить неучастие «первого лица», - самого Алексея Навального. По вопросу регистрации своей политической партии он хранит довольно длительное молчание. Эксперты уже замечали за Алексеем патологическую боязнь ассоциироваться в медиа с проигрышными / чреватыми проигрышем инициативами. Тот факт, что он последовательно не «засвечивается» по теме эпопеи с Минюстом, означает, что он оценивает шансы на победу как весьма низкие. Во-вторых, совершенно очевидным препятствием на пути Навального стало переименование уже зарегистрированной партии Андрея Богданова «Родная страна» в искомый «Народный Альянс». Сейчас в списке зарегистрированных Минюстом партий уже присутствует один «Народный Альянс» и смысл подачи документов в министерство на регистрацию партии с таким же названием автоматически теряется.
[Spoiler (click to open)]А перед реальным судебным заседанием по этой проблеме (сторонники Навального будут оспаривать решение Минюста о переименовании в суде) повторная подача документов и вовсе выглядит неуклюжим PR-ходом неясного назначения: когда это ответчик удовлетворял в преддверии суда капризы истца? Для Навального я вижу только один трудноизвлекаемый политический профит из грядущего отказа Минюста: проинтерпретировать его, как «душение свобод» и «происки режима». Но стоит ли игра свеч? Сколько критики прозвучало от имени Навального в адрес действующей власти, а его политический капитал все никак не хочет расти… В этой ситуации интересен другой аспект. Если Навальный реально желает сохранить за собой бренд, то ему придется идти на поклон к Андрею Богданову и через его партию предлагать списки на выборы этого года в Мосгордуму, предварительно становясь ее (партии) медийным лицом. По сути, Алексею пришлось столкнуться с типичной… прокладкой между ним и Минюстом / выборами / Мосгордумой /избирателями. До этого Алексей любил сам организовывать прокладки и становиться бенефициаром чужой прибыли (как это было с СПС, «Кировлесом», «Ив Роше» и даже деньгами сторонников «Роспила»), теперь ему придется побывать в шкуре обманутых им людей и предприятий.
А бенефициаром ситуации будет коммерческо-политический делец Богданов, у которого предельно простая и циничная позиция по этому вопросу:
«Наша основная цель - заработать. Я не скрываю, что создание партий и консультирование по политическим вопросам - мой бизнес. Переименование партии «Родная страна» в «Народный альянс» - полностью моя инициатива. С Алексеем Навальным мы еще никакие переговоры не вели. Если он захочет вступить в новый «Народный альянс» - пожалуйста, мы будем с ним сотрудничать. Им два года отказывали в регистрации партии, а мы показали, что это просто бред. Мы сделали это в рекламных целях. «Народный альянс» - узнаваемый бренд. Думаю, многие люди после этого будут заинтересованы в сотрудничестве с нами».
Таким образом, ни дальнейшие попытки «Народного альянса» Навального штурмовать с документами Минюст, ни пакт с прокладкой Богданова, ни даже судебные разбирательства (вряд ли «НА» был зарегистрирован как товарный знак или интеллектуальная собственность) не принесут результатов, а приведут лишь к имиджевым или временным потерям. Упорство Алексея (особенно ярко выражающееся в бессмысленной на текущий момент осаде Минюста) является труднообъяснимым. Более рационально в этой ситуации было бы просто переименовать свой «Народный Альянс» и начать раскручивать новый бренд (благо, до выборов еще много времени). Но, судя по всему, принято решение цепляться за старое название до последнего. Неужели Навальному так нравится игра партийной аббревиатуры и собственных инициалов «НА» - «Н.А.» (Народный Альянс - Навальный Алексей)? Странный заскок «политика федерального уровня», который должен быть готов наступать себе на горло для достижения общей политической цели. Если он не может пойти на это для блага собственной команды, то как он собирается подчинить свою жизнь интересам избирателей или, по крайней мере, убедительно заявить об этом на выборах в Мосгордуму?