Европейским военным разрешили преследовать пиратов на суше

Apr 05, 2012 21:33



Европейским военным разрешили преследовать морских разбойников не только на воде, но и на суше Результатов мартовской встречи министров иностранных дел стран членов ЕС с особым нетерпением ждали в… Могадишо. Помимо других вопросов в Брюсселе решалась судьба операции «Аталанта», целью которой является обеспечение безопасности судоходства в западной части Индийского океана. ЕС решил продлить операцию как минимум до конца 2014 года, а также ее расширить. Если сейчас европейские военные могут преследовать сомалийских пиратов только на воде, то в самом скором будущем вертолетам и самолетам военно-морского контингента Евросоюза разрешат наносить удары по инфраструктуре морских разбойников и на суше.

«Аталанта» против морских разбойников

Операция, названная по имени героини древнегреческой мифологии, длится уже более трех лет, с декабря 2008 года. Европейский контингент в сомалийских водах состоит примерно из полутора тысяч человек. В зависимости от времени года патрулирование осуществляют от четырех до семи военных кораблей, которым помогают два-три самолета разведчика. Кроме членов Евросоюза с пиратами борются и европейские страны, не входящие в ЕС: Хорватия, Норвегия и Украина.

Кроме евросоюзовских в районе Сомали находятся и военно-морские силы НАТО примерно такой же численности, которые проводят операцию «Океанский щит», а также военные корабли из России, Китая, Индии, Японии и других стран.

До сих пор борьба с пиратами ограничивалась в основном охотой за пиратскими катерами и лодками, а также так называемыми «материнскими» кораблями, более крупными судами, базами, позволявшими морским разбойникам уходить за сотни километров от берегов Сомали. Военные корабли ЕС, НАТО и других стран конвоируют караваны Всемирной продовольственной программы с гуманитарной помощью и транспортные суда, используемые миротворческими силами Африканского союза. Могадишо, где находится слабое временное правительство Сомали, помогают бороться с бандитской вольницей и исламистской военизированной организацией «Аш-Шабаб» около 18 тыс. африканских миротворцев из Кении, Уганды и Бурунди. Кроме этого, на территории Сомали находятся части регулярных армий Кении и Эфиопии, которые теснят исламистов с юга и запада.

Конечно, присутствие крупных военно-морских сил не могло не отразиться на обстановке в районе в регионе. Если в первом квартале 2011 года сомалийские пираты захватили 19 кораблей, то за три оставшиеся - всего лишь шесть. Аналитики считают, что тенденция продолжится и в этом году.

Военные значительно осложнили жизнь сомалийским пиратам, но говорить об их разгроме пока рано. Фрегаты и прочие военные корабли постепенно «выдавливают» пиратов в Индийский океан. Для того чтобы избежать встреч с военными, современным флибустьерам приходится все дальше уходить от берегов Сомали. На востоке они нападают на грузовые и торговые суда уже едва ли не у побережья Индии, на севере действуют в Красном море, а на юге «опускаются» до прибрежных вод Танзании.

Пираты дорого обходятся мировой экономике

Повышенное внимание мирового сообщества к Сомали вполне объяснимо. Воды у берегов Сомали считаются сейчас самыми опасными в Мировом океане. Только в прошлом году несмотря на присутствие антипиратских сил, морские разбойники совершили около 230 нападений на проходящие по Аденскому заливу и Индийскому океану суда.

Согласно данным неправительственной организации One Earth Future, сомалийские пираты ежегодно наносят мировой экономике убытков примерно на 7 млрд долларов. Около 1,5 млрд долларов на борьбу с ними потратили государства, корабли которых патрулируют воды в районе Африканского Рога. Затраты судовладельцев намного больше - почти 5,5 млрд долларов. Половину из этой суммы - 2,7 млрд долларов - составляют убытки от того, что контейнеровозам приходится проходить опасные воды на высокой скорости, что приводит к значительному перерасходу топлива. Еще в 1 млрд обходятся охранники, в последнее время все чаще вооруженные. Причем эта статья расходов постоянно растет. В конце прошлого года с охраной ходила половина кораблей в Индийском океане в то время, как в том же 2011 году, но только в первой его половине охранники находились лишь на каждом четвертом судне.

Выкупы принесли пиратам 160 млн долларов. При этом средний выкуп, заплаченный за захваченный корабль в 2011 году, вырос с 4 до 5 млн. В минувшем году число захваченных морскими разбойниками кораблей уменьшилось, но они оставались в плену дольше, чем раньше. Возросло также число случаев насилия со стороны пиратов.

Милитаризация проблемы

«Сегодняшнее решение, - говорится в заявлении ЕС, - позволит силам, участвующим в операции „Аталанта”, напрямую сотрудничать с переходным федеральным правительством и другими сомалийскими организациями в борьбе с пиратством в прибрежных районах».

В Могадишо решению ЕС о расширении операции «Аталанта», за которым, скорее всего, последует аналогичное решение и руководства НАТО по операции «Океанский щит», конечно, обрадовались. Между тем в самой Европе у него немало противников. И особенно в Берлине и Мадриде, которые опасаются дальнейшей милитаризации проблемы с сомалийскими пиратами.

Именно благодаря Германии и Испании летчикам, участвующим в операции «Аталанта», разрешили удаляться от берега не более чем на 2 километра, хотя они просили о четырех. Конечно, два километра мало что меняют. Главное, что европейским военным запрещено атаковать цели на всей территории Сомали. Это ограничение сильно ослабляет эффективность нововведения, потому что пиратам ничего не стоит перевезти свои лодки и перенести базы, склады с топливом и прочее на 3-4 километра от берега, то есть за пределы досягаемости европейских военных.

Другая проблема, которая неминуемо возникнет у командования операции «Аталанта», - обеспечение безопасности мирного населения, так как отличить крошечные пиратские базы от рыбацких деревенек с воздуха будет крайне трудно.
Previous post Next post
Up