http://aleksgor.blogspot.ru/2016/12/blog-post.html1.Литовский нацизм
К 1941 году в Литовской ССР общая численность населения составляла 2550 - 2659 тыс. человек. По национальному составу литовцев было 1870 тыс. (70%), евреев 225 тыс. (8.5%), поляков 348 тыс. (13%), русских 56.9 тыс.(2%), белорусов 31.3 тыс. (1%) от всего населения. После Великой Отечественной войны 1941- 45 г. Литовская ССР потеряла 1/3 (850 тыс.) своего населения.
По классовому составу преобладало сельское население, крестьянское, мелкобуржуазное, которому созвучны идеи национал-социализма, в том числе Гитлера. Хотя литовские националисты не в полной мере воспринимали идеи фашизма, но иногда бежали впереди паровоза Гитлера.
Известно, что литовские нацисты совместно с немцами убили 95% еврейского населения - это составляет 200-220 тыс. евреев. Так в 1944 г. в Литве осталось всего 600 евреев. Остается 630 тыс. человек (850 - 220=630 тыс. чел.). Многие уехали, другие бежали с фашистами в Германию. Однако известно, что уже до 22 июня 1941 г. в Литве действовал Литовский фронт активистов, на основе которого были сформированы во время войны 35 батальонов охраны "Шума", полиции, а также пехотные полки войск СС. Получается, что в Литве около 17.5 - 21 тыс. литовцев служило Гитлеру, которые выполняли полицейские, карательные функции на территории Литвы. Они в конце войны либо были убиты, либо бежали вместе с родственниками в Германию и далее.
Часть граждан Литвы воевала в 16-й Литовской Клайпедской Краснознаменной стрелковой дивизии, которая была сформирована в 1941 году, несла потери, проходила переформирование. Её штатная численность была 14.4 тыс. бойцов.
Из разных источников известно, что в Литве немцы и литовские нацисты по минимальным подсчетам убили, уморили голодом более 172-229 тыс. военнопленных солдат РККА, более 436 тыс. мирных жителей в лагерях. В общей сложности литовские нацисты и немецкие фашисты убили более 885 тыс. человек в Литве, а сама численность Литвы на момент начала войны в 1941 составляла 2.6 млн. человека. В Литве каждый из 17.5 - 21 тыс. литовцев, служивших Гитлеру и выполняющий полицейско-карательные функции, причастен к указанным убийствам. На одного палача литовца приходилось 45 убитых граждан СССР. В Литве находился Каунасский концлагерь, занимавшийся геноцидом советских граждан, что было признано официально, но в Литве подобных лагерей было 9, а общее число лагерей превышало 16.
Не все нацисты-литовцы сбежали с вермахтом в Германию, многие остались в самой Литве, перешли на нелегальное положение, ушли в лес. НКВД СССР проводил работу по очищению Литовской ССР от нацистов и в 1945-48 из Литвы было выслано в Сибирь на спецпоселение более 47.5 тыс. таких нацистов. В 1949 г. - 25.5 тыс. литовских националистов. На 1953 г. в спецпоселениях СССР числилось 75-81 тыс. высланных из Литовской ССР. Причем, ссыльным было предоставлено жильё, работа на новом месте жительства.
2.Развал Литовской ССР на религиозно-националистической основе.
Литовская ССР просуществовала с 1940 г по 11.03.1990 г., кроме объективных причин развала СССР, которые заложил, усилил оппортунист Сталин, были и факторы, которые использовались открытыми врагами социализма.
Для развала Литовской ССР противники использовали раскол пролетарских классов, их расслоение по национальному, религиозному признаку, и консолидацию противников социализма на основе национальной, и религиозной почве. Враги начинали с национализма, а позже его усиливали до литовского нацизма.
В 70-х в Советской Литве действовала Литовская хельсинская группа под прикрытием правозащитной деятельности. В конце 70-х годов образовалась Лига свободной Литвы, Католический комитет защиты прав верующих в составе 5 ксендзев. Литва изначально была страной аграрной, где преобладало мелкобуржуазное крестьянство и религия имела большое значение для населения. Более того, в Литве сохранялся консервативный католицизм, который был меньше подвержен реформации, как, например, в Латвии и в Эстонии, где он был реформирован в лютеранство, и тесно связан с немцами Германии. Эта особенность повлияла на то, что литовцы не восприняли германский фашизм (политический режим) в полном объеме, и пытались создать собственный литовский нацизм, отличный от фашизма Гитлера. В силу чего политические процессы, борьба буржуазных классов против восставших пролетарских классов имела религиозную форму, и католическая церковь шла в первых рядах нацистов, занимаясь больше политикой чем религией. Клирики закачивали в мозг народу вместе с религией нацизм. Борьба не прекращалась. Уже с 1946 по1947 год в Литовской ССР были арестованы, почти, все епископы за сотрудничество с фашистами Гитлера и пропаганду нацизма. В 50-е годы 1/3 (600 человек) священников Литвы была арестована и осуждена. Принцип отделения церкви от государства был мало эффективен, когда советское государство отказалось от богоборчества, борьбы с церковью на основе научного атеизма. Если в 1971-72 г., примерно, 17тыс. католиков Литвы обратилось с посланием к Л.И. Брежневу вернуть свободу слова, совести, то уже в 1979 г. более 148 тыс. католиков подписало петицию с просьбой вернуть им собор в Клайпеде. К 1980 г. в Литве действовало 628 церквей, 708 священников, которые в религиозной форме читали политические проповеди, что нарушало требования Конституции СССР, Литовской ССР, но правоохранительная система уже не могла пресечь массовые нарушения. Само литовско-католическое движение было националистическим. Происходило сращивание религии и политики. Например, около 30% комсомольцев были верующими католиками, часть которых позже вступила в КПСС, что сильно ослабляло коммунистическое движение Литвы.
В то врем католическую церковь возглавлял Папа римский Иоанн Павел II. Нужно отметить, что католическая церковь была на стороне Гитлера, служила фашистам. В 1988 г. Папа римский назначил епископов Литвы, а кардиналом - В. Сладкявичюса, который был ярым антисоветчиком, и фактически находился под домашним арестом. В 1989 г. при возвращении верующим Вильнюсского кафедрального собора Сладкявичюс провел службу, на которой уже присутствовало 20 тыс. человек. Фактически римско-католическая церковь подпольно руководила политическими процессами против советской власти.
3.Роль верхушки ЦК КПСС в изменении советского гражданского общества, в развале Литовской ССР.
Сразу нужно оговориться, что перестройка "социализма" (его не было) началась 23.04.1985г. с Пленума ЦК КПСС, затем она была продолжена в 1987 г. на Пленуме ЦК КПСС. Перестройка началась не с самой партии - КПСС, а с советского общества, что открыло двери силам, которые были против социалистического пути развития, и находились в законсервированном состоянии. В это же время КПСС не реформировалась, а ещё сильнее консервировалась и отстранялась от процессов, которые шли в Советском обществе, но декларировался поворот к ленинской политике.
Что это дало? С одной стороны, верхи ЦК КПСС хотели реформировать советское общество и пошли на создание организаций в поддержку Перестройки. Так был создан Саюдис (движение), " Литовское движение за перестройку" (ЛДП) в 1988-98 годах. На базе Академии наук в Литве собралось 500 человек и в комитет движения вошли 35 деятелей культуры (писатели, поэты, музыканты, актеры, переводчики, архитекторы), в том числе 3-и секретных сотрудника КГБ СССР, а 17 участников комитета были членами КПСС-КПЛ. Учреждение Саюдиса в 1988 г. проходило и освещалось международным пресс-центром, было аккредитовано более 400 журналистов, в том числе 103 из 17 стран, что уже не обошлось без иностранного вмешательства. В 1988 г. секретарь ЦК КПСС А. Яковлев, приехав в Литву, поддержал Саюдис, одним из руководителей которого был В. Ландсбергис, сторонник правых националистических взглядов, а его отец ещё при фашистах в 1941 г. входил во временное правительство Ю.А. Брайзайтиса. Именно Бразайтис в 1941 г. подписал приказ об отправке евреев в лагеря смерти и в гетто. Отец Ландсбергиса во временном правительстве был министром коммунального хозяйства и отвечал за организацию еврейского гетто в Каунасе. Советская власть довела реформу советского гражданского общества до того, что усиление Саюдиса доведено было до 180 тыс. человек, были созданы ячейки организации на предприятиях, так медленно менялась политическая система, закрепленная Конституцией Литовской ССР. Мало того, что Саюдис был легализован политически, но он ещё получил возможность участвовать в строительстве государственной власти, и выдвигал кандидатов в депутаты (более 1тыс.) на съезд Советов.
Слияние религии, политики в одном лице - это не эмансипация (освобождение личности), а манципация - попадание в полную зависимость. Уже многие члены КПСС были католиками, националистами и участниками Саюдиса. Классовая структура и организация общества была разрушена. В силу формального объединения таких социальных противоречий в одной общественной организации, представители Саюдиса в 1988 г., состоящие из членов КПСС, националистов и католиков, стали избирали секретарей горкомов, парткомов КПСС в Литве. Саюдис уже не столько конкурировал с КПСС, сколько вышел из под влияния коммунистов, и сам возглавил большую часть населения Литвы. "Литовское движение за перестройку"(Саюдис) избирает В. Ландсбергис председателем совета сейма Саюдиса. В 1989 г. Саюдис выдвигает самостоятельные политические требования об отделении от СССР, а на выборах в Верховный Совет СССР получает 36 депутатских мандатов из 42. Уже 06.02.1989 г. происходит встреча представителей Европейского парламента с членами Саюдиса, Демократической партии и епископом Литвы, и Саюдису поручается представительство в Европарламенте. Так произошло легальное переформатирование советского общества и переподчинение его от КПСС к европейскому капиталу, и политическим институтам.
4.Организация гражданского общества по типу буржуазных стран, где господствует нацистский режим.
С другой стороны, проходило формирование политической системы буржуазного общества, легализация нацистских партий, организаций. В 1989 г. восстановлена Литовская демократическая партия. Литовская христианско-демократическая партия воссоздана политзаключенными, представителями Литовской Хельсинской группы, правозащитниками. Создан Союз литовских националистов "Таутининики" - националистическая крайне правая организация, а также Литовский национальный молодежный союз "Молодая Литва". Действовало Католическое объединение женщин. Как видно изначально началось политическое дробление советского общества по религиозному, националистическому принципу. Кроме политических партий создаются общественные объединения юристов, библиотекарей, кинематографистов, инженеров, женщин, писателей, то есть организация общества не по классовому принципу защиты своих социально-экономических прав, а по трудовой функции, что позволяет дробить единый пролетариат на производстве. Был создан и Союз рабочих Литвы.
В 1990 г. в Литве появились следующие партии: Литовская крестьянская партия, Партия независимости, Литовский либеральный союз, Литовский союз политических заключенных и ссыльных, Литовские христианские демократы. К концу 1992 г. в Литве создано более 11 партий, а за 1993-1993 годы добавилось ещё 17 политических партий. В 2007 г. уже насчитывалось более 37 политических партий, из которых 18 реально действовали. Как видно нацистская власть делала всё возможное, чтобы пролетариат, трудящиеся классы лишить экономических знаний, способов защиты своих прав и свобод (блокировался рост профсоюзного движения), классового сознания у молодежи (ВЛКСМ), политического сознания (запрещены коммунистические партии). Фактически сценарий возрождения нацизма в Литве был списан у Гитлера. В результате 25.09.1990 г. появился Закон Литовской Республики "О политических партиях", который блокирует появление политической системы пролетариата, а коммунисты загнаны в подполье.
5. Финансирование падения Советской власти в Литовской ССР и реформации общества.
Финансирование развала Советской власти в Литве проходило через римско-католическую церковь, но когда политический режим смягчился в условиях Перестройки, тогда появились частные спонсоры и иностранные разведки. Еврейская община Литвы не принимала и не принимает участие в укреплении нацизма, так как была полностью уничтожена (220 тыс. евреев убито) литовскими нацистами и немецкими фашистами, напротив, оказывает пассивное сопротивление. Сегодня сами евреи Литвы страдают от власти нацистов, подвергаются литвинизации, как русские и поляки. Антисемитизм в Литве носит ограниченный характер - это достижение состоит в том, что нацисты с 2008 г. не кричат на своих маршах "евреи - вон". Нацистская власть пытается реформировать общину евреев Литвы, для чего был уволены главный раввин, общественные деятели и культуры за несговорчивость. Имеется попытка навязать литовской еврейской общине Емануэлиса Зингериса, являющегося международным активистом сионизма и другом литовского нацизма В. Ландсбергиса, но евреи Литвы его не принимают. Не помогают Е. Зингерису и контакты с Аргентинской еврейской общины (250 тыс. человек, бежавших от фашизма Гитлера. Е. Зингерис обращался к М. Ходорковскому ( круг Киссинджера и Д.Ротшильда), чтобы найти поддержку, но результатов нет.