73 ГРАДУСА НИЖЕ ЭКВАТОРА. Часть 9.

Apr 14, 2015 14:05



Утром снова было все в молоке.
Мы нормально выспались, хотя сон был беспокойным. Я пару раз просыпался, мне казалось, что то на меня напали полчища блох, то пытается забодать олень.

Коли до сих пор не было. После завтрака мы с Аркадием пошли в дальний домик, поговорить с охотниками, чтобы они сгоняли на снегоходе за Колей. Ребята были не против, вопрос был лишь в бензине, и мы слили с уазика 15 литров.
Местные, кстати, такие ничего ребята. Снегоходы Ямаха, свежие, годов 11-12-х, нормальные карабины Вепрь, Сайга - не СКС и Бураны. При этом, в нашем домике стоит радио-трансивер ICOM. Они каждый день выходят на связь с Юрюнг-Хаей, сообщают ситуацию. На крыше домика телеантенна.









А еще вот такая книга лежала в домике



Охотники укатили. Нам ничего не оставалось, кроме как ждать, и я пошел поднимать антенну. Запитались с генератора, унесли его в сарай, чтобы не слышать жужжания. Стали размораживать рыбу, чтобы пожарить. Ждать, пока приедет Коля и появиться видимость.

Через два с половиной часа вернулись охотники. Их ответ нас немного поставил в тупик. На вопрос ну как как там, они сказали, что Коля сейчас сам все скажет. При этом , с их слов, Коля едет на снегоходе….

Коля приехал через сорок минут. На снегоходе из кузова. За снегоходом были прицеплены сани, в котором лежала бочка и четыре канистры из под автохимии, в которых мы еще в Усть-Куте налили соляры.

КАМАЗ сломался. Полетел задний редуктор. Он отъехал от места позавчерашнего ремонта совсем чуть-чуть. Я нарезал Коле бутербродов, налил чай и мы стали его слушать.

Хотя чего слушать то - закономерный конец. Перегруженный КАМАЗ, вот и вся история. Трансмиссия не выдержала сраных холодильников и нашего топлива.

Колина идея была проста. В санях бочка бензина и 100 литров соляры. За домом стоит КАМАЗ его друга, в нем топливо, его можно взять, он потом зальет туда нашу бочку . Когда потом? Когда отремонтирует свой. Как он его отремонтирует? Сейчас он допьет чай, и поедет в Таймалыр, возьмет брата с его КАМАЗом, они приедут, поставят новый редуктор, и он догонит нас в Усть-Оленьке. А мы пока поедем туда и будем там его ждать.

Отличный план….

Пока мы решили его обсудить, Коля допил чай, сказал пока, сел на снегоход и уехал. В Таймалыр. До которого было порядка 120 км по прямой.

Ситуация была огонь. Мы сидели на базе без топлива и без основных запасов еды, которые остались в прицепе. Я вспомнил чьи то слова, да нахрен перекладывать из прицепа, вот же он…. Подумал о том, что слава богу, снял канистры.

В любом случае, нужно было идти в Усть-Оленек. Там есть полярная станция, есть несколько домов, ну и все равно идти вперед.

Стали тихонько собираться. Пожарили рыбу. Аркадий с Семой пошли заправляться. КАМАЗ за домом порядочно занесло. Он стоял здесь уже больше года, что то с двигателем. Достали с багажника насос, опустили в бак, Сема решил проверить уровень, и постучал им об дно. Насос сломался.

Мда… Достали запасной. Решили больше не стучать об дно. Сема стал заливать первый. Вошло почти 120 литров. После стал заправлять Аркадий, но почему то , сначала решил плеснуть соляры на снег. Она была черная, как сажа. Приехали…

Сема залил полный бак какого то дерьма. При этом Патруль вроде бы работал. Аркадий напрочь отказался заливать такое, и залил 100 литров с канистр из под автохимии. За этим всем и стемнело. Я доубирался в доме. А на небе зажглось полярное сияние.



Сначала скромно, не хотя.. Но внезапно стало разгораться сильнее и сильнее.



Это было наше первое сияние в этой поездке. Все повыскакивали на улицу, я достал штатив.





И было все круче!!!



Класс. Вот прям радость. День потупили, а в конце вот так вот. Однако, Аркадий стал ворчать, вот не едем, щас не успеем, только развеяло… Все куда то разбежались.

Я продолжал убирать срач, что мы развели в доме. А еще мне предстояло заправиться. И сложить антенну. При этом стал поджимать морозец.

Сначала удалось слить с бочки литров 20 в бак, и 20 л в канистру. Потом, мы с Серегой с боль в пальцах подняли 160 литров в бочке на какую то пустую, чтобы сливать со шланга. С отсосами сегодня не везло, я нормально хлебнул бензина. Отплевавшись, я с 10-й попытки умудрился заставить течь бензин в бак. Почти 120 литров входило больше 20 минут. Я стал околевать в кроссовках. Остатки бензина пришлось выливать в ведро, поднимая и наклоняя бочку. Пальцы стало просто ломить от боли и холода я слил все до капли. Во все канистры, в канистру из под тосола и две пустые бутылки из под кока-колы. Больше бензина у меня не было. На борту было 320 литров. Вокруг был туман, где то непонятно шарахались все остальные. Кое кто, я даже знаю, подремывал… Норм короче. Это к вопросу кстати о том, что здорово отдыхать в экспедициях…

Аркадий уже бил копытом. Конкретно стоял в колее и наверное, косо смотрел на нас всех. Опустился туман, но видимость была еще ничего.



Снег опять был тяжелый. Мы продолжали идти на 0.3атм. Даже легкая 105-ка валилась как здрасьте.



Шел четвертый час ночи. Мы продолжали биться. Аркадий настаивал на том, чтобы дойти до р.Булколонах. Из сорока километров мы прошли 20. Я не спал весь день, делая заметку в Жж, потом сложный вечер и вот мы рубимся полночи. Честно говоря, усталость уже валила с сидения , и я начал подтупливать. На мой вопрос, а для чего этот подвиг, мне каждый раз отвечали, что а вдруг завтра не будет погоды…

Внезапно мы пересекли мощную просеку в снегу - прямо перпендикулярно нам проходила расчищенная дорога и вдалеке светились огни, было видно, что там ходит какая то техника. В рацию пробивались какие то хрипы.

И вот я поймал себя на мысли, что совершенно не хотел бы знать, что там происходит. Во-первых АБСОЛЮТНО НЕ ПОНЯТНО, ОТКУДА здесь взялась техника. Откуда она пришла, каким образом… Во-вторых, что она там делает… В голову полезли всякие идиотские мысли типа Секретных материалов и прочего. Собственно говоря, никто в нашей команде не захотел узнать что там, и мы быстро прошмыгнули мимо. До реки оставалось окло 10 км, а у меня уже поплыли зайцы перед глазами.

Аркадий упорно ехал вперед. До реки оставалось пять км. Шел шестой час уже утра. Я уже слабо понимал, что происходит, просто держался за Тоетой. Патруль куда то подотстал, и мне даже не хотелось спросить , что происходит.

Внизу показалась река. Мы выехали на берег и я стразу стал парковаться на ночь. Аркадий стал предлагать проехать еще немного, пока едется. Я послал всех в рацию, и прямо в одежде залез в спальник. Перед тем как провалиться в забытье еще услышал, как Рома сказал, что они застряли на склоне берега , но мне было уже откровенно наплевать . Последняя мысль была о том, что больше я так ездить никогда не буду.

Утром ярко светило солнце. Я посмотрел на часы - было почти 12. Я заварил кофе. Почти все уже встали. Нужно было двигаться дальше.
Мы спустились в реку и двинулись - до Усть-Оленька оставалось порядка 60 км.



Булколанах был заполнен наледями. Огромными, по несколько десятков метров, высотой с автомобиль. Таких больших я не видел, и было страшновато.



Сегодня я ехал совершенно расслабленно, наглядно показывая, что плюю на график, и подвигов больше ставить не собираюсь. К тому же у меня гудела голова, и как то неприятно накрывало знакомым туманом. Кажется я вчера перемерз.



Камера совсем наполнилась мусором, это было же видно даже в экранчик.



Создавалось впечатление, что снег стал еще плотнее. Про третьи передачи уже никто не вспоминал, мне с трудом удавалось идти на второй.



Кстати, отсюда мои любимые фото. Хоть они и наполнены мусором, но почему то я вспоминаю их с наибольшей теплотой. Может потому, что я знаю, как было тяжело в эти дни. И мне , и уазику. А эта та самая заглавная фотография.



Тут мы вышли в р.Оленек. Это должно быть было радостно, потому что предвещало океан, но нас встретили торосы и не меньший снег. А еще, навстречу попался Алтаец.

Алтаец живет на Алтае. Каждый год, он садится в свой КАМАЗ, и с двумя товарищами, с Алтая они едут в Усть-Оленек за рыбой. Он берет на борт 12 тонн рыбы, что-то около 40 руб за килограмм и едет обратно на Алтай. Там он ее продает. На эти деньги он живет целый год. Если применить занимательную арифметику, то можно выяснить, что получаются не плохие деньги. А теперь ответьте - вы готовы так зарабатывать? Готовы ездить в Усть-Оленек за рыбой ?? :)

До Усть-Оленька оставалось каких то 15 км. Его даже было видно. Навстречу шло два Урала. Сейчас уже не помню, куда они ехали, молодые ребята. Сказать, что удивлены - ничего не сказать. Они едут с Тикси, и о! вспомнил - развозят груз по полярным станциям. Едут чуть больше недели. 600 км. Вот этот участок, что на фотографии ниже, в 10 км едут с утра, с 9 часов. Сейчас почти 15.00. Машины просто не едут, натаптывают в час по километру. Сообщили хорошие новости - недельная пурга кончился, и лед чистый, говорят, что мы дойдем до Тикси за два дня.
Эти же 10 км мы прошли за 20 минут. Вот такая разница.



Мня совсем накрыло. Я дотянул о берега и остановился прямо в колее. Поднялась температура до 38. Выпил пакет терафлю, съел три таблетки парацетамола, две аспирина, запил все водой и отключился под звук работающего двигателя.


Проснулся через пару часов. Никого не было. Пустые Тоета и Ниссан стояли на берегу рядом со мной. Было видно, что ребята пытались заехать на берег в деревушку из 20 домов. Я выпил еще пакет терафлю, сожрал банку тушенки из сухпайка и опять заснул.

Меня разбудили через час. Все ходили на полярную станцию. Общались с полярниками, пообедали с ними. Выяснили, что ночью сюда приезжал Коля, заправился, попил чаю, отказался спать и отдыхать, и со словами, у меня там ребята в тундре, уехал в Таймалыр.

И вот про Колю. По каментам, я уж вижу разное отношение. Пожалуй надо прояснить. На самом деле, Коля нормальный мужик. Он не пытался ни кинуть, ни слинять, ни сделать ничего плохого. Просто он живет в другом измерении. Время у них тянется по-другому. Живут по принципу, не успели сегодня, успеем завтра. Он по-своему хороший человек. Просто другой. Не видит плохого в том, что видим мы. Но при этом, он не забил на нас - вот не стал спать, а ночью пошел в Таймалыр.

Аркадий начинает убеждать меня , что надо идти в Тикси. Типа, погода отличная, есть шанс дойти быстро. Собственно говоря , у меня есть несколько вопросов. Первое, что станет с самим прицепом и хранящимися там моими вещами и оборудованием, и второе, главное, на какие капли топлива мы доедем до Тикси то ??!? :) Короче, я говорю нет, я остаюсь здесь ждать Колю,

Аркадий, говорит, ну ты же бочку залил ! Сколько топлива? Ну хорошо, я если и потратил на эти 80 км литров 140, то у меня еще почти 180, но их НЕ ХВАТИТ на 500 км до Тикси!!!! И соляры то все равно нет! По моим подсчётам в баках дизелей оставалось литров по 40-50.

И тут… Они улыбаются и говорят, что поменяли бочку соляры на водку.

Приехали. На водку. Кто не знает в чем фишка, то многим народностям Крайнего Севера и Алтая-Тывы нельзя какбэ водку….

Т.е. через час здесь будет ад. Местные выпьют, и в поисках продолжения вскроют наши машины.
Если им не менять водку на соляру, то все равно нам плохо - уже все знают, что у нас есть водка. Нас все равно вскроют.

Оставаться здесь нельзя. Я начинаю орать. Все говорят фигня, Леха, если у нас не хватит топлива, мы доедем на одной машине, но ты не ссы, лед говорят чистый, и рубилова не будет. Про прицеп теперь тоже не понятно, Коли нет, местные говорят, что брат его нафиг не поедет за ним в тундру - он собирается уходить с караваном в Якутск. Больше того, есть некая колея, напрямую с Таймалыра на Тикси, и даже если Коля починиться, то он не пойдет здесь, через океан.

В общем, кричи не кричи, оставаться в деревне нельзя. Вон уже едет снегоход с бочкой и с ним еще 4 человека на двух снегоходах. Надо реально валить.

Меня немножко отпустило с температурой. Пока ребята заливались, я еще немного поел. Мы тронулись, и через 20 минут мир перевернулся.

Мы вышли в море Лаптевых.



Сразу за поворотом, в 3 км от деревушки, река Оленек закончилась, и вперед был только бескрайний лед.



В этот момент я забыл обо всем. О склоках, проблемах, прицепе, не хватке топлива, водке, и обо всем остальном.

Так далеко я еще не был. Это был апофеоз всей поездки. Я стоял на льду, под которым была вода моря Лаптевых. Она же, вода Северного Ледовитого океана.

Именно здесь понимаешь, что границ нет. Можно все. Нет ничего такого, что нельзя. И отключил мир, и просто стоял и смотрел.



Этот вид всегда будет со мной. Это было даже круче штурма Гурлы-Мандаты в Гималаях. Моя машина привезла меня на море.

Сегодня будет удивительная ночевка. Спать, когда под тобой, возможно плавают атомные подводные лодки. Но ты об этом не знаешь. Тебе просто немного страшно, от того, что под тобой полторы сотни метров глубины. Бездна в обе стороны.



А чтобы не было страшно, на небе включили Северное сияние.



Подарок к насыщенному дню в далеке от дома.







И я еще долго не мог уснуть, слушая стук сердца и шелест двигателя.

экспедиция, Северный Ледовитый, Якутия, 73 НИЖЕ ЭКВАТОРА

Previous post Next post
Up