За последние полгода мне довелось увидеть целых три интерпретации известной книги Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея" в кино и на сцене. Всё откладывал этот пост, но теперь всё-таки решил написать и сравнить трёх разных Дорианов.
Дориан Грей в исполнении актёра Мэттью Джеймса Томаса из спектакля театра West End Theatre
Самый юный Дориан с самым ранимым характером, почти ещё подросток. Театральная постановка в стиле кабаре в зале для 30-40 человек, когда действие происходит на расстоянии вытянутой руки от зрителей и сфальшивить нельзя. Несмотря на многочисленные купюры сюжета и переодевания актёров в разных персонажей, постановка смотрится очень цельно и сопричастно. За мной сидела мама с двумя детьми лет 10-12, которые поняли все аллегории уайльдовского парадокса. Подслушанный диалог детей: "Why did Dorian die? - Because he killed his soul" - потряс меня.
Киновоплощение Дориана Грея в фильме с Беном Барнсом в главной роли
Самая подробная и чёткая интерпретация книги, а также самый "классический" образ Дориана - красавчика-повесы, похотливого и порочного, трусливого и бесстрашного, гордого и одинокого. Колин Ферт создал очень точный образ лорда Генри, который помогает раскрыть сущность характера Дориана, не затмевая его. Также кино умело использует спецэффекты для изображения самого портрета, который в театральных постановках превращается в художественную условность, и оживляет историю, вписывая её в лондонские реалии рубежа 19 и 20 веков.
Дориан Грей в современной балетной постановке Мэттью Борна с Ричардом Уинзором в главной роли
Самая современная и самая трансформированная интерпретация. Вместо увлечённого художника - одержимый фотограф. Вместо умудрённого совратителя - современная бизнес-леди. Вместо потрескавшегося портрета - облезлый рекламный постер. Постановка Борна - также самая гомоэротичная по сравнению с другими двумя, где эта сторона сюжета затушёвана. Режиссёр не стесняется откровенных сцен и обнажённых тел на сцене. Искажённую перспективу мира, где живут герои, помогают передать музыка в бешеном темпе, постоянная смена света и переплетающиеся в танцах тела. Но никакие внешние эффекты не затмевают главной уайльдовской идеи.