Слово о Спасительнице России - Матери Божией

Jul 08, 2011 21:22

"Бог нам прибежище и сила, Помощник в скорбех, обретших ны зело...

Бог нам Помощник, и не убоюсь, что сотворит мне человек".

Где во все времена искал утешения русский человек? У Бога, да у Божьей Матери, да у святых угодников. Неверующий человек возразит. Он ищет утешения в иных местах и иными способами. Можно поинтересоваться: "Что, нашли? Чем утешились, вином, деньгами, женщинами?" Вряд ли, поскольку всем известно - за удовольствие надо платить. И плата эта подчас слишком высока, неоправданно высока.

Ну, а православные, утешились? Да, наше утешение всегда с нами, в нашем сердце. Упование на Бога не посрамит. И на Божию Матерь. "Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя: скорбь и болезнь обретох и Имя Господне призвах... Храняй младенцы Господь: смирихся и спасе мя".

29 марта 2010 года, в понедельник последней, страстной седьмицы Великого поста в Москве снова прогремели взрывы, и снова в метро. Подло, коварно, жестоко, по сатанински. Жертвы, кровь, смерть.

Как и две тысячи лет назад, те, кто не принял Господа Иисуса Христа, как Бога, требовали Его крови. "Распни, распни, его". Нечеловеческая жестокость, злоба. Ведь, что Он им? Ничего дурного не сделал. Ну, не понравился - бывает. Прогони вон, выругайся, что называется, отведи душу. А дальше - пусть идет откуда пришел. Что мне и тебе? Так нет же, распни! "Кровь Его на нас и на детях наших!".

Что изменилось? Ничего. Только теперь хотят распять Россию. Ненавидят ее, копают под нее, досаждают ей, мстят жестоко. А за что? Вернее, за кого? За Христа! Ненавидят страшной, лютой ненавистью, желают погибели не Российской Федерации, и не Советский Союз поносят до истерики, ненавидят и поносят православную Державу Российскую, Русь Святую!

Страшно, по-человечески страшно. Хотя, безусловно, понимание причин и следствий закаляет душу. А все же страшно. Войны нет, а живем, как на войне. Просматриваешь информацию, как военные сводки, там избили, здесь ограбили, а тут совсем убили ни за что, ни про что, просто так - не в духе был человек, достал средство для самообороны и грохнул. Ну, это бытовые, уличные разборки. А зачем же взрывать, цинично, жестоко, в толпе ничего не подозревающих людей, которые жили и хотели жить, думали, мечтали, заблуждались, страдали, но… на что-то надеялись, кого-то любили, что-то созидали. Не все же негодяи. Но, так ведь и над негодяями должен быть суд, пусть даже суд линча. А тут, раз, и всех сразу, нажатием кнопки.

От осознания бессмысленности, жестокости, цинизма становится не по себе, неуютно на душе, пусто, тоскливо. Хочется найти прочную опору, укрыться, обрести уверение, что этого больше не произойдет, кто-то сильный положит конец беспределу… Кто? Когда? Скоро ли? Но человеческий разум в попытке найти ответ на поставленные вопросы молчит, проваливается в пустоту - ответа нет, а человеческие чувства оказываются беспомощны.

Кто сегодня может чувствовать себя в безопасности, комфортно? Нет защиты ни у богатых, ни у сильных. Не помогают ни деньги, ни оружие, ни стальные двери. Все беспомощны, как малые дети. А малый ребенок к кому бежит? К отцу и матери, там, прежде всего, ищет защиту, интуитивно, бессознательно.

Как-то в детстве мы с двоюродным братом возвращались из лесу домой - в деревню, к бабушке. Проходили мимо пасеки, и пчелы напали на нас. Наверное, потому, что мы были перепачканы земляникой и малиной, и горячий воздух жарким летним днем был пропитан сладким ароматом лесных ягод. До бабушкиного дома было рукой подать. Впереди шли мои родители - отец и мать. А дом моего брата находился километрах в трех, в центральной усадьбе села. Так вот, когда пчелы налетели и начали жалить, я бросился к родителям, а мой двоюродный брат сломя голову помчался совсем в другую сторону. Куда? Конечно в сторону своего дома, к своей мамке.

Вот и русские люди, сироты, т. к. власти по отношению к русскому народу более напоминают злую мачеху, чем родную мать. Вот и стремимся мы интуитивно к своему подлинному отцу - Богу-Троице, и к Сыну Божьему - Иисусу Христу, нашему Заступнику и Спасителю, и к своей подлинной матери - Пресвятой Деве Марии, Матери Божией и Матери нашей, Царице Неба и Земли.

А что же Бог, приемлет ли наш порыв, слышит ли наши молитвы, спасает ли нас от погибели? Очевидно, что так. Ведь Россия стоит, вопреки всему. Вопреки действиям властей, власть имущих, сильных мира сего, вопреки многочисленным ошибкам, преступным ошибкам нашего руководства. Россия стоит, и Церковь Божия стоит. И это не заслуга ни Ельцина, ни Путина, ни Медведева, и даже ни Святейшего Патриарха Алексия или Святейшего Патриарха Кирилла. Это милость Божья, Божья любовь. Мы плюем на Бога, а он нас терпит и милует. Мы для Него, как грязные бомжы, которых Он принимает и не отвергает в нашей беде, и не гнушается нами, и не презирает нас. Он скорбит и страдает вместе с нами на Кресте и помогает всем, кто склоняется у подножья Креста в покаянии и сострадании к Распятому Богу.

А рядом у Креста плачет Божия Матерь, плачет за весь мир, и молит за весь мир, и, конечно, за Россию, за каждого русского человека и умоляет Господа о помиловании. И Господь готов каждый миг миловать, и спасать, и помогать, каждому, кто, как добрый, разумный разбойник, смиряется перед Богом, признав от сердца, что по делам нашим приемлем, и просит Господа: "Помяни мя Господи во Царствии Твоем".

И что может быть больше той награды, того утешения и обетования, данного человеку Страждущим от человеков же Богом: "Днесь со Мною будеши в Раю".

Господь на Кресте поручил заботу о людях своей Матери - Приснодеве Марии. С тех пор Матерь Божия, исполненная любви и сострадания, пребывает среди нас, здесь, на грешной земле. Ее нет в Раю, там, где должно Ей быть и упокоиться от трудов. Но Она трудится в поте лица, чтобы спасти нас. Она с нами, с теми, кто Ее любит, Ее помнит и молит о помощи.

Так было всегда. Но в последнее время без Матери Божией просто невозможно жить. Через любовь к Ней пролегает дорога к Богу.

Эту любовь, это чувство не сложно понять каждому человеку. Это чувство совершенно естественное, близкое и понятное, образует состав нашей души, нашей человеческой природы - это материнская любовь и ответное сыновнее чувство, запечатленные в образе Богоматери с Младенцем.

В изображениях Божией Матери на иконах много заложено смысла для нас, грешных. Великий смысл заложен и в иконе "Аз есмь с вами, и никтоже на вы". Он настолько прост и естественен, как само существо жизни. Божественное обетование, обещание, не оставлять своих недостойных чад, что бы ни случилось в мире, какие бы злые козни ни чинил враг рода человеческого, какую бы погибель ни готовил нам, любовь Сына Божьего и Матери Божией всегда с нами, до скончания века, всеспасительная благодать Божья пребывает на нас неотлучно, спасая и помогая нам на жизненном пути, оберегая от лихих людей, бесовских козней, избавляя от погибели вечной, укрепляя в немощи духовной, помогая в немощи физической.

И сия икона дана людям в столь тяжкие времена, чтобы всегда помнили, не забывали и не отчаивались, и всегда держали в уме и сердце слова Сына Божьего, возносящегося на Небо - "Аз есмь с вами и никтоже на вы".

Каков же ответ современного верующего человека на Божью милость, на святое обетование? К сожалению, в наше лукавое время этот ответ не всегда исполнен ответной, смиренной любви, благодарности, готовности кротко, с радостью и верой принять неизреченную милость Божию к роду человеческому, запечатленную в чудотворном образе Божией Матери. Гордый самонадеянный разум готов подвергнуть сомнению все, что не укладывается в прокрустово ложе интеллектуального постижения, того, что не поддается описанию формальными категориями материальности, того, что призвано достигнуть сердца, минуя законы плотского восприятия мира, где свидетелями истины могут служить только осязательность, плотяность, понятийность, в общем, только то, что согласно классикам диалектического материализма названо «объективной реальностью, данной нам в ощущении». Категории духовности: чудо, чудодейственность, неотмирность отвергаются, как противоречащие научной логике познания мира, а потому, с их точки зрения, не могущие быть свидетелями истины. Таких людей святые отцы называли гностиками, а их образ мысли, подход к духовным вопросам, отношение к вере - гностицизмом. В своем гностическом восприятии мира, где нет места живому Богу, и все заслонила буква, эти люди дошли до отвержения чудотворных икон, до гонений на представителей подлинного монашества, духовных водителей - старцев, они дошли до отвержения чуда схождения Благодатного огня, подвергают сомнению веру в Божиих угодников, отвергают Церковное Предание.

На форуме Минской Духовной Академии р.Б. Алексеем была поднята тема защиты от клеветнических нападок старца схиархимандрита Херувима (Дегтяря) и сохраненной им иконы Божией Матери "Аз есмь в вами и никтоже на вы", которая согласно устному преданию праведным Иоанном Кронштадтским была названа «Спасительницей России». Именно к этой теме на форуме было приковано внимание православных людей, о чем можно судить по количеству просмотров данной темы, которое превысило отметку 20 000 за год.

Однако накануне Праздника Благовещания Пресвятой Богородицы (8 апреля 2011 года) тема без всяких объяснений и предупреждений со стороны администрации форума была просто удалена.

Чтобы завершить разговор, наконец-то вошедший в русло взаимного уважения и искреннего желания разобраться, разговор, в котором принял участие правнук преп. Серафима Вырицкого - Геннадий Александрович Муравьев, на том же форуме Минской Духовной Академии была создана новая тема, названная "Спасительница России - Матерь Божия". Участникам форума был предложен материал об иконе Матери Божией "Аз есмь с вами и никтоже на вы". Однако тема просуществовала всего несколько дней. 11 апреля 2011 года она была удалена с форума Минск. Дух. Академии, удалена также, как и ее предшественница, без всяких объяснений и предупреждений.

Не хотелось бы об этом говорить или проводить каких либо параллелей, но в этот же день в минском метро прогремел взрыв, унесший жизни 13 человек, 157 ранены, 26 в тяжелом состоянии.

Как бы то ни было, для православного человека очевидно, что внешние беды, постигшие наше Отечество, являются всего лишь следствием. Первопричину же следует искать в области духовной жизни нашего народа, и, прежде всего, в искажении благочестия внутри Церкви. Как одно из первых, вопиющих к Небу неправд - активные экуменические контакты, которые совершенно очевидно имеют конечную цель сближения католиков и православных, а в перспективе их объединение, т. е. унию, а значит, попрание Истины, что, несомненно, есть мерзость пред Богом.

Весьма показательным и одновременно удручающим явлением в жизни православных людей является кампания по дискредитации черниговского старца схиархимандрита Херувима (Дегтяря), развязанная в недрах нашей Русской Православной Церкви. Отец Херувим - подлинный подвижник благочестия наших дней, духовное чадо преп. Лаврентия Черниговского, наконец, хранитель иконы Божией Матери "Аз есмь с вами и никтоже на вы", другое название "Спасительница России". Гонителем и клеветником старца является преподаватель Минской Духовной Академии магистр богословия А. В. Слесарев.

Гонения развернуты и на саму икону. На этом поприще преуспел писатель и общественный деятель В. П. Филимонов. Его деятельность вполне можно определить термином иконоборчество.

Преподаватель Минской Духовной Академии, известный расколовед А. В. Слесарев, которому более подходит определение «расколоучитель», считает, что Матерь Божию нельзя называть Спасительницей кого бы то ни было. Позиция расколоучителя Слесарева не только абсурдна, но и преступна, поскольку ниспровергает учение Церкви об особой миссии Матери Божией в Божественном домостроительстве, поскольку сеет соблазн среди православно верующих христиан. Позиция Слесарева не заслуживала бы столь сильного внимания, если бы его выпад был единичным случаем, квалифицированным, как мнение частного человека, которое никому не навязывается. Однако, деятельность Слесарева носит именно системный характер и рассчитана как раз на то, чтобы убедить других в истинности его заблуждений. Тем самым, подрывается основа православного мировоззрения, отвергается Церковное Предание, ниспровергаются традиции православного благочестия. Поэтому ограничиться простой констатацией всей очевидности неправды не достаточно, и мы вынуждены дать более пространный ответ ниспровергателю церковного вероучения, современному нигилисту, подрывающему веру в Церковное Предание, А. В. Слесареву.

Буквально накануне прогремевшего в Минском метро взрыва, 10 апреля 2011, Слесарев в ответ на нашу публикацию на форуме, имеющей целью указать и возвеличить особое служение Матери Божией, как Спасительницы России, и в оправдание своей позиции позволил себе сделать реплику с привлечением цитаты из Деяний Святых Апостолов: «Апостол Петр об имени Господа Иисуса Христа: "Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 12). Реплика Слесарева по сути есть попытка противопоставления как взаимоисключающих понятий, во-первых, наименования Матери Божией Спасительницей рода христианского, во-вторых, Сладчайшего Имени Господа нашего Иисуса Христа. Использование Имени Господа Иисуса Христа в целях умаления высоты служения Божией Матери есть призывание Божественного Имени всуе. Укажем на неуместность и оскорбительность противопоставления Божественного Сына Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери Девы Марии и ответим Слесареву, во-первых, изречением свят. Тихона Задонского, во-вторых, словами Священного Писания.

«Имя Божие со всяким почтением, страхом и благоговением поминай, и то тамо и тогда, где и когда надобно поминать: понеже Имя Божие свято и страшно есть, и поминающие Его с непочтением тяжко грешат. Отдавай убо всякое почтение Имени Божию, как Самому Богу» (святитель Тихон Задонский «Наставление о собственных всякого христианина должностях»).

«Разумно буди всем вам и всем людем Израилевым, яко во имя Иисуса Христа Назорея, егоже вы распясте, егоже Бог воскреси от мертвых, о сем сей стоит пред вами здрав. Сей есть камень укоренный от вас зиждущих, бывый во главу угла: и несть ни о едином же ином спасения: Несть бо иного Имени под небесем данного в человецех, о нем же подобает спастися нам (Деян. 4, 12).

«Сие бо да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе. Иже во образе Божии сый, не восхищением непшева быти равен Богу: Но себе умалил, зрак раба приим, в подобие человечестем быв, и образом обретеся, якоже человек. Смирил себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Тем же и Бог Его превознесе, и дарова Ему Имя, еже паче всякого имене: Да о Имене Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних. И всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос во славу Бога Отца». (Послание к Филипписеям святаго апостола Павла, Гл 2)

«Всяк бо, иже аще призовет Имя Господне, спасется. Како убо призовут в него же не вероваша?» (Послание к Римлянам Св. ап. Павла, гл.10).

Учение Церкви о спасительном подвиге и служении Божией Матери Приснодевы Марии отражено в богослужебных текстах Православной Церкви. Слова церковных песнопений являются исчерпывающим ответом ее тайным и явным недругам. Вот эти священные, непреложные вовеки слова:

«Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице, надеющиеся на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианского».

Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии (творение Феостирикта монаха):

«Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати недостойнии, аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед: ктоже бы сохранил до ныне свободны; не отступим, Владычице, от Тебе, Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых».

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

«Многими содержим напастьми, к Тебе прибегаю, спасения иский: о Мати Слова и Дево, от тяжких и лютых мя спаси»

«Воистину Богородицу Тя исповедуем, спасеннии Тобою, Дева чистая, с безплотными лики Тя величающее»

«Сокровище спасения и источник нетления, Тя рождшую, и столп утверждения, и дверь покаяния…»

«Яко стену прибежища стяжахом, и душ всесовершенное спасение, и пространство в скорбех, Отроковице, и просвещением Твоим присно радуемся: о Владычице, и ныне нас от страстей и бед спаси»

«Спаси от бед рабы Твоя, Богородице, яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко нерушимой стене и предстательству…»

Пресвятая Богородице, спаси нас!

В каком смысле мы исповедуем Матерь Божию Спасительницей России?

Спасение души невозможно достичь, минуя Сына Божия. Спасение в Нем Самом, во внутреннем, сердечном и добровольном соединении с Ним. Спасение не нашими личными заслугами и не нашими усилиями, но спасает Господь Бог Иисус Христос Вседержитель и Спаситель, спасает по благодати. С нашей стороны требуется горячее желание спастись, помноженное на искреннее раскаяние, смирение и любовь. Прежде всего, как первый шаг, осознание того, что ты погибаешь, а немощь твоя, расслабленная природа, груз обстоятельств, весь мир не позволяют тебе вырваться из пут греха. И вот на краю пропасти, вечной погибели, в полной и безнадежной немощи грешник вопиет к единому Спасителю - Господу Иисусу Христу и молит, и призывает о спасении: «Спаси мя, Сыне Божий , погибаю». И вот тогда Господь протягивает руку грешнику и выводит его из ада преисподнейшаго. Таково вкратце существо православного понимания спасения душ человеческих.

Всему этому последует Божественное Домостроительство, цель которого - помочь кающемуся грешнику на его пути в Царствие Небесное. На этом пути, чтобы избежать и преодолеть соблазны, миновать все тернии и ловушки, расставленные дьяволом, Милостивый Господь даровал христианину множество средств и помощников, споспешествующих духовному восхождению горе.

Главной духовной опорой для православного христианина после Бога является Матерь Божия. Именно Ей Господь со креста усыновил своих учеников, а через них - всех верных чад Церкви.

В каком смысле мы исповедуем Матерь Божию Спасительницей?

Мы исповедуем Матерь Божию Спасительницей в том смысле, что Она - первая Помощница и Споручница грешных на пути спасения, Взыскание погибших, Источник нетления, Сокровище спасения, Столп утверждения (в истине) и Дверь покаяния.

Мы исповедуем Матерь Божию Спасительницей в том смысле, что Она - Взбранная Воеводо, Победительница, спасающая всех, с верою к ней притекающих от всех враг видимых и невидимых, от труса, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобной брани.

Мы исповедуем Матерь Божию Спасительницей, поскольку именно Она неоднократно спасала наше Православное Отечество от внешних врагов, что нашло отражение в литургической жизни Православной Церкви, в Церковных праздниках, в богослужебных текстах.

Исторические вехи спасения Святой Руси и Русских людей от погибели запечатлены в святых образах Пресвятой Богородицы, почитаемых Церковью, а во дни празднования Ее икон воспоминаются исторические события, связанные с Ее заступничеством.

Вот лишь некоторые, наиболее известные, из бесчисленных примеров заступничества Божией Матери за Русь Святую.

Икона Божией Матери «Донская»:

1380 г. (8 сентября ст. ст.). Помощь Русскому воинству Димитрия Донского на Куликовом поле;

1591 г. В царствование Феодора Иоанновича спасение Москвы от нашествия татарской орды хана Казы Гирея.

Икона Божией Матери «Владимирская»:

1395 г. (26 августа ст. ст). Спасение Москвы от полчищ Тамерлана;

1480 г. Стояние на реке Угре. Русь чудесным заступничеством Богородицы спасена от разорения войсками хана Ахмата. С тех пор река Угра называется Поясом Пресвятой Богородицы.

1521 г. (21 мая ст. ст). Избавление Москвы от войск казанского хана Махмет-Гирея.

Этот список можно было бы продолжать до бесконечности. Ведь каждая чудотворная икона Божией Матери изобилует множеством примеров спасения, помощи, заступления отдельных христиан, православных людей, нашего Отечества и всего православного мира. Наиболее почитаемые чудотворные Иконы Божией Матери, благодаря которым были одержаны многие победы и явлены многие чудеса: «Смоленская», «Казанская», «Иверская», «Песчанская», «Державная», «Тихвинская».

Что означает название образа Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» «Спасительницей России»?

Явление чудотворной иконы в мир - это, прежде всего, знамение, т.е. событие, которое призвано донести до православных людей определенную волю Божественного Проведения, это указание свыше, это призыв, напоминание, наказ. Явление чудотворной иконы всегда глубоко символично. Здесь заключено особое значение явленного чуда обретения иконы, особый смысл. Почитая икону, православные люди, тем самым, поднимают это знамение на духовную высоту, как знамя, как воинскую хоругвь, для того, чтобы, глядя на нее и помня о ней, никогда не забывать, что именно символизирует эта икона.

А символизирует икона «Аз есмь с вами и никтоже на вы» простую истину, что Матерь Божия, Царица Неба и земли, для России является именно Спасительницей, Взбранной Воеводой, Духовным Небесным Вождем русским людям, т. к. Россия, Русь Святая - духовный удел Пресвятой Богородицы, поскольку Сын Божий даровал Россию в собственность Своей Матери. Это Ее собственность, а мы, русские православные люди - Ее люди, вот в чем дело-то. И Она свой Святой Удел и своих людей никому не отдаст, и никто не смеет посягнуть на него, на то, что принадлежит Матери Божией! Она Хозяйка своего Удела, и Защитница, и Спасительница людей своих, коих есть первая Небесная Царица и Заступница! Спасает от бед и навет вражиих. Пресвятая Богородица, Спасительница России и русских людей, спаси нас!

«Неумолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойные. Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед, кто же бы сохранил доныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе, Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых. Пресвятая Богородице, спаси нас!».

Пример всем православным людям - батюшка преп. Серафим Саровский Чудотворец, который был исполнен любви к Матери Божией, особо Ее почитал, и душу свою предал Богу, стоя на коленях пред образом Богоматери. А если бы Она не была Спасительницей, а значит: сугубой Предстательницей, Ходатаицей и Молитвенницей за грешный род человеческий пред Богом, стал бы батюшка Серафим в последние мгновения своей земной жизни уповать на Матерь Божию и возносить молитвы к Ней? Но нет его любовь к Спасителю своему Господу Иисусу Христу нисколько не умалилась от этого и святость его не уменьшилась в очах Божиих. Напротив, за любовь и почитание Матери Божией Господь сугубо возвеличил своего угодника.

Таково то великое достоинство, в которое возвел Сын Божий Свою земную Матерь Приснодеву Марию, благодаря чему человечество, имея Небесного Отца, и Сына Спасителя, и Святаго Духа Утешителя, обрело еще и Небесную Матерь, Спасительницу нашу по дарованной Ей благодати, в том смысле, как это было раскрыто нами выше.

За что же Господь дал Деве Марии такую благодать? За то лишь, что Она дала согласие послужить делу спасения, «великому вочеловечения делу», исполнила то, что желал Господь: «Се раба Господня, буде мне по глаголу твоему», - смиренно рекла Отроковице архангелу Гавриилу.

Благодаря Ее послушанию, мы имеем Небесную Заступницу, Ее Покров и уповаем на то, что Ее молитвы пред Распятым на Кресте Сыном Своим спасут Россию, Русь Святую от конечной погибели, а Святую Церковь от поругания.

Юрий Рассулин

«Аз есмь с вами и никтоже на вы», Юрий Рассулин

Previous post Next post
Up