Оригинал взят у
cheese_man в
Антанас Суткус: "Я старался показать достоинство человека..."Большое, нет - огромное открытие моей последней недели - литовский фотограф Антанас Суткус (еще раз говорю срасибо
kdimitry).
Не правда ли, в эти черно-белые фото втиснуто столько эмоций, правды и жизни, что можно смотреть на них долго-долго?
Погружаться все глубже и глубже, чувствовать, как внутренности отзываются на застывший момент, сопереживают ему...
"Тетушка Агота", 1964
"Деревенская улица", 2. 1969
Пожалуй, впервые я смотрю на оттиски минувшего века, и меня не жжет сожаление и боль от того, что этой атмосферы, ничего этого уже не существует.
Просто потому, что я в это не верю.
В этом посте я постаралась собрать фото и информацию, которую нашла об Антанасе Суткусе...
"Деревенская улица",1. 1969
"Рука матери", 1966
Без названия, 1962
***
"Антанас Суткус (Antanas Sutkus) родился в 1939 году в Литве. В 1964 году он окончил журфак Вильнюсского университета. Первые снимки Суткуса сделаны в начале 50-х годов. Как сам он говорит, обучался фотографии в бибилотеках по фотоальбомам мастеров - по лучшим образцам фотографии, которые можно было достать в те времена.
Суткус - несомненно, один из самых знаменитых фотографов мира. Сам того не осознавая, он явился родоначальником школы Литовской фотографии.
Началось все в 1969 году, когда по его инициативе было создано общество фотоискусства Литвы, объединившее одаренных фотографов. В то время большинство снимков Суткуса откладывались «в архив», так как они приоткрывали негласную сторону советской реальности, и не могли быть пропущены идеологической цензурой. Однако те немногие работы автора, которые все же появлялись, были замечены на Западе и уже в 1976 году получили высокую оценку Международной Ассоциации художественной фотографии, членом которой мастер является в настоящее время. А с 1996 года Суткус возглавляет Литовскую Ассоциацию Фотографов.
Выставки Антанаса Суткуса объехали весь мир, его работы хранятся в музеях многих стран..."
Из публикаций о творчестве Антанаса Суткуса:
«Он нашел свою нишу, чем-то напоминающую место Достоевского в литературе. Лица его персонажей просты и знакомы, сцены обыденны и узнаваемы - но за каждой бытовой ситуацией, движением глаз, поворотом головы читается многослойная история человеческой жизни, философская драма со светлым концом». (А.Чиженок)
«Фотографии А.Суткуса отличает простота, их композиция и визуальное решение лаконичны, но содержание всегда очень конденсировано, оно настраивает зрителя на глубокие размышления, и требует прочувствования». (С.Валюлис)
«Акт фотографирования для него - процесс познания человека. Модель всегда смотрит прямо в объектив. При этом его открытость сохраняет тайну». (Р.Юренайте)
***
"High School Pupilsin Uzupis", 1. 1959
"High School Pupilsin Uzupis", 2. 1959
"Марафон на Университетской улице", 1959
"The Inhabitantofa Cellar", 1961
"Первоклассница", 1962
"Руки", 1963
"Пионер", 1964
"1 сентября", 1964
"Мои дедушка и бабушка", 1965
"Друзья", 1966
"Литовская семья", 1967
"In the Fathers Cart", 1967
***
pogantsev: «Давать исусствоведческую оценку творчеству Суткуса я не берусь; его фотография - это тот случай, когда за какой-то внешней простотой, доходчивостью снимка скрывается потрясающий психологизм и искренность. В центре его внимания - неизменно - человек. Обычный человек в совершенно обычных ситуациях, живущий своей жизнью и случайно попавший в объектив. Никакого лишнего эстетствования, но простая в общем-то фотография превращается во что-то поистине волшебное, репотажно-жанровый снимок становится притчей. Документальность, подкреплённая очень высокой техничностью, остротой видения и великолепного чувства момента рождают на его фотографиях гимн эпохе, эпос о простых людях, живущих своей жизнью».
***
"Братья", 1968
"Портрет молодой женщины", 1968
"Последнее лето", 1968
"Брат и сестра", 1969
"Портрет фермера", 1969
"Глубинка", 1969
***
Из интервью Антанаса Суткуса
радио "Прага"17.12.2004, 25.01.2005
Aвтор: Лорета Вашкова
- У меня два долга перед вашей золотой Прагой. Один - приятный, связан с чешской фотографией, другой - совсем неприятный - с советскими танками. Приятный долг тянется еще с молодости: в 60-е годы мы не имели доступа к мировой прессе. Только из Чехии к нам поступали книги и журналы «Ревю - Фотографии», которые оказывали на нас влияние. И сейчас я, работая над своим более чем полумиллионным архивом, обнаруживаю многие темы из книги своей молодости, когда посмотрев альбом «Пражские будни», мы с Ракаускасом (Ромуальдас Ракаускас -литовский фотограф, прим. ред.) в 1965 г. издали «Вильнюсские будни». Книги не были похожи между собой, но идею мы позаимствовали из Праги. У нас были прекрасные отношения с фотографами Чехии, мы часто сюда приезжали. Сейчас мы хотим восстановить новые отношения, и в 2006 г. здесь состоится большая выставка литовской фотографии, потому что Прага остается неофициальной фотографической столицей Европы.
- Что вы подразумеваете под своим вторым долгом?
- Когда советские танки вошли в Прагу, мы очень переживали. У нас были даже и выступления протеста молодежи, некоторые в результате этого вылетели из высших школ. Я не протестовал официально, но слушая радио «Свобода» и «Голос Америки» - они сообщали, что танки уже идут и есть жертвы, и как заходят в кабинет Дубчека - я решил отпустить бороду и сказал - когда танки уйдут, я ее сбрею. И вот, танки ушли, а я бороду так и не сбрил, привык к ней уже за эти годы.
(...)
- Через полгода после введения советских танков мы приехали с моим другом Мацияускасом в Прагу - здесь должна была проходить наша выставка. И нам здесь посоветовали не говорить на русском языке. Это было несложно, так как мы общались с другом на литовском, и никто не обращал на нас внимания, но вот зашли в кафе. Я пытался заказать вино и старался говорить по-чешски, говорю «prosim, krasne vino», а барменша отвечает: «Мальчик, только армия бывает Красной, а вино - cervene.
- И вам пришлось перейти на иной язык?
- Мне пришлось уйти из этого кафе, так и не выпив вина.
(...)
- Вы являетесь, можно сказать, уже летописцем литовской жизни и ее будней, на выставке мы видим окраины деревень и жизнь города. Что вам как фотографу, больше всего бросается в глаза, что изменилось в людях в последнее десятилетие, когда Литва восстановила свою независимость?
- Это сложный вопрос. Все мои снимки принадлежат времени, когда Литва еще была порабощенной, с советских времен. Но я старался все же показать достоинство человека. Это не наша беда, что мы были оккупированы, а беда самого оккупанта. И сейчас я, конечно, тоже хотел бы запечатлеть человеческое достоинство, но сейчас мы переживаем, наверное, как и остальные страны посткоммунистического мира, период черного капитализма, когда между наиболее богатыми и наиболее бедными слишком большая пропасть. Возникла проблема со средним классом и проблема с достоинством, потому что из Литвы многие эмигрируют в поисках работы на Запад. Это, как художнику, больно осознавать...
- Что вам, как фотографу, было бы еще интересно посмотреть в Праге?
- Зависит от возможностей. Меня уже достопримечательности не интересуют. Я наблюдаю только за людьми и еще за собаками.
- Вы любитель собак?
- Да, у меня есть бультерьер Снап, то есть кличка «Нос», и мы даже шутим, что у нас дома - власть собак...
***
"Жан-Поль Сартр в Латвии", 1. 1969
"Жан-Поль Сартр в Латвии", 2. 1969
"Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар", 1969
Александр Мильштейн,
Деловая газета "Взгляд": "Антанас Суткус в 1965 (???) году попал в маленькую группку писателей и «чересчур грамотных», как тогда говорили, людей («советских интеллектуалов», если угодно), сопровождавших Жан-Поля Сартра и Симону де Бовуар в их поездке по Литве. Большая часть снимков сделана на Куршской косе.
Непонятное освещение - пески под их ногами похожи на небо в белую ночь... Или на засветившуюся землю... Черные фигурки людей... Маленький экзистенциалист, кажущийся испуганным, вжавшим голову в плечи, посреди бескрайнего Ничто...
Суткус указал на длинную тень на одном из снимков и объяснил, что ее отбрасывает русская женщина - сама она не попала в кадр. По словам Суткуса, она была любовницей Сартра и майором КГБ по совместительству. Написала впоследствии такие позитивные отчеты о путешествии, что никого тогда «не загребли», и естественно, что классик литовской фотографии отзывался о русской любовнице Жан-Поля Сартра самым лучшим образом...
Очень странные снимки, такое впечатление, что инсценированные, но в подлинности сомневаться не приходится: вот Сартр, вот Симона де Бовуар, лицо ее так серьезно, что кажется, они там заблудились, потерялись на ровном месте между параболических дюн...
Косящие глаза Сартра на одном из снимков кажутся манометром, и плоскость, на которой они все находятся, возможно, вовсе не горизонтальна, есть уклон, куда-то они идут всей маленькой толпой - десант, высаженный на другую планету с никому не известной миссией...
Цели философии кажутся на этих снимках неотличимыми от целей поэзии, а те, в свою очередь, - от зловещего кружения десятка мельниц на краю голого поля... Только здесь они сами кажутся мельницами, их силуэты, тени, опережающие друг друга, вырастающие из-за спины как векторы сил, приложенных к телу на наклонной плоскости...
Они идут все быстрее, быстрее...
Пока не теряются в белом безмолвии..."
***
"Терапевт", 1970
"Марш", 1970
"In the Kalvarij Market", 1971
"Поездка в город", 1972
"AtGrandfathers", 1973
"Лица эпохи", 1973
"Первые байкеры", 1974
"Oranges from Morocco", 1975
"Из церкви", 1975
"Зима", 1976
"Летние каникулы", 1978
"Кавалеры", 1979
1979
"Утро после свадьбы", 1982
"Автобус 14-58"
"До свидания, Товарищи!", 1991
"В родном доме", 1993
Антанас Суткус: «Повседневная жизнь скучна. У всех есть повседневная жизнь, все имеют право на нее; не нужны никакие комитеты по защите повседневной жизни. Постоянно пытаясь идти в ногу со временем, мы учимся созерцанию, медитации и многим другим вещам. И может быть, наблюдение повседневной жизни есть форма медитации, доступная каждому? Медитации, для овладения которой не нужны школы и гуру…
Повседневная жизнь универсальна, она не принадлежит никому.
Я возвращаюсь в прошлое и вижу, что не могу вспомнить ни времени, ни места, где я сделал фотографию. И мне постоянно не хватает времени. Остается только раннее утро, когда я пью кофе, курю и копаюсь в архивах.
Детские воспоминания - ностальгия по босым ногам. Как первая любовь, которую мы никогда не забудем. Когда мужчина чувствует себя самым счастливым? В детстве. Дети наслаждаются повседневной жизнью. (…)
Очень часто современный мужчина не имеет времени для повседневной жизни. Когда мы видим снег утром, мы проклинаем его из-за пробок на дорогах, но мы забываем, что снег белый и мягкий. У нас нет времени, чтобы насладиться дождем и снегом, падающей листвой или окнами, зажигающимися по вечерам. (…)
Я знаю, как жить здесь и сейчас? Я осознаю, что только время всемогуще?
Супермаркеты вытесняют церкви и музеи. Главный лозунг: «Работа, покупки и смерть!» Такая повседневная жизнь тоже существует, но это ошибочный образ жизни.
Повседневная жизнь теряется среди телефонных звонков, важных встреч, электронной информации, политических скандалов. Мне это нужно?
Я начал цикл, который назвал «Литовцы», очень давно, и конца ему не видно. Изображение, запечатленное на негативе - это воспоминание. Полмиллиона воспоминаний - насколько большая нужна коробка, чтобы сохранить их?
(…)
Городские и деревенские жители снимают друг друга, но они не фотографируют. Они стоят перед камерой торжественно, как на исповеди.
Сегодня трудно фотографировать. Моя команда оставила меня, агрессивность окружения растет. Сейчас люди скорее разобьют вашу камеру, чем попросят сфотографировать.
Все чаще и чаще я испытываю фаустовское удовольствие - я собираю фотографии дней былых и смотрю на них с чувством человека, для которого уже все прошло. Это момент, когда встречаются жизненный опыт и интуиция. И это все, что у меня есть…»
Источник:
www.fotoartfestival.art.plПеревод: A. Gapeev
***
Фото взяты
отсюда.
Использованные материалы:
http://www.radio.cz/ru/statja/61420http://www.radio.cz/ru/statja/62714http://community.livejournal.com/photo_history/733.htmlhttp://www.next-stop.ru/gallery.htmlhttp://www.next-stop.ru/images/sutkus_portret_big.jpg CTRL + Q to Enable/Disable GoPhoto.it
CTRL + Q to Enable/Disable GoPhoto.it