Leave a comment

jyust November 13 2020, 16:55:57 UTC
Очень интересно.
Александр Анатольевич, а где можно почитать о " Сметанлаге" ?
Или нет особо информации об этом явлении, так как недолго оно длилось?)

Reply

aleksid November 14 2020, 10:48:53 UTC
Дмитрий, "Сметпнлаг" - это жаргонная лексика, определение идеального лагеря, где зэку замечательно живётся ( ... )

Reply

jyust November 15 2020, 11:14:48 UTC
Александр Анатольевич, приветствую! Спасибо за ответ. Интересуясь у вас за "Сметанлаг", я имел в виду не общее определение, как теплого местечка), а конкретный период в истории ГУЛАГА. Когда-то мне на глаза попалась статейка в издании "За решеткой" , где рассказывалось, что было время (недолго) когда (может, при Хрущёве?) заключённым стали платить деньги. Причем, если постараться, можно было заработать очень прилично. Может, не повсеместно,а в отдельно взятых управах - не помню. И являлись освободившиеся, в свои нищие деревни этакими Крезами. Образно говоря, на такси, разодетые в кожаные пальто и прочие приличные вещи (которые так же в лагерях можно было приобрести).
И вроде пошла даже тенденция, садиться в тюрьму целыми деревнями, что бы заработать, выскочить из нужды.

С уважением, Юрий

Reply

aleksid November 15 2020, 11:27:45 UTC
Видимо, это моя статья была. Нечто подобное наблюдалось в 50-е годы, после смерти Сталина, когда постепенно начинались хрущёвские реыормы. Мне удалось беседовать с лагерниками той поры. Кака раз в то время СССР подписал конвенцию с Международной федерацией труда, кажется (не хочу лезть за уточнениями), где труд без выплаты зарплаты считался рабским. И тогда зэкам стали платить зарплату - понятно, с разными вычетами. На зонах появились коммерческие ларьки, потекла водка, проститутки - "шалашовки" (они обслуживали сидельцев в шалашиках, такое бывало и раньше, но редко)... Да, многие зэки, потерявшие социальные связи на воле, нехотели из лагерец уходить. Ну, так это даже при мне наблюдалось, уже в 80-е. Бомжи разные, алкаши, рецидивисты без родины и флага - многие любыми путями стремились остаться за колючкой. Да ещё и у О.Генри есть подобный рассказ, как шаромыжник на зиму пытался в тюрьму попасть ( ... )

Reply

jyust November 15 2020, 14:14:59 UTC
Точно! Всё сходится). Мой интерес вызван личными, юношескими воспоминаниями. Помнится, в 1980 году, мы, юные, подмуркивающие стремяги), отдельно взятой локации) ходили бухать в одну кочегарку. Кочегарки-маленькие угольные котельные, спокон веку были прибежищем маргинального и криминального элемента. В этой ,работали знакомые, располагалась она в укромном месте, но недалеко от точек с горячительным. И вот, при ней, одно время жил дед, погоняло Кащей. Старый бродяга, лицом схож с киношным Кащеем в образе Милляра. Правда, несмотря на свои 70, телом был крепок и цепок, умом свеж и шустр. Человек интересной судьбы: родился до революции,в Гражданскую осиротел, беспризорничал, в места лишения попал ещё при Ленине , в 20 -е и так всю жизнь ,практически и не вылезал оттуда. Сроки были не особо большие, с перерывами, но каждую 10-летку, он там бывал. Т.е., сидел в 20-е годы, 30-e, 40-e....и т.д. Осводился последний раз в 79 году, в возрасте 70 лет ( ... )

Reply

aleksid November 16 2020, 08:48:27 UTC
Конечно, жаль. Но ещё в конце 80-х даже публиковались подобные воспоминания лагерников - но в закрытой прессе. В газетах для зэков, в жкрнале "Преступление и наказание". Да и старые сидельцы вспоминали. Болеетого, мой тесть Алексей Васильевич Макаров, инвалид-фронтовик, отсидевший в 50-е за "частное предпринимательство" (шил сапоги), то же самое рассказывал. В принципе, в некоторых книгах я этого касался и кое-что рассказывал. Спасибо Вам за этот рассказ. Думаю и его использовать. Надеюсь, Вы не против.

Reply

jyust November 16 2020, 13:11:24 UTC
Конечно не против!

_Ждём от вас новых интересных материалов, новых книг!

Reply


Leave a comment

Up