А и Б = Alighiero e Boetti

Feb 28, 2012 00:23

Я регулярно хожу на самые разные художественные выставки в Лондоне, как на топовые с очередями у входа, так и на маленькие, почти никому неизвестные. По работе и для души. Плюс еще аукционные показы, конечно же, где есть шанс увидеть произведения, которые, возможно, больше никогда увидеть не доведётся.

Маппы и тутти итальянского концептуалиста Алигьеро Боэтти впервые я тоже увидел на аукционе "Сотбис" около года назад и долго не мог оторвать от них глаз. Но оказалось, что это - лишь небольшая часть его необыкновенного наследия... И вот теперь его выставка в Tate Modern, целых 14 залов. Зашел - и пробило/прибило так, как давно уже ничего не пробивало/прибивало.

Как самый лучший текст, в том числе литературный - это конструктор, так и самое лучшее произведение искусства - это продуманность и многослойность, символичность задумки и элегантность реализации. Не знаю, может быть, это может зацепить только таких тайных аутистов, как я, но где-то, видимо, волны наши совпали. Зала со второго я уже просто не мог выплыть из этого водоворота, в который меня все сильнее затягивали концептуальные экзерсисы итальянского арт-выдумщика.







Он считал, что художник должен использовать в своем искусстве уже имеющиеся явления и артефакты - от передовиц газет и географических карт до статистических списков и почтовых марок. Он делал своими соавторами почтальонов и детей, афганских вышивальщиц (с которыми мог общаться только через их мужей) и студентов факультетов искусства.

Он мог создать 25 несуществующих людей, живущих по несуществующим адресам, и посылать им друг за другом письма, которые возвращались обратно друг в друге, как матрешка и становились арт-объектом. Он на пару с женой мог составить огромное полотно из плотных строчек списка 1000 самых длинных рек мира с тем, чтобы доказать бессмысленность и относительность любой статистики. Он послал из разных стран домой в Турин семь открыток с изображением Туринского собора, собравшиеся потом в септих - символ мыслей о доме (единое изображение на лицевой стороне открыток) в чужих странах (разные марки и адреса на обороте). Он мог заставить людей придумывать рисунки для ковра из черных и белых квадратиков, число которых последовательно росло от 1 до 100 и затем уменьшалось обратно.

Алигьеро и Боэтти (это близнецы из одного и того же человека) изобретали правила арт-игры, по которым он/и играл/и сам/и, побуждал играть своих соавторов и теперь побуждает играть нас, своих зрителей. Попробуйте найти среди нескольких десятков разноцветных табличек с одинаковыми надписями ORDINE E DISORDINE (порядок и беспорядок) одну, где написано DISORDINE E ORDINE. Или попробуйте поймать вспышку света из ящика с лампой, которая загорается всего 11 раз в год в случайном порядке. Или прочитать шифрограмму длиной несколько метров, где против нужных букв стоят запятые. Или прочертить клетчатый лист так, чтобы избежать тупого нанесения сетки из последовательных горизонтальных и вертикальных линий.







Побывав впервые в Афганистане в 1971 году, Боэтти возвращался туда дважды в год в течение последующего десятилетия, пока там не началась война. В это же время он увлекся картами - сначала военных конфликтов, а затем решив совместить контуры стран и их флаги. Так родились знаменитые "Маппы" - вышитые ковры в виде флагокарт. По эскизам художника их вышивали афганские женщины, которые воспринимали это как очередной заказ, как очередной причудливый узор, ведь они никогда не видели карт и не понимали, что это такое.

Однажды они вышили море (которого тоже никогда в жизни не видели) имевшимися в изобилии нитками розового цвета. Боэтти пришел в восторг, и так появились карты с золотым, серым, зеленым и даже черным океаном. Белыми пятнами на них оставались только зоны военных конфликтов, одной из которых в какой-то момент стал и сам Афганистан. Вышивальшицы с семьями бежали в приграничные районы Пакистана, и последние карты делали уже оттуда. Одна из последних карт вместо красной махины с серпом и молотом размером в 1/6 часть суши уже изображает ставшую бело-сине-красно-полосатой и уменьшившуюся до 1/7. Теперь эти "маппы", а также "тутти" (разноцветные вышивки-мозаики) Боэтти выставляются в ведущих мировых музеях и продаются на ведущих мировых аукционах. Средняя цена - 1-2 миллиона долларов за "ковёр".

Но не о ценах думаешь на этой выставке, а о той безудержной фантазии, которой этот гений художественного парадокса обладал на протяжении своей сравнительно недолгой жизни. Он рассчитывал умереть в 2023 году и даже увековечил эту дату в нескольких творениях, но умереть пришлось в феврале 1994-го.

Его другом и врагом было время. Он считал его магическим и загадочным, а не скучно-размеренным, предпочитал его потратить без пользы, нежели чем эффективно. Он играл со временем и в своих произведениях - например, писал строки на быстро застывающем цементе и проигрывал эту игру, выигрывая в итоге только созданием новой концептуальной работы.

На балконе галереи, уже на выходе с выставки, стоит бронзовая скульптура-автопортрет эксцентричного итальянца, который поливает себе голову водой из шланга. Но голова настолько раскалена, что вода мгновенно превращается в пар. У мыслителя кипело в голове так много идей, что ее постоянно приходилось охлаждать :)

Лондон, впечатления, игры, выставки, фото, искусство, Италия, списки, галереи

Previous post Next post
Up